Особенности социального развития и социализации детей с РАС | Лежнева Ольга Михайловна. Работа №337960
Аннотация: Статья рассматривает проблемы социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в младшем школьном возрасте. В ней описываются особенности социального развития таких детей, предлагаются рекомендации по созданию подходящей образовательной среды в школе, включающие создание безопасной и поддерживающей атмосферы, возможность инклюзивного образования и организацию мероприятий для социальных взаимодействий.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, социальное развитие, социализация, коммуникативные навыки, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие, образовательная среда, инклюзивное образование, родители, учителя.
Лежнева Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2200
Аннотация: Статья рассматривает проблемы социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в младшем школьном возрасте. В ней описываются особенности социального развития таких детей, предлагаются рекомендации по созданию подходящей образовательной среды в школе, включающие создание безопасной и поддерживающей атмосферы, возможность инклюзивного образования и организацию мероприятий для социальных взаимодействий.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, социальное развитие, социализация, коммуникативные навыки, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие, образовательная среда, инклюзивное образование, родители, учителя.
Расстройство аутистического спектра (РАС) является одним из наиболее распространенных неврологических расстройств у детей младшего школьного возраста. Ранний детский аутизм - это особый вид нарушения психического развития, характеризующийся неравномерным развитием различных психических функций, проявляющийся через эмоционально-поведенческие, речевые и иногда интеллектуальные расстройства. Дети с РАС, особенно в младшем школьном возрасте, сталкиваются с рядом особенностей в социальном развитии и социализации.
В первый период жизни ребенка его социальное развитие тесно связано с формированием привязанности к близким людям - родителям и другим членам семьи. Однако у детей с РАС эта привязанность может быть ослаблена или отсутствовать вовсе. Это вызывает серьезные затруднения в установлении контакта с окружающим миром и другими людьми.
Второй период - младший школьный возраст, характеризующийся активным участием детей в жизни коллектива и формированием первых самостоятельных отношений со сверстниками. Для детей с РАС это время может быть особенно сложным, так как они испытывают трудности в понимании неписанных правил общения, эмоциональной экспрессии и тонких нюансов межличностных отношений.
Ограничение коммуникативных навыков является одной из главных особенностей у детей с РАС. Они могут испытывать затруднения в установлении и поддержании взаимодействия с другими людьми, общении и передаче своих мыслей и эмоций. Это может приводить к трудностям в общении с одноклассниками и педагогами, что затрудняет их социализацию в образовательной среде.
Нарушения в области эмоциональной регуляции также существенно влияют на социализацию детей с РАС. Они могут испытывать трудности с распознаванием и выражением эмоций, а также с контролем их проявления. Это может привести к неадекватным и непредсказуемым реакциям на ситуации, что в свою очередь может отталкивать окружающих детей и создавать преграды в установлении дружеских отношений.
Нарушения в области социального взаимодействия являются значительными особенностями социализации детей с РАС. Дети с РАС могут испытывать затруднения в понимании социальных норм и правил, а также во взаимодействии в групповых ситуациях. Это может приводить к их изоляции от ровесников и проблемам с установлением дружеских отношений, что негативно сказывается на их социальной адаптации.
Влияние школьной среды на социальное развитие детей с расстройством аутистического спектра очень важно учитывать при создании подходящего образовательного окружения для этих детей. Дети с расстройством аутистического спектра имеют свои особенности в восприятии и общении, поэтому необходимо учесть все аспекты их социализации в школе, такие как:
- Создании безопасной и поддерживающей образовательной атмосферы. Школа должна быть местом, где эти дети могут чувствовать себя комфортно.
- Возможность включения в общую среду. Инклюзивное образование становится все более популярным, и это имеет положительный эффект на социальное развитие детей с расстройством аутистического спектра. Участие в классах вместе со сверстниками позволяет им развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими людьми.
- Создание возможностей для социальных взаимодействий. В школе должны быть предусмотрены такие мероприятия, которые позволят детям с расстройством аутистического спектра развивать социальные навыки и учиться работать в коллективе. Дополнительные уроки социальных навыков, совместные проекты, групповые занятия - все это поможет детям с расстройством аутистического спектра стать более общительными и успешными в общении с другими.
Взаимодействие родителей и учителей играет также очень важную роль в социализации детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Родители и учителя должны установить эффективную коммуникацию для обмена информацией о ребенке. Взаимодействие должно быть открытым, доверительным и частым. Родители могут предоставить учителям важную информацию о потребностях и особенностях своего ребенка, а учителя могут поделиться своими наблюдениями и рекомендациями. Такое взаимодействие поможет в создании индивидуальной программы для поддержки социального развития ребенка.
Родители могут играть важную роль в поддержке социальных навыков своих детей дома. Они могут организовывать игры и активности, которые помогут развивать способности к общению и взаимодействию со сверстниками. Учителя, в свою очередь, могут помогать родителям в настраивании ребенка на обучение и создании положительного опыта в школе.
Практические рекомендации по поддержке социального развития детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
1. Индивидуальная адаптация учебных программ.
2. Развитие социально-коммуникативных навыков.
3. Игровая терапия.
4. Работа с психологом.
5. Инклюзивное образование.
6. Вовлечение семьи.
Необходимо отметить, что каждый ребенок с РАС уникален и его особенности могут различаться. Некоторые дети с РАС могут успешно развиваться в социальной среде, при условии создания для них подходящих условий и поддержки со стороны взрослых. Важно помнить, что социализация - это процесс, который требует времени, терпения и индивидуального подхода к каждому ребенку с РАС.
Список литературы
Аксёнова Л. И., Якубовская М. Л. Аутичный ребёнок в семье. — М.: Просвещение, 2001. — 192 с.
Шайсламова Г. З., Кириллова О. И. Особенности работы педагога с семьей ребенка с расстройством аутистического спектра // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 6 ноября 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 18–20.