Особенности развития речи у детей с РАС: подходы и методы коррекции | Числова Анна Андреевна. Работа №350641
Аннотация: Статья посвящена особенностям развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и современным подходам и методам коррекции речевых нарушений. Рассматриваются основные характеристики речевого развития детей с РАС, а также значимость ранней диагностики и комплексной коррекционной работы. В статье акцентируется внимание на индивидуализированном подходе к каждому ребенку, важности учета особенностей восприятия и обработки информации детьми с аутизмом. Также приведены примеры эффективных методов работы с такими детьми, включая методы, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение восприятия речи и формирования навыков самовыражения. Работа направлена на поддержку специалистов, работающих с детьми с РАС, в их практике и стремление к максимальной интеграции детей в социальное и образовательное пространство.
Ключевые слова: дети с РАС, аутизм, развитие речи, коррекционная работа, методы коррекции, особенности речи, коммуникативные навыки, индивидуализированный подход, логопедическая помощь.
Числова Анна Андреевна, учитель-логопед
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Центр психолого-медико-социального сопровождения Речевой центр
Аннотация: Статья посвящена особенностям развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и современным подходам и методам коррекции речевых нарушений. Рассматриваются основные характеристики речевого развития детей с РАС, а также значимость ранней диагностики и комплексной коррекционной работы. В статье акцентируется внимание на индивидуализированном подходе к каждому ребенку, важности учета особенностей восприятия и обработки информации детьми с аутизмом. Также приведены примеры эффективных методов работы с такими детьми, включая методы, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение восприятия речи и формирования навыков самовыражения. Работа направлена на поддержку специалистов, работающих с детьми с РАС, в их практике и стремление к максимальной интеграции детей в социальное и образовательное пространство.
Ключевые слова: дети с РАС, аутизм, развитие речи, коррекционная работа, методы коррекции, особенности речи, коммуникативные навыки, индивидуализированный подход, логопедическая помощь.
Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является одной из важнейших проблем современной коррекционной педагогики. Особенности восприятия окружающего мира и нарушение нормальной коммуникации требуют применения индивидуальных методов коррекции, направленных на преодоление этих трудностей. Дети с РАС часто сталкиваются с задержкой речевого развития, нарушениями общения и социальной адаптации. Основной задачей специалистов в работе с такими детьми является не только восстановление нарушенных речевых функций, но и обучение детей основам общения, что способствует их интеграции в общество.
В первую очередь следует отметить, что дети с РАС могут иметь широкий спектр речевых нарушений. Некоторые дети вообще не говорят, другие имеют ограниченный словарный запас, а у третьих наблюдаются сложности в построении грамматически правильных предложений. Кроме того, нарушена также интонация речи, что делает её монотонной и однообразной. Аутичные дети часто проявляют интерес к определённым объектам, но затрудняются в установлении контакта с окружающими, что также сказывается на их речевом развитии.
Раннее вмешательство в виде коррекционной работы позволяет значительно улучшить речевые навыки детей с РАС. Важно учитывать, что каждый ребёнок уникален, и подходы к коррекции должны быть адаптированы с учётом индивидуальных особенностей. Одним из главных аспектов коррекции является создание комфортной среды для ребёнка, где он чувствует себя в безопасности и готов к обучению. Эмоциональная поддержка, чёткие и простые инструкции, а также постепенное введение новых видов деятельности — всё это способствует успешной работе с детьми с РАС.
При выборе методов коррекции важно учитывать, что дети с аутизмом могут иметь особенности восприятия речи и мира в целом. Например, многие дети с РАС обладают гиперчувствительностью к звукам и могут страдать от перегрузки сенсорной информации. Это важно учитывать при проведении занятий, так как чрезмерный шум или визуальные раздражители могут отвлекать ребёнка и мешать сосредоточиться. Использование сенсорных техник, таких как мягкое освещение, спокойная музыка или использование различных текстурных материалов, может помочь ребёнку сконцентрироваться на занятии.
Одним из популярных методов работы с детьми с РАС является использование альтернативных и поддерживающих методов коммуникации (АСМК), таких как жесты, карточки, пиктограммы и специализированные приложения. Эти методы позволяют детям, которые не могут использовать вербальную речь, общаться с окружающими, выражать свои потребности и желания. Важно помнить, что использование таких методов должно быть интегрировано в повседневную жизнь ребёнка, чтобы он мог максимально эффективно их использовать.
Однако вербальная речь тоже требует внимания. Для развития речевых навыков специалисты применяют различные методики. Например, методика логопедического массажа может быть полезна для улучшения моторики речи, а специальные игры и упражнения на развитие слухового восприятия способствуют улучшению фонематического слуха. Также важным направлением является работа над интонацией речи, что помогает сделать её более выразительной и эмоционально окрашенной. Дети с РАС, как правило, имеют сложности с интонацией, что делает их речь менее понятной для окружающих, а значит, они испытывают дополнительные трудности в установлении контакта с другими людьми.
Особое внимание стоит уделить тому, что многие дети с аутизмом демонстрируют ограниченный интерес к окружающим и могут избегать общения, что напрямую сказывается на развитии речи. Для преодоления этой проблемы в коррекционной работе активно используются методики, направленные на развитие навыков социального общения, такие как методика структурированного обучения и методика поведенческой терапии. Эти подходы направлены на развитие у детей навыков взаимодействия с окружающими, что является неотъемлемой частью их речевого развития.
Важным инструментом для развития речи является также использование игр, ориентированных на обучение, что помогает ребёнку увлечься процессом и снизить уровень тревожности. Игры с правилами, ролевые игры, а также дидактические материалы помогают детям научиться общаться, выстраивать фразы и выражать свои мысли. Важно, чтобы игры соответствовали интересам и потребностям ребёнка, что будет способствовать лучшему вовлечению его в процесс.
Следует отметить, что работа с детьми с РАС должна быть комплексной. Необходимо взаимодействие логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов, работающих с ребёнком. Создание совместной программы коррекции позволяет более точно учитывать все аспекты развития ребёнка, что увеличивает вероятность успешного преодоления речевых трудностей. Семья также играет важную роль в процессе коррекции, и вовлечение родителей в занятия является обязательным условием для успешного результата.
При организации коррекционной работы с детьми с РАС необходимо учитывать не только особенности речевого развития, но и другие аспекты, такие как развитие моторики, когнитивных функций, а также социально-эмоциональных навыков. Все эти факторы влияют на успешность коррекции, а их комплексное воздействие позволяет значительно улучшить качество жизни ребёнка и его способность к взаимодействию с окружающим миром.
Кроме того, стоит отметить важность формирования у детей с РАС мотивации к общению. Дети с аутизмом часто не испытывают потребности в социальном взаимодействии и общении с окружающими. Поэтому одной из задач является создание таких условий, в которых ребёнок будет мотивирован вступать в контакт. Для этого могут использоваться различные виды поощрений и позитивные подкрепления. Мотивация играет ключевую роль в обучении детей с РАС, особенно в контексте речевого развития.
В заключение, развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра требует применения индивидуализированных методов коррекции, которые учитывают уникальные особенности каждого ребёнка. Комплексный подход, включающий использование альтернативных форм общения, работу с интонацией, слуховым восприятием и мотивацией к общению, может значительно улучшить речевые навыки детей с РАС. Важной частью работы является сотрудничество специалистов и родителей, а также создание комфортной и безопасной среды для ребёнка, что способствует его успешной интеграции в общество.
Список литературы
Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №8 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sistemnogo-nedorazvitiya-rechi-pri-rasstroystvah-autisticheskogo-spektra
Д А. Щукина Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-rechi-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra
Чигинцева Е.Г., Сунагатуллина И.И., Исаева Е.В., Аболмасова Л.С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-preodolenii-narusheniy-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra