Особенности творческого пути Владимира Семёновича Высоцкого | Беляева Алина Витальевна. Работа №316483. Номер работы: №316483
Аннотация. Статья рассматривает творческий путь знаменитого российского поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.
Abstract. The article examines the creative path of the famous Russian poet and actor Vladimir Semyonovich Vysotsky.
Ключевые слова: творчество, биография, стихотворения.
Keywords: creativity, biography, poems.
Владимир Высоцкий однозначно был живой легендой своего времени, кумиром многих людей. Однако так было не всегда и в данной статье, посвящённой В.С. Высоцкому, мы рассмотрим его путь в творчество.
УДК 070
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ВЛАДИМИРА СЕМЁНОВИЧА ВЫСОЦКОГО
FEATURES OF VLADIMIR SEMYONOVICH VYSOTSKY’S CREATIVE PATH
А.В. Беляева, А.С. Щипалкина, студентки
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
yasolartist@gmail.com
shipalkina@bk.ru
Аннотация. Статья рассматривает творческий путь знаменитого российского поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.
Abstract. The article examines the creative path of the famous Russian poet and actor Vladimir Semyonovich Vysotsky.
Ключевые слова: творчество, биография, стихотворения.
Keywords: creativity, biography, poems.
Владимир Высоцкий однозначно был живой легендой своего времени, кумиром многих людей. Однако так было не всегда и в данной статье, посвящённой В.С. Высоцкому, мы рассмотрим его путь в творчество.
Владимир Семёнович родился в январе 1938 года. Родным его городом стала Москва. Когда мальчику исполнилось 3 года, отец отправился солдатом на фронт. Началась Великая отечественная война. После отъезда отца будущий поэт и его мать переехали жить в Оренбургскую область, где и прожили два года. Затем семья вновь вернулась в Москву, где Владимир Высоцкий и пошёл учиться в первый класс.
В это время начались проблемы в семье: брак матери и отца практически распался, а сам мальчик плохо учился. В итоге семейная жизнь закончилась разводом, а восьмилетний Владимир остался жить с отцом и его новой пассией. Ещё через год они переехали в Германию, куда по службе отправили отца мальчика. Сам Владимир Семёнович хорошо отзывался о своей жизни в тот период.
Через 2 года семья вернулась в Москву, а мальчик поступил учиться в пятый класс мужской средней школы. Это время прочно осело в голове юного мальчика, что позже отразиться в его творчестве.
В этой же школе Владимир Семёнович увлёкся литературой. Проба пера началась с небольшой прозы, написанной в соавторстве с одноклассником. А в возрасте 15 лет он сочинил первое стихотворение, посвящённое лидеру СССР Иосифу Сталину. В стихотворении «Моя клятва» юноша выражал скорбь по недавно ушедшему вождю. Стихотворение пропитанно патриотическим настроением и глубоким уважением к лидеру.
В школе юноша также посещал театральный кружок под предводительством Владимира Богомолова. Любовь к актёрской деятельности прочно засела в сердце юноши, однако семья не поддержала его стремления и Владимир Семёнович поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева. Одного здесь он долго не проучился и отчислился до первой экзаменационной сессии.
В 1956 году Владимир Семёнович вернулся в театральный кружок Богомолова. Юноша упорно тренировался играть на гитаре, а также поддерживал своё физическое состояние. Как признавался сам Высоцкий, в его семье не было людей искусства, однако любовь к театру осела с детства, когда мать водила мальчика на постановки.
В этом же году Владимир Высоцкий всё же поступает в Школу-студию МХАТ. Учился юноша у Бориса Вершалова, а позже под руководительством Александра Комиссарова и Павла Массальского, советских актёров тетра и кино. Дебютная роль досталась Высоцкому уже на первом курсе. Ему предложили играть в студенческом спектакле по пьесе Штейна «Гостиница «Астория»». На репетициях спектакля Владимир Семёнович познакомился со своей будущей женой Изой Жуковой. В 1957 году пара решила жить вместе, однако Иза Жукова уже была замужем.
Поэтические способности Высоцкого смог выявить Геннадий Ялович, преподаватель школы, который предложил юноше сыграть в студенческом шуточном представлении, так называемом «капустнике». Владимир Высоцкий стал писать стихотворения, одно из которых, «Среди планет, среди комет», особенно запомнилось студентам. О его поэтических способностях хорошо отзывались и его преподаватели.
В 1960 году Высоцкий оканчивает школу-студию МХАТ и попадает в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Однако из-за особенностей голоса и внешности, хрипоты и худобы, режиссёры не желали брать Высоцкого в постановки, из-за чего актёр был практически без денег. Но благодаря этому периоду в жизни Высоцкий стал уделять больше времени поэзии. Так, в этот период были написаны: «Татуировка», «Большой Каретный» и другие стихотворения. Некоторые из своих стихотворений он стал исполнять под гитару, вдохновившись песне, написанной по стихам Булата Окуджавы.
В это же время Высоцкий женился на Изе Жуковой, однако брак не был долгим – девушка уехала играть в ростовский театр, а затем переехала в Нижний Тагил, а Высоцкий остался жить в Москве. В итоге пара распалась
Первые стихотворения Высоцкого были написаны на криминальную тематику и стали популярны. Слушатели верили будто у Высоцкого был тюремный опыт, хотя юноша писал тексты по историям из детства – это и можно назвать одной из особенностей его раннего песенного творчества. Увлечение этим жанром было чем – то вроде признака свободомыслия. Такая тематика была во многом подсказана ему общей атмосферой послевоенных лет, на которые пришлось его детство и юность. Отменным знанием мира «улицы», нравов, языка и обитателей, а также и обостренным чувством справедливости поэт был обязан этим ранним впечатлениям. Все это позволяло ощущать Высоцкому блатную песню не как некий «маргинальный» жанр, а как равноправную и очень значительную часть национальной культуры. Этих работ он позднее чуть стыдился, утверждая, что писал их для себя и немногих друзей. Но они не только принесли Владимиру Семеновичу первую популярность. В них сложились принципиальные черты его поэтической манеры. И сегодня уже не кажется случайностью, что все это в итоге нашло выход в песенной, устной форме.
Свою закономерность обнаруживает то, что путь к аудитории Высоцкий проложил вне принятых в литературе канонов. Его художественная интуиция опиралась на незримые, не сразу улавливаемые, но живые тенденции народной жизни.
После времени неудач в качестве актёра, Владимир Семёнович, наконец, стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке. Это место стало его постоянным местом работы. Здесь же он исполнил множество своих ролей. Но также этот период стал особенным для поэтической деятельности поэта, ведь он начал выступать со своими песнями, написанными на свои стихотворения. Со своими песнями Высоцкий выступал даже в Институте русского языка, а позже в домах культуры, в шахтах и других местах.
Кроме этого, Высоцкий дебютировал и в качестве актёра фильмов. В первое время Высоцкий играл второстепенные роли, но позже режиссёры стали давать ему и главные роли. Особенную популярность ему дала роль радиста Володи в картине «Вертикаль», в фильме также звучали его песни.
Не смотря на любовь общества к его песням, их подвергли критике за их содержание. Газета «Правда» и «Советская Россия» опубликовали статьи с критикой репертуара Владимира Семёновича.
В 1967 году Владимир Семёнович познакомился с иностранной актрисой Мариной Влади. До отношений с ней, Владимир Семёнович ещё раз был в браке с Людмилой Абрамовой, с которой у них даже родились двое сыновей, однако брак в итоге распался. Третья жена Марина Влади же надолго стала музой поэта.
Особую роль в творчестве Высоцкого стала постановка «Гамлет». Именно работа над данным образом помогла Владимиру Семёновичу вдохновится для написания нескольких стихотворений: «Мой Гамлет», «Песня конченого человека», «Мои похороны». Также огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают стихи, написанные на тему о войне. У него самого было военное детство и послевоенное невеселое отрочество. От звуков и настроений того времени он никогда не отмахивался, помнил их прекрасно. Хоть и сам Высоцкий не воевал, но он был сыном военнослужащего и, может быть, поэтому знал намного лучше простых обывателей о том, что происходит на фронте и в тылу.
В шестьдесят четвертом, еще вперемежку с воровскими песнями, Высоцкий сочиняет " Братские могилы ". Начатый с этой песни военный цикл станет одним из самых больших и самых известных (" Сыновья уходят в бой", " Он не вернулся из боя ", " Мы вращаем Землю ").
Суть подхода поэта к теме была в том, что безымянный герой войны в песнях Высоцкого как бы размножился и разъединился на десятки реальных лиц, индивидуальных характеров, драматических, нередко — трагических судеб. Каноны официально принятой «героизации» отступили перед убежденностью художника в ценности каждой человеческой жизни, перед его пристальным интересом не только к реальности войны, но и к ее чудовищно-абсурдной нереальности, неправдоподобию, беззаконию, уносящему миллионы человеческих жизней. Он стремился заглянуть в лица тех, кто составлял армии и роты. И судьба каждого, нередко попавшего в ситуацию смешную или страшную, солдата казался важным ему до чрезвычайности.
Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда.
Помимо трагической военной темы особую популярность у Высоцкого занимали юмористические работы. Высоцкий не часто высмеивает, хотя и смеется, и вообще без юмора практически никогда не обходится. Он не издевается, не бичует и даже не осуждает. Забавность облика в творчестве Владимира — это юмор первого, поверхностного плана. А так как второй план юмора есть не что иное, как второй смысл,— нередко куда более общий, расширительный, всегда требующий напряжения ума и не поддающийся одной-единственной разгадке. Всегда возникали и будут возникать сложности с трактовками стихов Высоцкого, дело в том, что эти стихи многозначны. В них есть и второй, а нередко и третий смысл. Так однажды сам автор заявил, что в каждой шуточной песне должен быть какой-то "второй слой", а иначе у него не потянется рука к перу.
Иногда он "полушуткой" называл нечто очень серьезное и сложное. Например, назвал так песню "В сон мне — желтые огни...", одну из самых трагических.
Набравшись дерзости у народного юмора, то есть у народного склада ума, Высоцкий ввел юмор туда, где ему, вроде бы, мало места,— в тему войны. Он не первый это сделал, но не случайно так долго не могли пробиться к публикации песни Высоцкого "Тот, который не стрелял", "Жил я с матерью и батей...". Кому-то чуть ли не кощунственной казалась интонация этих стихов. Между тем поэт лишь продолжил свое исследование состояния человека на войне, зная, что тема требует полноты объема, а запретных ракурсов в стремлении к правде нет и быть не может.
Шуткой — вольной, яростной — в народе издавна принято подавлять страх, побеждать его. В эпоху множественных страхов Высоцкий извлекал из себя и из своей огромной, массовой аудитории эту великую способность — смеяться над тем, что страшною .Как говорит народ: «что грешно, то смешно». В самые страшные стихи о побеге из мест заключения тоже введен юмор — как страшноватый оскал, как стальной блеск той улыбки бывшего зека.
Одна из особенностей поэтической речи Высоцкого — прямодушие, доверие к людям. Он обращался к тем, кому верил, к тем, кто ничего плохого, подозрительного в его стихах не услышит, и этот понимающий круг на глазах рос и расширялся. Стремление писать много, петь долго, для всех и всюду, объяснялось не только свойствами темперамента. Даже от тех поэтов, одновременно с которыми Высоцкий в начале 60-х годов вышел к публике, он отличался индивидуальным ощущением массовости аудитории.
Простота поэзии Высоцкого несет в себе еще и другой смысл. Он более всего ценил живую, разговорную человеческую речь, которая по сравнению с литературной, то есть письменной, тоже по-своему проста. Эта повседневная, массовая речь становилась основным поэтическим материалом и отстаивала себя и свое значение. Когда стихи Высоцкого видишь на бумаге, их можно обдумать и рассмотреть. По-новому открывается способ работы поэта. Пользуясь чаще всего разговорной речью, Высоцкий располагает слова и фразы таким образом, что создается впечатление, будто наблюдаешь за работой простого, но знающего и уважающего себя и свое дело человека. Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами, рифмами. Эта игра тоже более всего продиктована веселой свободой общения — и со словом, и с аудиторией. Поэзия Высоцкого прямодушна. С простотой, которая в быту лишь ребенку прощается, поэт говорил то, что думал сам, и что думали многие. Но эта простота, эта как бы немудреная природа содержит в себе свои загадки.
После долгой творческой карьеры, поэт взял творческий отпуск в 1980 году. Однако из-за перегрузок на работе и образа жизни здоровье постепенно ослабло, и поэт умер 25 июля 1980 года в возрасте 42 лет.
Владимир Семёнович оставил после себя множество своих творений, которые до сих пор многие слушают по настоящее время. Его стихотворения всё ещё считаются одними из самых душевных.
Библиографические ссылки
Андреев Ю. Известность
В
ладимира
Высоцкого// Вопр
осы литературы
.
1987.
№4.
С. 43-74.
Владимир Высоцкий /
Культура
.Р
Ф
. URL:
https://www.culture.ru/persons/2116/vladimir-vysockii
(дата обращения: 07.06.2023).
Высоцкий Владимир Семёнович /
Wikipedia
. URL:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Пандемия_COVID-19
(дата обращения: 07.06.2023).
Захарова Т. Творчество Владимира Высоцкого /
Справочник.
URL:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович
(дата обращения: 07.06.2023).
Кормилов
С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. 1983. №3
. С. 41-48.
Кохановский
И. «Все не так, ребята…» Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег. М.
:
Издательство АСТ. 2017 г. 500 с.
Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого
// Русская Речь. 1988. №1. С. 31-37.