Особенности воспитания толерантности в ДОУ | Светлана Александровна Садыкова. Работа №309087
Цель: Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи:
· Расширить и обогатить теоретическую подготовку педагогов в вопросе организации образовательного пространства на толерантной основе;
· Развивать толерантное отношения к детям как профессиональное качество личности педагога.
· Привлечь внимание и заинтересованность в самостоятельном поиске решений поставленной проблемы.
Агрессия - удел бессильных, Дорога мимо, в никуда. Терпимость ведь не всем под силу, Там мощь характера нужна. Ты улыбнись с утра старушке, Что в транспорте на всех кричит. Её проблемы - лишь игрушки, Когда ты созидаешь мир. Прими внутри чужое мненье, Свободен каждый выбирать. Иди своей дорогой твёрдо, День толерантности справлять
Круглый стол «Особенности воспитания толерантности в ДОУ»
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
Цель: Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи:
Расширить и обогатить теоретическую подготовку педагогов в вопросе организации образовательного пространства на толерантной основе;
Развивать толерантное отношения к детям как профессиональное качество личности педагога.
Привлечь внимание и заинтересованность в самостоятельном поиске решений поставленной проблемы.
Агрессия - удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда.
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит.
Её проблемы - лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать.
Иди своей дорогой твёрдо,
День толерантности справлять
Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.
Нередко перед нами встает вопрос: «Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?». Но внутренний мир каждого человека сложен и многообразен и помимо качеств у каждого из нас есть ещё и ценности, которые так же влияют на наше поведение и поступки.
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. (Вопрос педагогам «Когда отмечают День Толерантности?» (16 ноября)
Что же такое толерантность.
Толерантность – это возможность услышать другого, понять иного. Но прежде всего, это терпимое отношение к иному, непохожему на тебя, чувство принятия другого человека, другим мнений, имеющих такое же право на существование.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному, а на русском- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. (слайд№,,)
Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты и др. национальности.
Проблема культуры общения - одна из самых острых в учреждениях для детей, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Конечно, формирование толерантной личности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Если основным компонентом понятия толерантная личность является личность с активной нравственной позицией, готовностью к сотрудничеству с людьми иных культур, взглядов, убеждений, то основой интолерантной личности является позиция и готовность к неприятию, нетерпимости людей и иных культур, взглядов, убеждений. Этот человек не обладает качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Действие по инструкции «Продолжи фразу».
Уважаемые коллеги у Вас на столах фразы, предлагаем Вам поразмышлять на тему: «Со мною вот что происходит…» (раздать на столы фразы)
Я грущу, когда…
Я радуюсь, когда…
Мне весело, когда…
Мне не нравится, когда…
Я обижаюсь, когда…
Я теряюсь, когда…
Я злюсь, когда…
Я страдаю, когда…
Я плачу, когда…
Резюме
Итак, коллеги,наши эмоции бывают разными. .(Конечно,бывают и негативные факторы нашей жизни, которые создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам. )
Но очень важно, чтобы мы не были рабами этих эмоций, особенно негативных, потому что они портят жизнь окружающим. Душу всегда надо настраивать на хорошее, не нужно позволять себе плохое настроение. Особенно нам, педагогам, ведь мы каждый день соприкасаемся с ранимыми детскими душами.
А сейчас предлагаем ответить на вопросы (на столах, дать время для ответа)
Мозговой штурм "Толерантная личность».
Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ? (ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ? (ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос к третьей группе КАК? (КАК мы должны воспитывать толерантного человека)
(Обсуждение,,,,,,,)
Вашему вниманию предлагаем несколько игр и упражнений, которыми вы, возможно, воспользуетесь в своей практической деятельности с детьми.
1. Упражнение "Мы похожи!"
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий предлагает говорить по очереди рядом сидящему человеку признаки их отличия, затем ещё один круг - сходства.
Подведение итогов: Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
2.Игра «Пойми без слов»
Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)
Задание:Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.
Для первой команды
Ведущему дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.
Ситуация 1:
Вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:
забыли дома ключ,
закончите работу в 4 часа,
зайдете после работы в магазин за молоком,
а потом придете домой.
пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.
Выбирается другой желающий, выйти за дверь у другой команды, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.
Ситуация 2:
Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:
объясняете ей ситуацию,
просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?
- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?
Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.
3. Давайте соберём солнышко «Толерантность» из лучиков с определяющими словами
4. Упражнение "Эмблема толерантности"(коллективная)
Цель: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ведущий предлагает передавать по кругу листок с карандашами и каждый нарисует какую-то часть эмблемы «толерантность»
Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности всем вместе.
Толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.
В заключение нам хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, взгляды на мир, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
детский сад наш, быт, уют.
ПРИТЧА
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.
Обернулся человек, увидел такую красоту и сказал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»
Давайте же видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту коллеги!