Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности учебной мотивации у обучающихся старшего подросткового возраста из неблагополучных семей | Татьяна Геннадьевна Воронцова. Работа №351900

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема мотивации учения - одна из наиболее актуальных как для отечественной, так и для зарубежной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. В статье представлены результаты диагностики учебной мотивации у детей старшего подростковго возраса из неблагополучных семей

Особенности учебной мотивации у обучающихся старшего подросткового возраста из неблагополучных семей
Проблема мотивации учения - одна из наиболее актуальных как для отечественной, так и для зарубежной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение школьника к учению может быть причиной его неуспеваемости или низкой успеваемости и тогда диагностика и коррекция мотивации учения как основа решения проблемы мотивации учения становится главной задачей.
Для исследования учебной мотивации у старших подростов мы провели опытно-экспериментальную работу. Исследование осуществлялось в МБОУ СОШ №26 г. Абакана, в качестве испытуемых нами были выбраны обучающиеся 9-ых классов в количестве 10 человек, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Выборка была осуществлена по результатам беседы с психологами и социальным педагогом школы. Эксперимент проводился в естественных условиях.
Для исследования учебной мотивации у младших подростов нам было использовано две методики. Первая методика - методика изучения мотивации обучения (Лукьянова М.И.). По ее результатам были получены следующие результаты.
Очень высокий уровень мотивации учебной деятельности был не выявлен ни у кого (0%).
Высокий уровень показал 1 чел. (10%). Подросток положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует небольшого контроля со стороны преподавателя, готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе.
Средний уровень мотивации учебной деятельности показали 2 чел. (20%). Подростки с таким уровнем мотивации имеют положительное отношение к школе, они достаточно благополучно чувствуют себя в ней, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Сниженный уровень выявлен у 4 чел.(40%). Эти подростки относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
3 чел. (30%) с низким уровнем мотивации учебной деятельности испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
При выявлении ведущих мотивов учебной деятельности было получено, что учебный мотив в учебной деятельности преобладает у 1 чел. (10%). Такой мотив отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Подросток положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: хочу много знать, хочу быть грамотным, хочу знать все и т.п. Подросток осознает специфику школьных форм обучения. Знание содержания учебных знаний сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.
Социальный мотив, выявленный у 2 чел. (20%) отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Среди мотивов обучения также преобладает познавательный. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признают авторитет учителя, но не отводят учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.
Позиционный мотив отражает достаточную мотивацию к школьному обучению - в нашем исследовании такой мотив показали 2 чел. (20%). Подростки положительно относятся к посещению школы, хотя не всегда активно стремятся к обучению. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. Свой успех в обучении связывают как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознают не в полной мере, авторитет учителя признают частично.
Оценочный мотив учебной деятельности преобладает у 1 чел. (10%), что свидетельствует о том, что ориентация на успех в обучении у данного подростка связывается с необходимостью заниматься, получить отметку и соблюдать дисциплину.
Ведущий игровой мотив выявлен у 2 чел. (20%). Такие подростки в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов посещения школы преобладает игровой (развлекательный) мотив, дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере.
Внешний мотив отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Подросток не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли. Такой преобладающий мотив показали 2 чел. (25%).
Результаты второй диагностики учебной мотивации (П.Р. Иванович) показали, что высокий уровень школьной мотивации не показал никто.
Хорошая школьная мотивация является средней нормой, она выявлена у 1 чел. (10%). Подросток с таким видом учебной мотивации успешно справляется с учебной деятельностью. Подобный вид мотивации свидетельствует о том, что подросток положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых.
Положительное отношение к школе имеют 3 чел. (30%), но школа привлекает таких подростков внеучебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, но познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация присутствует у 3 чел. (30%). Эти подростки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. К школе относятся отрицательно или безразлично, требуют контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляют, нарушают дисциплину, близких друзей в классе не имеют.
3 чел. (30%) испытывают негативное отношение к школе, имеют школьную дезадаптацию. Такие подростки испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных подростков отмечаются нервно-психические нарушения.
Обобщая полученные результаты нужно отметить, что среди группы исследуемых подростков из неблагополучных семей присутствует в большей степени средний уровень развития учебной мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе, но ее посещение в большей степени связано с общением. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Среди ведущих мотивов учебной деятельности преобладает позиционный мотив, который характеризуется как необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Подростки осознают дисциплинарные требования не в полной мере, авторитет учителя признают частично. В тоже время подростки посещают школу неохотно, при получении новых знаний требуют контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляют.
В заключении хочется отметить, что учебная деятельность подростка из неблагополучной семьи побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. И главная задача мотивации учения у подростка из неблагополучной семьи - организация такой учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×