ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ. | Климова Людмила Сергеевна. Работа №353506
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, задачи воспитания ребенка с нарушением развития, создание условий для усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации является обеспечение условия успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений в здоровье в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ставит вопрос готовности общества и государства переосмыслить всю систему отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни в ряд самых актуальных на современном этапе модернизации системы образования.
За последнее десятилетие отечественная наука продвинулась в данном направлении и в теоретическом, и в практическом плане: создана концепция эволюции отношений обществ и государств к детям имеющим ограниченные возможности здоровья, теоретически подтверждена необходимость ранней социализации детей с проблемами в развитии в социум, предприняты попытки включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников дошкольников (М.В. Жигорева, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова, Н.Д. Шматко).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. Основные аспекты адаптации в отечественной и зарубежной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.
Долгие годы детей делили на обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности реализовать свои способности наравне со здоровыми детьми, ребят с особенностями не брали в дошкольные учреждения, в учреждениях общего образования практиковалось индивидуальное обучение на дому. В связи с особенностями в воспитании и обучении, дети с ограничениями всегда страдали от дискриминации и отчуждения.
С точки зрения деятельностного подхода, в процессе адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями, необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
Особенности развития детей с ОВЗ вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда.
Воспитание и обучение таких детей в образовательных учреждениях, помогает обеспечить их постоянное общение с детьми без особенностей и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социально-психологической адаптации и интеграции в общество.
Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у ребёнка при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Она может быть решена при одновременной реализации таких условий как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный набор и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т.п.
Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-психологического процесса:
целенаправленно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья как пол
ноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
вырабатывать у ребенка систему потребностей и специ
альные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребен
ка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ
екту самопознания и самосовершенствования;
разрабатывать методики и технологии социально-психологического процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать мак
симальное влияние на развитие его как личности.
Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается.
К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья термин социальная адаптация - означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
Выводы:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья общение с детьми без особенностей развития, происходящее «на равных», может стать важным опытом своей причастности к жизни окружающих людей. При этом создаются предпосылки, с одной стороны, для преодоления здоровыми и «особыми» детьми социальных стереотипов и предрассудков в отношении друг друга, с другой – для возникновения у каждого из них партнёрской позиции во взаимодействии друг с другом.
Наиболее эффективная социально-психологическая адаптация и взаимоадаптация может осуществляться в детском, дошкольном возрасте. Именно у старших дошкольников уже начинается основное принятие правил, норм и ценностей. Как раз в этом возрасте здоровые дети, встречаясь со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, способны научиться принимать их, как равных. В то же время дети, отягощенные недугом, могут ощутить в себе потребность преодоления своих «особенностей».
Список литературы.
1. Атлашкина Т.В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой
психического развития. СПб.: Респекс. – 2005. – 384 с.
2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в
процессе обучения дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. – 2002. – №5.
3. Выгодский Л.С. «Психология развития ребенка», «Смысл». – 2005 г.
4. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. –
2006. №3. с. 64–69.
5. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. –
М.: Лист-Нью, – 2005.-136 с.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.
7. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Унита, –
1991. – 584 с.