Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих детей в образовательном процессе | Гайфуллина Альфия Растимовна. Работа №344068
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития слухового восприятия у слабослышащих детей в условиях образовательного процесса. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушениями слуха в восприятии и обработке звуковой информации. Особое внимание уделено значению слуховой реабилитации, слухотренировки, а также использованию специальных методик и технологий, которые способствуют интеграции слабослышащих детей в учебную среду. В статье подчеркивается роль педагога в поддержке развития слухового восприятия и адаптации детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: слуховое восприятие, слабослышащие дети, образовательный процесс, слухотренировка, реабилитация, педагогическая поддержка, адаптация.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Гайфуллина Альфия Растимовна, учитель
МОАУ «СОШ №3» г. Нефтекамск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития слухового восприятия у слабослышащих детей в условиях образовательного процесса. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушениями слуха в восприятии и обработке звуковой информации. Особое внимание уделено значению слуховой реабилитации, слухотренировки, а также использованию специальных методик и технологий, которые способствуют интеграции слабослышащих детей в учебную среду. В статье подчеркивается роль педагога в поддержке развития слухового восприятия и адаптации детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: слуховое восприятие, слабослышащие дети, образовательный процесс, слухотренировка, реабилитация, педагогическая поддержка, адаптация.
Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей является важным аспектом образовательного процесса, поскольку способность воспринимать звуковую информацию влияет на уровень усвоения знаний, речевое развитие и интеграцию в социум. Слух является одним из главных каналов восприятия, и его нарушение приводит к значительным ограничениям в познавательной деятельности. В условиях образовательной среды перед педагогами стоит задача создать условия, способствующие компенсации слуховых нарушений, что включает в себя как использование специальных педагогических методов, так и применение современных технологий.
Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих детей требуют комплексного подхода, направленного на улучшение способности к восприятию звуков. Важно не только научить ребенка распознавать звуки, но и поддерживать его речевую и коммуникативную активность. Данная статья направлена на рассмотрение основных трудностей, с которыми сталкиваются слабослышащие дети, а также методов, которые могут помочь в их преодолении.
Нарушение слуха у детей приводит к изменению их восприятия звуковой информации. В зависимости от степени и характера потери слуха, дети могут воспринимать звуки частично или не воспринимать их вовсе. Такие особенности слухового восприятия оказывают влияние на формирование речи, что, в свою очередь, сказывается на развитии коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и познавательной активности.
Одной из ключевых особенностей детей с нарушениями слуха является трудность в восприятии речи в условиях фонового шума. Это затрудняет их участие в учебном процессе, особенно в групповой работе. Слабослышащие дети могут испытывать трудности в понимании слов, распознавании интонаций и определении смысла сказанного. Эти особенности могут приводить к снижению учебной мотивации, а также к возникновению проблем в коммуникации с учителями и сверстниками.
Слуховое восприятие у детей с нарушениями слуха также может быть фрагментарным, что влияет на способность к последовательному восприятию и обработке информации. Это, в свою очередь, затрудняет понимание содержания уроков и выполнение учебных заданий. Педагогам необходимо учитывать эти особенности при организации образовательного процесса.
Для успешного развития слухового восприятия у слабослышащих детей необходимо проведение слухотренировки, направленной на улучшение способности воспринимать и различать звуковые сигналы. Слухотренировка включает в себя специальные упражнения, которые способствуют развитию слуховой памяти, внимания и распознавания звуков различной громкости и частоты.
Реабилитационные мероприятия также играют важную роль в поддержке слухового восприятия. Они включают использование слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов и других технологий, которые помогают компенсировать потерю слуха. Однако даже при использовании слуховых аппаратов детям требуется обучение навыкам распознавания речи и улучшения слухового восприятия. Педагогам необходимо тесно сотрудничать с логопедами и специалистами по слуховой реабилитации для обеспечения комплексной поддержки таких детей.
Учитель играет ключевую роль в развитии слухового восприятия у слабослышащих детей в образовательном процессе. Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень потери слуха и его способность к восприятию звуковой информации. Важно, чтобы учитель создавал условия для успешной интеграции слабослышащих детей в учебную среду, адаптируя учебные материалы и методы преподавания.
Одной из важных задач педагога является организация речевой среды, которая способствует развитию слухового восприятия. Для этого рекомендуется использование визуальных материалов, которые поддерживают понимание услышанного, а также формирование навыков чтения с губ. Учителю важно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком, помогая ему преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения.
Включение специальных методик, таких как работа с индивидуальными карточками, использование различных сенсорных стимулов, позволяет создать благоприятные условия для обучения слабослышащих детей. Учитель должен активно включать ребенка в учебный процесс, мотивируя его к участию в коллективной работе, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков.
В современном образовательном процессе использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с нарушениями слуха. Такие технологии включают в себя использование специальных приложений, которые помогают улучшить восприятие звуковой информации, а также адаптированных учебных программ, которые предоставляют возможность для индивидуализированного обучения.
Использование интерактивных досок, цифровых учебников, а также приложений для слуховой реабилитации позволяет педагогам расширить возможности для обучения слабослышащих детей. Такие технологии помогают не только улучшить слуховое восприятие, но и стимулируют когнитивное развитие, что способствует общей успешности ребенка в образовательном процессе.
Таким образом, развитие слухового восприятия у слабослышащих детей в образовательном процессе требует комплексного подхода, включающего в себя слухотренировку, реабилитационные мероприятия и использование информационно-коммуникационных технологий. Учитель играет важную роль в адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности ребенка с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для его интеграции в школьную среду. При правильной организации работы и использовании современных методик слабослышащие дети могут успешно адаптироваться к учебному процессу и достигать высоких результатов в образовательной деятельности.
Список литературы
1. Абашкина Р. А. Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха на общеобразовательных уроках / Р. А. Абашкина // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 155-157.
2. Чичкова Т. И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т. И. Чичкова // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 705-708.