Особенности развития коммуникативных способностей у детей с нарушениями речи | Афанасьева Наталья Михайловна. Работа №304007
В статье говорится об особенностях формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Дети, у которых имеются речевые нарушения, в большей степени нуждаются в развитии коммуникативных способностей. Нарушение речевой функции негативно отражается на коммуникативном процессе и процессе социально-психологической адаптациидетей в обществе на любой ступени развития. Для преодоления негативных последствий необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с такими детьми.
А также в статье приводятся примеры упражнений для развития таких навыков.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи
В настоящее время среди детей с ограниченными возможностями здоровья одну из самых многочисленных групп составляют дошкольники с нарушениями речевой функции. Различные аспекты психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи исследованы Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной, Е.В. Лавровой, В.И. Селиверстовым, С.Н. Шаховской, М. К. Бурлаковой, Л. Г. Парамоновой, Т. Б. Филичевой, Л. И. Беляковой и др.
Отдельные стороны коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями явились предметом исследований в работах Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и др. Авторы указывают на:
трудности формирования коммуникативных навыков
,
крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении;
наличие серьезных трудностей в организации речевого общения дошкольников с тяжелой речевой патологией;
взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений;
влияние выраженности речевого дефекта на межличностные отношения детей с нарушениями речи.
Ведущими учеными и практиками подчеркивается, что одной из приоритетных задач системы специального образования является оказание своевременной комплексной психолого-педагогической помощи и создание коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации детей с отклонениями в развитии. В то же время для эффективной организации коррекционно-педагогической работы с детьми необходимо изучение у них особенностей формирования разных сфер психики. В частности, для разработки технологий коррекционной помощи по формированию навыков социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо исследование у них особенностей формирования навыков общения.
Дети, у которых имеются речевые нарушения, в большей степени нуждаются в развитии коммуникативных навыков. Любое нарушение речевой функции негативно отражается на коммуникативном процессе и процессе социально-психологической адаптации детей в обществе на любой ступени развития.
Любое тяжелое нарушение речи сопровождается недоразвитием определенный психических функций, что негативно сказывается на формировании и развитии социально-коммуникативных навыков. У детей с ТНР часто встречаются лексические и фонетические нарушения. Дети испытывают значительные затруднения при формировании слоговой структуры слова. Вторичный дефект подобного нарушения речи служит поведенческий негативизм, влияющий на формирование личностно-эмоциональной сферы детей.
Так как волевые процессы у детей с нарушением речи ослаблены, то возникают сложности в коммуникативных ситуациях, особенно когда возникает необходимость в развернутых выражениях своих мыслей. Дети с нарушениями речи имеют слабо развитые социально-коммуникативные навыки, поскольку они безынициативны, не уверены в собственных поступках и действиях.
Детям сложно воспринимать речь говорящего, что приводит к неразвитым навыкам общения, снижению вербального мышления и обобщения. В некоторых случаях, например, при сенсорной алалии, речевой акт нарушен вследствие повреждения речеслухового анализатора, что приводит к непониманию ребенком речи окружающих и к невозможности или затруднению коммуникативного процесса. Дети дошкольного возраста могут понять отдельно взятые слова, но в контексте предложения или монологе, даже небольшом, эти слова теряют свое смысловое значение. К тому же основная масса детей с ТНР стеснительны при общении с людьми, так как понимают свой речевой недостаток, что в свою очередь затрудняет формирование и развитие социально-коммуникативных навыков. В собственной речи дети используют развернутую фразу, но в ней наблюдаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Вследствие чего свободное общение детям с общим недоразвитием речи третьего уровня дается трудно. Дети чаще вступают в контакт с людьми только в присутствии своих близких или знакомых, которые могут пояснить то, что они хотели сказать.
Особенности взаимоотношения детей с ОНР формируются в связи со спецификой их личностного развития. У детей с ОНР отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, отрицательно сказывающихся на процессе коммуникации. Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова отмечают, тот факт, что у детей с ТНР снижен уровень общения, что способствует возникновению у детей стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости. Все это, в свою очередь, влияет на активность в речевой деятельности и непосредственно личностную активность, в результате возникает ограниченность свободного общения, препятствия для развития познавательной и речевой деятельности у детей.
Особенности таких сторон речи, как экспрессивной и импрессивной обуславливают трудности в диалогической речи. Дети не только стремятся мало говорить, но и замыкаются совсем, отсюда следует, что происходит нарушение главной функции речи – коммуникативной.
Дефицит средств общения и отсутствие полноценных условий для накопления достаточного опыта речевой деятельности усугубляет отсрочку формирования социально-коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи и значительно удлиняет сроки их развития. Обобщающая функция формируется неполноценно, поскольку нарушена коммуникативная функция речи. Речевые способности детей с тяжелыми нарушениями речи не могут в достаточной степени обеспечить правильное восприятие и сохранение информации при расширении ее объема и при усложнении содержания информации при развитии общения с окружающими людьми. Дети неспособны формулировать и передавать свои мысли и чувства с помощью речи во многих ситуациях и видах деятельности. Зачастую они нуждаются в дополнительных наглядных материалах, способных помочь им выполнить разные мыслительные операции.
Ребенок испытывает трудности при вербальной организации своего поведения, при использовании связных высказываний, вследствие этого, в процессах коммуникации происходят различные конфликты, поскольку отсутствуют адекватные формы вербального общения.
При изучении речевого общения в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Л. Г. Соловьева предположила, что речевые и социально-коммуникативные навыки взаимообусловлены. Снижение потребностей в общении, несформированность различных форм коммуникаций, незаинтересованность в контактах, выраженный негативизм, а также неспособность ориентироваться в пространстве, являются факторами, которые препятствуют процессу полноценного общения. Все научные исследования доказывают важность общения детей со своими сверстниками для формирования целостной личности ребенка. А. А. Рояк отмечены два типа трудностей в общении:
- операциональные – трудности в игре, которые возникают вследствие недостатка знаний, умений и способов реализации игровых действий;
- мотивационные – трудности, в результате которых перестает быть ведущей потребность в общении, а также смещается иерархическая последовательность самих целей общения.
Рояк А. А. выделяет следующие проявления в поведении ребенка, возникающие при трудностях взаимодействия с окружающими:
- ребенок стремится к сверстникам, но они его не принимают в игру;
- стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
- уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
- уходит от сверстников, и сверстники избегают контакта с ним.
Поведение детей, со схожими речевыми диагнозами, не всегда одинаковое. Есть группа детей, которые легко взаимодействуют со сверстниками и выстраивают дружеские взаимоотношения. Дети этой группы хотят выделиться, вне зависимости от того имеются у них положительные личностные качества или нет. Также выделяют ещё одну группу детей, которым трудно устанавливать контакты со сверстниками. Дети данной группы плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям, они чаще выбирают игры, которые не требуют взаимодействия с людьми, у них может отмечаться речевой негативизм. Дети с ТНР обычно не участвуют в совместных играх и оказываются изолированными от сверстников. Некоторые дети замыкаются в себе и не стремятся к общению, другие дети привлекают внимание негативным поведением, тем самым отталкивают сверстников от себя. Детям старшего дошкольного возраста с низкими социально-коммуникативными навыками сложно работать с партнером или участвовать в коллективной игре, так как:
они редко ориентируются на другого человека,
плохо
владеют навыками сотрудничества,
имеют ряд особенностей в формировании социально-коммуникативных навыков вследствие своего речевого дефекта, что оказывает негативное явление на развитие личности ребенка.
Таким образом, дети с нарушениями речи испытывают значительные затруднения в формировании социально-коммуникативных навыков. Детям сложно первыми вступать в диалог, правильно распознавать эмоциональное состояние партнера по общению, выбирать необходимую линию поведения, выполнять упражнения, связанные с речевыми заданиями.