«Особенности речевого развития детей раннего возраста» | Мой кабинет. Работа №341229. Номер работы: №341229
В раннем возрасте происходит бурное речевое развитие, развиваются активные и пассивные словари. Важным условием речевого развития является формирование познавательных способностей, моторики, а также смсловой стороны восприятия ребенком чужой речи. Для овладения речи ребенку нужна речевая активность.
Статья на тему:
«Особенности речевого развития детей раннего возраста»
Подготовила: Чепурова М.В.
2024 г.
Рассматривая особенности речевого развития детей раннего возраста, необходимо отметить, что исследованием данной темы занимались многие ученые. Такие как: Гвоздев А.Н., Гербова В.В., Гризик Т., Карпушкина Е.А., Ладыженская Т.А., Лапшина Г.А., Леонтьев А.А., Логинова В.И., Полякова Г.Д., Укдзенкова А.В., Ушакова О.М. и др.
Ушакова О.М. в своих работах акцентирует внимание на том, что раннее детство – период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К 2 годам количество слов у детей достигает – до 200– 300, а к 3 – до 1500 слов.
К началу периода словарный запас ребенка обычно не превышает 300 слов, в процессе происходит формирование сложных речевых структур, ребенок способен строить фразы, проговаривать связные предложения.
Дети, у которых речевая деятельность формируется позднее, зачастую говорят понятнее и правильнее. Но важным условием для такого опережения является, по мнению Павловой Л.Н., развитие познавательных способностей, моторики, а также смысловой стороны восприятия ребенком чужой речи.
Словарный запас ребенка продолжает расти, однако, по мнению Новотерцева Н. В., пополнение активного словаря происходит исключительно в процессе речевой деятельности, которая осуществляется в рамках живых коммуникаций. Без этой коммуникативной составляющей развития активный словарный запас не пополняется, а пассивный словарь не находит практического применения: речевое развитие задерживается.
Стороны речевой деятельности, определяющие основные параметры целостной речевой коммуникации, формируют единую систему речи. Леонтьев А.А. в своих трудах указывал на то, что все характеристики речевой деятельности взаимосвязаны. Если наблюдается нарушение в одном аспекте речевой деятельности, то нарушение может быть и в другом аспекте. Поэтому важно при диагностике учитывать единство речевых процессов, определяющих уровень речевой активности в целом.
Речь связана с мыслительными и коммуникативными процессами. Нарушение речевой деятельности приводит к недостаткам в этих формах деятельности, к нарушению основных психических процессов, лежащих в основе этих форм, поэтому при диагностике речевой деятельности важно сопоставлять мыслительные процессы и речевые акты, то есть анализировать единство речевых и познавательных сфер деятельности.
Также необходимо учитывать связь между речевой деятельностью и коммуникационной активностью. При диагностике, как отмечает Тихеева Е.И., эту взаимосвязь необходимо учитывать для формирования полноценного мнения о состоянии речевой сферы ребенка.
Быкова Г.Л. указывает на то, что для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность – залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около 3 лет заканчивается, в основном, анатомическое созревание речевых областей мозга.
Комплексный подход к развитию речевой деятельности ребенка в возрасте от 2 до 3 лет позволит, избежать проблем в речевом развитии в будущем. Большинство проблем, связанных с недоразвитием речевой деятельности ребенка, возникает из-за недостаточной проработанности речи на младших ступенях развития. Не развивается активная речь, не формируется пассивный словарь, дети дистанцируются от общения со взрослыми, а ситуативная речь становится единственно возможной в плане коммуникационной направленности.
Укдзенкова А.В. рассматривают речевые проблемы в качестве основных проблем развития раннего возраста. Если не разрешить данные проблемы на рассматриваемом этапе (от 2 до 3 лет), то в дальнейшем недоразвитие речи может приобрести очень серьезные формы, которые будут восприниматься как врожденные недостатки, и такое восприятие окажется ошибочным.
Во-первых, были выявлены проблемы с инициативными действиями в отношении предметов. Показатель интереса у детей к предметам, а также общая активность ребенка оказались довольно низкими.
Во-вторых, наблюдалась сниженная чувствительность детей к воздействию со стороны взрослого. Потребность в общении с воспитателем на момент начала опытно-экспериментальной работы была достаточно низкой. Дети не желали взаимодействия с воспитателем, не воспринимали его.
В-третьих, наблюдалось слабое ориентирование в средствах коммуникации (экспрессивно-мимических, предметно-действенных, речевых). Особенно низкие показатели были в области речевых средств коммуникации.
В рамках данного комплекса проблем речевого развития ребенка от 2 до 3 лет были изучены также показатели развития активной, пассивной речи, способности к выполнению определенных речевых инструкций. Было выявлено, что дети не применяют в ходе осуществления деятельности никакие просьбы, требования, обращения, не сопровождают свою речевую деятельность необходимыми коммуникативными средствами. Также было выявлено, что у детей низкая степень развития пассивной речи, то есть дети не понимали значения отдельных слов, частей речи. Дети оказались не способны воспринимать инструкции воспитателя, речь детей не являлась средством регуляции поведения.
Таким образом, в раннем возрасте происходит бурное речевое развитие. Развиваются активный и пассивный словари. Важным условием 17 речевого развития является формирование познавательных способностей, моторики, а также смысловой стороны восприятия ребенком чужой речи. Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Для успешного овладения языком необходима богатая и разнообразная речевая деятельность. Необходим комплексный подход к развитию речевой деятельности ребенка в возрасте от 2 до 3 лет, что позволит, избежать проблем в речевом развитии в будущем.
Список литературы
Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. – 368 с.
Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 256с.
Логинова, В.И., Максаков, А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, А.И. Максаков. – М.: Просвещение,1984. – 132 с.
Степанова, О.А. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы. - М.: ТЦ Сфера. 2008.-128с.
Укдзенкова, А.В. Развитие речи с увлечением / А.В.
Укдзенкова. –
Екатеринбург: «АРДЛТД», 2014. – 150 с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.
пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. –М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
Ушакова, О.М. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2015. – 176 с.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2004. - 288 с.