Название статьи:
Особенности развития речи дошкольников с ЗПР | Чеботарева Виктория Викторовна. Работа №303777
Дата публикации:
30.10.2022
Автор:
Чеботарева Виктория Викторовна
Описание:
Аннотация:
В настоящее время в системе дошкольного образования особое внимание уделяется развитию речи детей, которая является основой социализации ребенка в окружающем мире, способом налаживания коммуникативных контактов с окружающими.
В статье раскрываются собенности развития речи дошкольников с задержкой психического развития. Рассматриваются педагогические технологии, оказывающие положительное влияние на речевое развитие детей в процессе работы воспитателя в рамках непосредственной образовательной деятельности.
Чеботарева Виктория Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с № 105 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Особенности развития речи дошкольников с задержкой психического развития
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К.Д.Ушинский
Владение человеком речью является его главной отличительной особенностью. Речь ребёнка начинает развиваться с самого рождения и формируется в течение всей жизни. По мере развития дошкольного образования всегда уделялось особое внимание к развитию речи детей, так как с помощью речи ребёнок полностью социализируется в окружающем мире и начинает налаживать коммуникативные контакты с окружающими. По мере внедрения ФГОС в дошкольное образование повысились требования к уровню развития дошкольников, в том числе и к речевому развитию детей:
- Процесс реорганизации дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения.
- Инновационные процессы затрагивают систему дошкольного образования.
- Развитие дошкольного образования не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
- Инновационные технологии позволяют педагогам выйти на уровень профессионализма [5].
Вопросы развития речи дошкольников с задержкой психического развития актуальны на сегодняшний день. Как известно по многочисленным исследованиям учёных было установлено, что речь детей с задержкой психического развития характеризуется замедленным темпом речевого развития, в ней присутствуют многочисленные нарушения: недостаточность дифференциации речеслухового восприятия; нарушение звукопроизношения; бедный словарный запас; дети не различают смысл отдельных слов; не различают тонкие оттенки речи.
Для исправления данных нарушений требуется долговременная работа, в которой будут принимать участие весь педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения. Правильное развитие речи дошкольников с задержкой психического развития необходимо для подготовки детей к обучению в школе и комфортного взаимодействия с окружающими, т.к. для детей данной категории по исследованиям учёных (Дьячнко М.М., Кандыбович Л.А. и др.) характерны трудности в овладении грамотой и письмом.
Традиционный способ развития речи детей заключается в том, что речь педагога, который работает с группой детей или индивидуально с ребёнком является образцом для подражания. Основной приём, используемый в ходе НОД – образец рассказа педагога. В современной дошкольной педагогике существуют более актуальные и положительно влияющие на развитие речи дошкольников приёмы такие как: мнемотехника (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большёва, Л.Н. Ефименкова); наглядное моделирование (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.); графические схемы; синквейн (Аделаида Крэпси); денотативный метод (Г.Е. Сычева); мультимедийные технологии; игровые технологии; работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, семинары-практикумы, наглядная информация, составление и обработка анкет, блиц-тестов, индивидуальные практикумы, методические рекомендации по выполнению заданий, составление рекомендаций, памяток).
Использование педагогических технологий в ходе непосредственной образовательной деятельности оказывают положительное влияние на развитие речи дошкольников с задержкой психического развития.
Литература:
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
Скачать работу
Особенности развития речи дошкольников с задержкой психического развития
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К.Д.Ушинский
Владение человеком речью является его главной отличительной особенностью. Речь ребёнка начинает развиваться с самого рождения и формируется в течение всей жизни. По мере развития дошкольного образования всегда уделялось особое внимание к развитию речи детей, так как с помощью речи ребёнок полностью социализируется в окружающем мире и начинает налаживать коммуникативные контакты с окружающими. По мере внедрения ФГОС в дошкольное образование повысились требования к уровню развития дошкольников, в том числе и к речевому развитию детей:
- Процесс реорганизации дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения.
- Инновационные процессы затрагивают систему дошкольного образования.
- Развитие дошкольного образования не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
- Инновационные технологии позволяют педагогам выйти на уровень профессионализма [5].
Вопросы развития речи дошкольников с задержкой психического развития актуальны на сегодняшний день. Как известно по многочисленным исследованиям учёных было установлено, что речь детей с задержкой психического развития характеризуется замедленным темпом речевого развития, в ней присутствуют многочисленные нарушения: недостаточность дифференциации речеслухового восприятия; нарушение звукопроизношения; бедный словарный запас; дети не различают смысл отдельных слов; не различают тонкие оттенки речи.
Для исправления данных нарушений требуется долговременная работа, в которой будут принимать участие весь педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения. Правильное развитие речи дошкольников с задержкой психического развития необходимо для подготовки детей к обучению в школе и комфортного взаимодействия с окружающими, т.к. для детей данной категории по исследованиям учёных (Дьячнко М.М., Кандыбович Л.А. и др.) характерны трудности в овладении грамотой и письмом.
Традиционный способ развития речи детей заключается в том, что речь педагога, который работает с группой детей или индивидуально с ребёнком является образцом для подражания. Основной приём, используемый в ходе НОД – образец рассказа педагога. В современной дошкольной педагогике существуют более актуальные и положительно влияющие на развитие речи дошкольников приёмы такие как: мнемотехника (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большёва, Л.Н. Ефименкова); наглядное моделирование (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.); графические схемы; синквейн (Аделаида Крэпси); денотативный метод (Г.Е. Сычева); мультимедийные технологии; игровые технологии; работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, семинары-практикумы, наглядная информация, составление и обработка анкет, блиц-тестов, индивидуальные практикумы, методические рекомендации по выполнению заданий, составление рекомендаций, памяток).
Использование педагогических технологий в ходе непосредственной образовательной деятельности оказывают положительное влияние на развитие речи дошкольников с задержкой психического развития.
Литература:
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.