Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста | Кисенко Наталья Владимировна. Работа №352564

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования и поддержания учебной мотивации у младших школьников. Рассматриваются ключевые факторы, влияющие на развитие познавательного интереса у детей данного возраста, а также роли учителя в создании условий для формирования устойчивой учебной мотивации. Подчеркивается значимость индивидуального подхода и создание эмоционально комфортной образовательной среды как необходимых условий для успешного обучения.

Ключевые слова: учебная мотивация, младший школьный возраст, познавательный интерес, образовательный процесс, индивидуальный подход, психологические особенности, эмоциональная среда.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кисенко Наталья Владимировна, учитель начальных классов

ГБОУ «Школа 97 Г.О. Донецк» ДНР, г. Донецк

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования и поддержания учебной мотивации у младших школьников. Рассматриваются ключевые факторы, влияющие на развитие познавательного интереса у детей данного возраста, а также роли учителя в создании условий для формирования устойчивой учебной мотивации. Подчеркивается значимость индивидуального подхода и создание эмоционально комфортной образовательной среды как необходимых условий для успешного обучения.

Ключевые слова: учебная мотивация, младший школьный возраст, познавательный интерес, образовательный процесс, индивидуальный подход, психологические особенности, эмоциональная среда.

 

Младший школьный возраст представляет собой важный период в формировании учебной мотивации, которая играет ключевую роль в успешности образовательного процесса. Особенности развития детей в этот период накладывают отпечаток на их отношение к учёбе, восприятие учебной деятельности и проявление познавательного интереса. Понимание этих особенностей позволяет учителю эффективно строить процесс обучения, способствуя не только усвоению знаний, но и развитию устойчивой мотивации к обучению.

Учебная мотивация младших школьников определяется их психологическими и возрастными характеристиками. Для детей этого возраста характерно доминирование игровых форм деятельности, высокая эмоциональность, стремление к одобрению со стороны взрослых и потребность в успехе. Переход от игровой к учебной деятельности нередко сопровождается сложностями, так как учебный процесс требует концентрации, целенаправленности и преодоления трудностей, что не всегда легко для младших школьников.

На начальном этапе обучения мотивация детей во многом определяется внешними факторами. Успехи в учёбе зачастую воспринимаются ими как возможность получить похвалу от родителей, учителя или сверстников. Эмоциональная окраска учебной деятельности играет важную роль, так как именно через положительные переживания формируется интерес к учёбе. В этой связи одной из задач учителя является создание такой образовательной среды, в которой ребёнок будет ощущать себя успешным и уверенным в своих силах.

Познавательный интерес у младших школьников развивается постепенно, под влиянием учебного процесса и личного примера учителя. Для детей этого возраста особенно важно, чтобы содержание учебного материала было для них близким и понятным, вызывало интерес и желание узнавать новое. Учителю следует учитывать, что однообразие и монотонность в учебной деятельности могут быстро угасить интерес ребёнка, тогда как использование игровых, творческих и исследовательских форм обучения способствует поддержанию высокой мотивации.

Значительную роль в формировании учебной мотивации играет индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален, и его отношение к учёбе определяется как внутренними качествами, так и внешними условиями. Одни дети проявляют стремление к самостоятельности и высокую познавательную активность, другие же нуждаются в постоянной поддержке и дополнительной помощи со стороны учителя. Педагог должен уметь видеть и учитывать эти различия, чтобы создавать для каждого ученика условия, в которых он сможет раскрыть свой потенциал.

Эмоциональная поддержка учителя и позитивная атмосфера в классе являются важнейшими факторами, влияющими на учебную мотивацию младших школьников. Детям важно чувствовать, что их усилия ценятся, что ошибки воспринимаются не как неудачи, а как шаги на пути к успеху. Похвала и поощрение со стороны учителя, доброжелательное отношение и терпение помогают детям преодолевать страх перед трудностями, повышают их уверенность в себе и желание учиться.

Кроме того, успешность формирования учебной мотивации зависит от участия родителей в образовательном процессе. Поддержка семьи, её отношение к учёбе и ценность знаний, передаваемая ребёнку, оказывают значительное влияние на его учебную деятельность. Учителю важно выстраивать партнёрские отношения с родителями, помогая им понять, как они могут содействовать развитию у ребёнка положительного отношения к обучению.

Таким образом, особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста заключаются в их высокой эмоциональной восприимчивости, зависимости от внешней оценки и потребности в успехе. Для успешного формирования мотивации учителю необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учеников, использовать разнообразные методы обучения, создавать эмоционально комфортную среду и поддерживать тесное взаимодействие с родителями. Такой подход не только способствует повышению познавательной активности младших школьников, но и формирует у них устойчивый интерес к учёбе, что является основой их дальнейшего образовательного развития.

 

Список литературы

 

1. Овчинникова А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475-477.

2. Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников / С. А. Никитина, Е. А. Коноваленко, Т. А. Полётова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 554-556.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×