ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | Халилова Халида Нураддиновна. Работа №304391
В статье рассматривается оценка страхов детей младшего школьного возроста при помощи проведения осследования по таким методикам, как проектная методика "мои страхи" А. Захарова, специальный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, в.Амен, методика выявления детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой "Стахи в домиках". в работе была выдвинута гипотиза, заключающейся в том, что детские страхи, которые существуют у детей младше школьного возроста, негативно влияют напроцесы их обучения. В статье оценивался
Халлилова Х. Н.
студентка факультета Психологии Педагогического института
НИУ «БелГУ»
Научный руководитель:
(писать преподавателя)
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматривается оценка страхов детей младшего школьного возраста при помощи проведения исследования по таким методикам, как проективная методика «Мои страхи» А. Захарова, специальный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика выявления детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». В работе была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что детские страхи, которые существуют у детей младшего школьного возраста, негативно влияют на процессы их обучения. В статье оценивался уровень страха и тревожности у испытуемых детей младшего школьного возраста, также описаны результаты исследования.
Ключевые слова. Младший школьный возраст, детские страхи, тревожность, уровень страха.
Введение. Тема исследования детских страхов для отечественных и зарубежных исследователей является актуальной, так как они понимают важность того, насколько сильно влияют эмоциональные нарушения детей, которые связаны с различными направлениями страхов, на дальнейшее развитие их личности и протекания различных психических процессов. Вовремя не выявленные детские страхи могут негативно влиять на процессы обучения ребенка, на процессы социализации среди сверстников и взрослых и в целом на дальнейшую жизнедеятельность.
Обучению ребенка в начальных классах, в особенности в 1 и 2 класса, сопутствуют социально-психологическим изменения, которые могут стать причиной усугубления страхов или появления новых страхов. Новая обстановка, отличная от прежней, нормы поведения, которые присущи школьной жизни, новые требования к нему, появление новых взрослых и детей в жизни ребенка могут негативно повлиять на ребенка и вызвать у него страхи, тревогу и замкнутость. С каждым годом возрастает количество детей младшего школьного возраста, которые испытывают страх, негативно влияющий на процессы обучения ребенка, при этом страх приобретает вид тревожности. Дети младшего школьного возраста более восприимчивы к оценкам взрослых и своих сверстников, что вызывает ещё больше страхов у детей, в особенности связанных с наказаниями, отсутствием признания успехов и т. д.
В соответствии с вышеуказанными причинами возрастает актуальность изучения детских страхов младшего школьного возраста в современных условиях развития общества.
Метод. Автором статьи была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что детские страхи, которые существуют у детей младшего школьного возраста, негативно влияют на процессы их обучения. В качестве метода исследования был выбран метод проведения анкетирования с использованием методик в соответствии с тематикой статьи. Также были использованы методы сравнения, обобщения и структуризации полученной в ходе анкетирования информации. Исследование проводилось на базе МОУ «Дмитриевская СОШ». Выборка исследования: в исследовании принимали участие 32 ребёнка в возрасте от 7 до 9 лет (дети со 2 по 4 класс). В исследовании участвовали 12 мальчиков и 20 девочек. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2022 г. В процессе анкетирования производилось взаимодействие экспериментатора с испытуемыми. Предполагалось как письменные ответы на задания, так и ответы устные от испытуемых.
Методика и аппаратура. С целью качественной исследования и подтверждения гипотезы было использовано 3 методики. К данным методикам относятся:
проективная методика «Мои страхи» А. Захарова;
специальный тест тревожности Р.
Тэммл
, М.
Дорки
, В.
Амен
;
методика выявления детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой
«Страхи в домиках»
(Акопян, 2003)
.
Выбор именно этих методик обусловлен, в первую очередь тем, что они позволяют произвести измерение тех переменных, которые нам необходимы для доказательства выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели. Во-вторых, методики позволяют свести к минимуму как материальные, так и трудовые затраты необходимые для проведения исследования.
Результаты. Разбор результатов необходимо сделать в соответствии с использованием вышеописанных методик. Результаты исследования достаточно разнообразны. Стоит отметить, что большинство детей достаточно спокойно шли на контакт, выполняли задания в соответствии с инструкцией, внимательно слушали. Часть детей были невнимательны, закрыты, поэтому пришлось привлечь к исследованию педагога, который занимается с детьми.
В ходе использования первой методики было собрано 30 рисунков, 2 ребенка отказались от того, чтобы нарисовать свой страх, при беседе неохотно общались или вовсе отказывались отвечать на вопросы. По итогам исследования были получены:
21 рисунок, который был нарисован исключительно яркими цветами, линии были достаточно ровные, рисунки носили более радостный характер, несмотря на то, что дети показывали свой страх;
7 рисунков были представлены с использование ярких и преимущественно темных оттенков, линии были ровные, но рисунки были более тусклыми с яркими элементами;
2 рисунка были нарисованы исключительно черным карандашом, линии были обрывистыми, рисунки были представлены незаконченными.
На 38% рисунков были представлены привидения, вампиры, на 24% рисунков были представлены различные страшные животные, на 14% представлены родители, как источник страха, на 10% – дом, на 4% – школа, на 8% – много людей.
В соответствии с рисунками и проведённой беседой с детьми при участии педагога, были получены результаты об уровнях страха у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты определение уровня страха по методике А. Захарова у младшего школьного возраста
Высокий уровень страха (13% детей) предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности. Рисунки детей с высоким уровнем страха нарисованы черным цветом или оттенками серого, коричневого, линии были обрывистыми, рисунки не были полностью закончены, несколько детей незначительно помяли рисунке.
Средний уровень страха (22% детей) – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе. Рисунки преимущественно яркие с возможным использованием темных цветом, линии непрерывистые, но имеют определённые размытости, то есть линии рисунок не имеет четких границ.
Низкий уровень страха (65% детей) – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения. Рисунки детей яркие, страхи представлены в радостной обстановке, линии более ровные (Бурлакова, 2021).
В целом исследуемая группа детей открыта к общению, с хорошим настроением и уверенностью в себе, но всё же присутствуют дети, которые достаточно агрессивно относятся к окружающим людям, достаточно замкнуты, то есть основной их страх люди, дети, что может быть связано с различными ситуациями, которые имели негативные последствия для ребенка.
Стоит отметить, что дети, которые имеют низкий уровень страха более открыты к новому, их учебная деятельность находится на достаточно высоком уровне. С высоким уровнем страха дети в большинстве имеют плохую успеваемость в школе, что приводит к усложнению ситуации со страхами.
Следующая методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности позволит подтвердить или опровергнуть результаты предыдущего исследования, так как чем выше уровень страха, тем выше у детей уровень тревожности (Бардышевская, 2021).
Детям были представлены 14 рисунков, которые непохожи друг на друга. Им необходимо было выбрать печальное у ребенка лицо или радостное. Дети предлагалось отвечать так, как бы они себя чувствовали в той или иной ситуации (Агафонова, 2016).
Высокий уровень страха и тревожности представлен у ребенка, если более 50% ответов относятся к печальному лицу, средний уровень – от 20 до 50%, низкий уровень – до 20% ответов (Андриенко, 2019).
В соответствии с ответами детей, главными страхами младшего школьного возраста являются:
одиночество, практически у всех печальное лицо при вопросах об одиночестве;
игнорирование;
игра со старшими детьми.
На рисунке 2 представлено распределение детей исследуемой группы по уровню страха и тревожности в соответствии с второй методикой.
Рисунок 2. Результаты определение уровня страха по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен у младшего школьного возраста
Результаты исследования с использованием второй методики незначительно отличаются от результатов первой методики, потому что вторая методика более понятная для понимания детей, поэтому им проще было выбрать важные для них варианты ответа. Но при этом всё также большую часть составляет низкий уровень страха, высокий уровень увеличился на 2%, а средний уровень на 8%.
Наиболее подробный анализ страхов детей младшего школьного возраста можно осуществить при помощи методики выявления детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» (Захаров, 2005).
Каждому ребенку были даны по 2 листочка с уже нарисованными домиками красного и черного цвета. Последовательно были названы 29 страхов, номерки которых дети внесли в красный (нестрашные) и черный (страшные) домики (Захаров, 2005).
В соответствии с результатами подсчетов и оценки распределения страхов, было выявлено, что наибольшими страхами для детей являются:
когда останешься один дома;
нападение;
заболеть;
умереть;
потеряться;
темноты;
наказания;
чужих людей;
войны;
крови.
Если рассматривать более подробную классификацию страхов, то большинство страхов можно отнести к категории страхи смерти, страхи кошмаров и темноты, социально-опосредованные страхи.
Распределение по уровневым значениям представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты определение уровня страха по методике выявления страхов А. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» у младшего школьного возраста
В соответствии с результатами, уровни также изменились, теперь низкий уровень страхов не является преобладающим. Только 13 детей вписали в черный домик менее 8 страхов, при среднем уровне – страхи детей варьировались от 9 до 14, при высоком уровне – от 17 до 24. При этом стоит отметить, что на уровне 24 было несколько детей, они обладают значительным количеством страхов, поэтому они более замкнуты и агрессивно относятся к окружению.
Обсуждение результатов. Проведя исследования, понаблюдав за классами и пообщавшись с классным руководителем, можно сделать выводы, что:
Дети, имеющие
низкий уровень страха
, более склонны к общению, открыты, незамкнуты, дружелюбны, имеют хорошие и отличные успехи в
обучении
, имеют направленность на достижение успеха. Дети, имеющие
высокий уровень страха
, замкнуты, не уверены в себе и своих силах,
большинство имеют низкую успеваемость
. Помимо этого, у детей из этой категории отмечается направленность на избегание неудач, что связано с
о страхами, наносящими моральный ущерб ребенку
.
Большая часть
детей младшего школьного возраста
имеют
низкий
уровень
страхов (55
%).
У остальной части детей частично, либо значительно была отмечена тревожность, которая связана напрямую со страхами. Дети отметили такие страхи как одиночество, игнорирование и окружающие люди.
В результате анализа результатов
методики
выявления страхов А. Захарова и М. Панфиловой
«Страхи в домиках»
можно сделать вывод, что большая часть детей имеет средний
и низкий уровень страха
,
20% детей имеют высокий уровень страха. К основным страхам можно отнести страхи смерти, страхи кошмаров и темноты, социально-опосредованные страхи.
Таким образом, результаты исследования показали, что 60% детей имеют страхи, 20% из них имеют огромное количество страхов, которые влияют не только на их жизнь, но и на учебную деятельность. Дети, которые испытываю высокий уровень страха, имеют достаточно низкую успеваемость, что подтверждает представленную автором в статье гипотезу.
Ссылки на источники.
Агафонова
,
Е.С. Психологические исследования страхов у детей младшего школьного возраста / Е.С. Агафонова //
Gaudeamus
Igitur
.
–
2016.
–
№ 3.
–
С. 37-39.
Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян.
– Самара: Изд-
во СГПУ, 2003.
–
172 с.
Андриенко
,
О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста / О.А. Андриенко //
Хуманитарни
Балкански
изследвания
.
–
2019.
–
Т. 3.
–
№ 2 (4).
–
С. 63-65.
Бардышевская
, М. К. Диагностика пс
ихического развития ребенка
: учебное пособие для вузов / М. К.
Бардышевская
. –
2-е изд.,
испр
.
и доп. – М.
: Издательство
Юрайт
, 2021. – 153 с.
Бурлакова
, Н. С. Детски
й психоанализ. Школа Анны Фрейд
: учебник для вузов / Н. С.
Бурлакова
, В. И.
Олешкевич
. –
2-е изд.,
испр
.
и доп. – М.
: Издательство
Юрайт
, 2021. – 270 с.
Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – М.: Речь. – 2005. – 320 с.