Особенности развития словаря детей | Рябышева Виктория Вячеславовна . Работа №303776
Ребёнок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Роль художественной литературы в развитии речи детей
О важности приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывают педагоги, лингвисты, психологи (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,
С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Л. И. Айдарова,
А. М. Шахнарович и др.)
Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Она способствует размышлению над новыми данными, формирует креативность, творческие способности и умение думать самостоятельно [6].
При этом, литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет единым только тогда, когда ребёнок к нему подготовлен. А для того важно обратить внимание воспитанников не столько на содержание, как на выразительные средства языка сказки или рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Поэтапно у детей вырабатываются изобретательные отношения к литературным произведениям и формируется художественный вкус.
Речевое развитие детей дошкольного возраста подразумевает: овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью; формирование речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Отмечено, что книга всегда была и остаётся главным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, но и помогает думать и осмыслять, создаёт образы, помогает фантазировать, многосторонне развивает личность. Это обязаны понимать, в первую очередь, родители и педагоги, что занимаются воспитанием ребёнка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий педагог находит путь к сердцу ребёнка».
Вопрос понимания литературных произведений различных жанров дошкольниками сложен и многоаспектен. Ребёнок осуществляет длительный путь от наивного участия в описываемых событиях до наиболее сложных форм художественного восприятия. Учёные обратили внимание на важные особенности понимания детьми дошкольного возраста содержания и художественной формы литературных произведений. Это, в первую очередь, конкретность мышления, маленький жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и отмечается, что именно на определённой ступени развития и только в результате направленного воздействия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой почве – развитие детского художественного творчества.
В младшей группе детского сада знакомство с художественной литературой происходит с помощью литературных произведений различных жанров. В этом возрасте важно учить детей слушать сказки, стихи, рассказы, а также отслеживать развитие действий в сказке, сочувствуя положительным героям.
При этом, младших дошкольников особо увлекают стихотворные произведения, которые отличаются чёткой рифмой, музыкальностью, ритмичностью. Во время повторного чтения дети начинают запоминать текст, понимают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Так речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжают знакомство детей с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на важных особенностях языка. Необходимо после прочтения произведения верно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям определить главное – действия основных героев, их взаимодействия и поступки. Правильно заданный вопрос помогает ребёнку думать, размышлять и приходить к верным выводам, и при этом замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе дошкольников учат в ходе восприятия содержания литературных произведений отмечать выразительные средства. Дети старшего возраста могут более глубоко понимать содержание литературного произведения и осознавать разные особенности художественной формы, что выражают содержание. Они уже могут разделять жанры литературных произведений и отдельные специфические особенности каждого из
них.
Таким образом, знакомство с художественной литературой в дошкольном возрасте включает полный анализ произведения, а также предполагает выполнение творческих заданий, что формирует благоприятное воздействие на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.