Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста | Калугина Юлия Витальевна. Работа №354619
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. По определению М.Р.Львова: «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определённую функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты».
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи детей идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми.
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. По определению М.Р.Львова: «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определённую функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты».
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи детей идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми.
По данным В.С.Мухиной и Л.А.Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребёнок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет его: «она (девочка) пошла», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребёнка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более понятно и подробно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой.
З.М.Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается в уменьшении количества указательных частиц и наречий места – с одной стороны, и в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании – с другой. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б.Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.
А.М.Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребёнка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми (если это необходимо) предложениями. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети всё ещё часто нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемым событиям или явлениям у них развито недостаточно.
Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развёрнутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Вместе с тем можно отметить и следующую особенность в речи старших дошкольников: у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.
По данным Д.Б.Эльконина, рост словаря, как и усвоение грамматического строя речи, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.
Развитие связной речи, прежде всего, зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.
Работа над грамматической формой слова и предложения, т.е. формирование грамматического строя речи, находится в тесной связи со словарной работой, развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе и падеже. Это приводит к верному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Особое значение здесь приобретает работа над синтаксисом, т.е. развитием умения правильного построения разных типов предложений.
Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьём, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
Психологи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.) и методисты (О.С.Ушакова, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева и др.) выделяют следующие особенности развития связной речи старших дошкольников:
дети хорошо понимают
прочитанное
, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку или короткий рассказ;
дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие
изображённому
на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно;
дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.;
дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек;
в диалогической речи дети пользуются, в зависти от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания;
наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение);
в процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру
.
Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурированности высказываний, в их языковом оформлении.
Таким образом, особенно интенсивно развитие связной монологической речи ведется в старшем дошкольном возрасте, на определенном уровне сформированности психических процессов, жизненного и языкового опыта ребенка. А последний должен формироваться на основе понимания психологических и лингвистических законов усвоения фонетики, лексики и грамматики языка. огромную роль играет и методика обучения. Только комплексное развитие речевых умений и навыков дает положительный результат в развитии связной монологической речи.