Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. | Лернер Марина Васильевна . Работа №364308

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Описываются  особенности речевого развития детей с нарушениями  зрения.Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования.Специфическая направленность  логопедической работыКоррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.Коррекционно-логопедическая работа ведется по парциально используемым программам. Задачей логопеда, тифлопедагога, психолога,    воспитателей является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
Исследованиями развития речи слепых и слабовидящих детей занимались многие специалисты, как в области логопедии, так и в области тифлопедагогики, тифлопсихологии: МихаилЕвгеньевичХватцев,НадежаСемёновнаКостючек,РозаЕвгеньевнаЛевина, ЛарисаСтепановнаВолкова,Лев СемёновичВыготский, ЛюдмилаИвановнаСолнцева,МарияИвановнаЗемцова, Людмила ИвановнаПлаксина, ВенераЗакировнаДенискина и другие.
Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания ( вербализм).
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушениями зрения проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.
Таким образом, в условиях зрительно - сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обедненность речевой системы в целом и это проявляется: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.
Специфическая направленность логопедической работы
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами всех специалистов (учителя - логопеда, воспитателей, тифлопедагога, психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и др.).
Группы для занятий комплектуются из детей, направленных ПМПК. Работа логопеда планируется на основе результатов обследования. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте. Кроме этого в ней отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), а также причины речевой и зрительной патологии.
Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме учета зрительных нагрузок).
В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы (Л.И.Плаксина):
Принцип дифференцированного подхода в организации коррекционной помощи детям, которая должна учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта, характера зрения и особенности познавательного развития.
Принцип единства педагога и ребёнка, где обязательным является внимательное изучение ребёнка в процессе деятельности, а весь процесс воздействия строится на основе учёта интересов и психических возможностей ребёнка.
Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия. Это позволяет извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, и проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.
Для детей с нарушением зрения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР).
Коррекционно-логопедическая работа ведется по парциально используемым программам:
- Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада);
- Г.А Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции зрительно. Поэтому при организации коррекции произношения необходимо подключить все виды анализаторов. Тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.
На подготовительном этапе, перед проведением артикуляционной гимнастики эффективным средством будет являться использование логопедического массажа и самомассажа лица. Это способствует подготовке мышц артикуляционного аппарата, помогает ребёнку тактильно ощутить, уточнить и закрепить строение артикуляционного аппарата, а также способствует снятию напряжения в речедвигательном аппарате.
При знакомстве с пособиями (муляжи, макеты, дидактическая кукла) важно для себя отметить начальный и конечный пункт обследования. В противном случае у ребенка может не сложиться целостное впечатление о воспринимаемом объекте.
Часто знакомство с артикуляционным аппаратом проводиться совместно (сопряжено) со взрослым, а затем ребенок движения выполняет самостоятельно. Это даёт возможность судить о правильности и точности, полученных ребёнком представлений, а если нужно, исправить их.
Говорить надо чётко, доступно так чтобы ребёнок понял, что данное слово служит для обозначения определённого действия. Слово должно быть неразрывно связано с действием.
Логопед является образцом того или иного артикуляционного упражнения (дает ребенку возможность тактильно прикоснуться к своим органам артикуляции). Основными способами постановки звуков являются механический и смешанный.
Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.
Задачей логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателей является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.
При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь. Работа строится по единому лексическому плану.
Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, не верное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.
Занятия по развитию связной речи должны планироваться в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. На подготовительном этапе с детьми рассматриваются последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказывании); наводящими вопросами подводят к установлению логических связей; в различных упражнениях и играх даётся возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.
При обучении грамоте необходимо строго соблюдать офтальмо-гигиенические требования, учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращать объём и время письма..
Для детей с низкой остротой зрения можно использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой.
Например, при косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал для звукового анализа можно заменить: гласные – круг, твёрдые согласные – квадрат, мягкие согласные – треугольник. Это так же приемлемо для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия. Приемлемо написание ручкой зелёного, чёрного и красного цвета.
При нистагме и косоглазии очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Поэтому логопед должен строго регламентировать работу. Например: 10 минут - работа на доске, 10 минут – работа за столом (в тетради).
Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой).
У детей с нарушениями зрения может наблюдаться снижения внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что сказывается на интонационном оформлении речи – в её бедности и монотонности. Однако развивающаяся способность к речевой подражательности помогает преодолеть этот недостаток.
Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь детей при правильном воздействии развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.
Заключение
Таким образом, работа логопеда с категорией детей с нарушением зрения имеет свою специфику.
Логопед должен владеть:
 общей методикой логопедической работы;
 системой знаний по офтальмологии;
 знаниями о психологических особенностях детей с нарушением зрения;
 методикой специальной логопедической коррекции;
 коррекционной программой начальной школы и детского сада для детей с нарушением зрения.
Только в этом случае можно добиться высокой эффективности коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями зрения.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз