Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности современной русской разговорной речи | Голубкова Вера Васильевна. Работа №352482

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Статья посвящена особенностям современной русской разговорной речи. Рассматриваются ключевые изменения, произошедшие в русском языке в последние десятилетия, а также факторы, влияющие на развитие разговорной речи в условиях урбанизации, глобализации и технологического прогресса. Автор анализирует влияние социальных сетей, массовой культуры, а также новых коммуникационных форм на структуру и лексику разговорной речи. В статье также уделяется внимание языковым трендам, таким как заимствования, жаргонизмы и интонационные особенности, которые становятся неотъемлемой частью повседневного общения. Особое внимание уделено изменению норм и стандартов речи в молодежной среде, а также вопросам преподавания культуры речи в условиях колледжа.

Ключевые слова: русская разговорная речь, разговорный стиль, язык молодежи, жаргонизмы, заимствования, стандарты речи, культура речи, языковые тенденции.

Особенности современной русской разговорной речи

 

Голубкова Вера Васильевна, преподаватель

ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический

колледж ордена "Знак Почёта" г. Кудымкар

 

Аннотация.   Статья посвящена особенностям современной русской разговорной речи. Рассматриваются ключевые изменения, произошедшие в русском языке в последние десятилетия, а также факторы, влияющие на развитие разговорной речи в условиях урбанизации, глобализации и технологического прогресса. Автор анализирует влияние социальных сетей, массовой культуры, а также новых коммуникационных форм на структуру и лексику разговорной речи. В статье также уделяется внимание языковым трендам, таким как заимствования, жаргонизмы и интонационные особенности, которые становятся неотъемлемой частью повседневного общения. Особое внимание уделено изменению норм и стандартов речи в молодежной среде, а также вопросам преподавания культуры речи в условиях колледжа.

Ключевые слова: русская разговорная речь, разговорный стиль, язык молодежи, жаргонизмы, заимствования, стандарты речи, культура речи, языковые тенденции.

 

Современная русская разговорная речь представляет собой динамично развивающийся феномен, который в значительной степени отражает изменения в обществе и культуре. За последние несколько десятилетий в языке произошло множество трансформаций, которые затронули как лексическую, так и синтаксическую структуру повседневной речи. Интенсивное заимствование слов, распространение сленга и жаргона, а также использование новых технологий и медиа — все это оказывает влияние на разговорный стиль и его восприятие в обществе.

Современный русский язык, как и любой живой язык, изменяется в зависимости от социальных, культурных и технологических условий. Разговорная речь является той частью языка, которая быстрее всего поддается изменениям, поскольку она напрямую зависит от практики общения, в отличие от литературного языка, который сохраняет стабильность и нормы. Особенно ярко эти изменения проявляются в молодежной среде, где активно используются новые слова и выражения, заимствованные из других языков, в том числе английского, а также в интернете и социальных сетях. Под влиянием глобализации и массовой культуры разговорный язык в значительной степени сближается с другими языками, что особенно заметно в крупных городах, где многонациональные и многокультурные сообщества взаимодействуют и обменяются лексикой.

Одной из самых ярких особенностей современной русской разговорной речи является широкое использование заимствованных слов. Многие термины и выражения, пришедшие в русский язык из английского, уже стали привычными и используются в повседневной жизни. Так, например, такие слова, как «тренд», «блогер», «стартап», «флешмоб», «инфлюенсер», давно стали неотъемлемой частью разговора молодежи и активно используются в различных сферах общения, от личных бесед до делового общения. Эти заимствования часто представляют собой адаптированные формы, которые встраиваются в русскую грамматическую структуру, но при этом сохраняют свой исходный смысл.

Кроме того, активно используется молодежный сленг, который служит выражением принадлежности к определенной социальной группе. Применение жаргонизмов и неформальных выражений, таких как «круто», «зашквар», «блиц», «тема» и другие, является важной составляющей повседневной речи. Эти слова часто приобретают дополнительные, порой метафорические значения, что позволяет их носителям передавать более тонкие оттенки эмоций и оценок. Для того чтобы понять и правильно интерпретировать разговорную речь современного молодежного поколения, важно учитывать контекст, в котором употребляются такие выражения, а также развивающиеся языковые тренды.

Социальные сети и мессенджеры также играют значительную роль в развитии разговорной речи. В условиях цифровизации общения появляются новые формы лексики, такие как аббревиатуры, сокращения и эмодзи. Например, распространение таких сокращений, как «лол», «бб», «пж», «мб», «ксю» стало нормой для общения в интернете. Эти сокращения удобно использовать для ускорения коммуникации, а также они отражают специфический стиль общения в онлайне. При этом важно заметить, что эти формы речи порой становятся привычными и в личных беседах, внося элементы разговорной лексики даже в оффлайн-коммуникацию.

Однако, несмотря на богатство и разнообразие современной разговорной речи, важно не забывать и о ее культурной составляющей. Языковая культура, поддерживающая нормы грамматики, произношения и стиля речи, остается актуальной и в условиях быстрого изменения языка. На фоне заимствований и жаргонизмов возникает проблема сохранения литературной нормы, которая становится ориентиром в официальном и полуофициальном общении. В этом контексте преподавание культуры речи, грамотности и формирование речевых навыков у студентов колледжей приобретает особое значение.

Одной из задач преподавателей русского языка и культуры речи является сохранение баланса между использованием разговорной речи и соблюдением языковых норм. Студенты должны понимать, в каких ситуациях допустимо использование неформальных выражений, а когда необходимо придерживаться стандартов литературной речи. Это касается не только образовательного контекста, но и будущей профессиональной деятельности студентов, где грамотное и уместное использование языка имеет решающее значение. Важно, чтобы студенты научились различать формальный и неформальный стиль общения и умели адаптировать свою речь в зависимости от ситуации.

Примером такого подхода в обучении может быть работа с различными текстами, где студенты анализируют, как изменение стиля и тона влияет на восприятие речи. Например, в ходе занятий по культуре речи можно разобрать тексты, содержащие элементы разговорной лексики и жаргонизмов, и обсудить, как такие элементы могут быть использованы в зависимости от целевой аудитории. Также полезным будет изучение различных типов речевых ситуаций, например, деловых встреч, интервью, публичных выступлений, в которых крайне важно соблюдать нормы языка и избегать ненормативной лексики и избыточных заимствований.

Современная русская разговорная речь также характеризуется изменением интонационной структуры. Новые тенденции в общении, такие как быстрое переключение между темами, использование пауз для подчеркивания важности сказанного, часто приводят к изменению интонации. Кроме того, особую роль играют эмоциональные окраски речи, которые стали более выраженными и разнообразными. Например, в повседневной беседе часто используются такие интонационные приемы, как повышение голоса на ключевых словах, или наоборот, понижение интонации для передачи сомнений или иронии. Эти интонационные изменения делают речь более живой, эмоциональной и многозначной, что позволяет более точно и ярко передавать эмоции и намерения говорящего.

При этом нужно отметить, что вместе с развитием разговорной речи наблюдается и усиление социальной дифференциации в языке. Язык становится не только средством общения, но и маркером социальной принадлежности. Это ярко проявляется в различиях между поколениями, а также между городскими и сельскими жителями. В этом контексте важно, чтобы студенты колледжей развивали способность адаптировать свою речь к различным условиям общения, учитывая социальный контекст и статус собеседников.

В заключение можно сказать, что современная русская разговорная речь — это сложный и многогранный процесс, который продолжает изменяться под воздействием различных факторов. Важно, чтобы преподавание культуры речи в колледже направлялось не только на сохранение норм литературного языка, но и на развитие у студентов способности адаптировать свою речь в зависимости от ситуации, использовать разговорные элементы уместно и грамотно. Это поможет будущим специалистам не только уверенно чувствовать себя в профессиональной среде, но и быть успешными коммуникаторами в любых жизненных ситуациях.

 

 

Список литературы

 

1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие. М. : Флинта, 2005. 416 с.

2. Кромер Э. В. Структура разговорных номинаций как проявление основных тенденций разговорной речи // Вестн. Иванов. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. № 3 (6). С. 5–12.

3. Москвин В.П. Разговорный стиль как система // Русская речь, 2015. № 4. С. 37-48.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×