Особенности восприятия художественных произведений дошкольного возраста. | Андриевская Кристина Вячеславна. Работа №275369
Автор: Андриевская Кристина Вячеславна
Художественное восприятие – это итог развития внутренней личности. Художественное восприятие не берет свои истоки от рождения, восприятие в художественных произведениях считается сложным психологическим процессом, которое предполагает способность узнавать, понимать изображенное, испытать эмоции, связанные с увиденным, сформировать своё отношение.
Интенсивное развитие восприятия искусства начинает формироваться с художественной культурой ребенка. Такое восприятие должно начинаться в дошкольном возрасте.
Восприятие изобразительного искусства, отражающего реальность, окружающий мир опирается на восприятие эстетики реальности, что, в свою очередь, обогащается человеческим общением изобразительное искусство. Под влияние восприятия должны служить влияния социальные и естественные, которые по итогу впечатления, обогащающие и преобразующие это восприятие. Воздействие с помощь изобразительного искусства происходит с помощью основных направлений как графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Механизм который подразумевается в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и естественно с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.
В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении язык изобразительного искусства. С этой целью можно организовать эксперимент с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др.
Дети 3-4 лет, воспринимают картину, как правило, еще не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображаемых предметов, ребенок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания.
Дети 5-6 лет, в условиях систематической работы по ознакомлению с картиной выделяют нравственную, выделяют нравственную, познавательную, эстетическую ценность ее содержания. Понимание социальной значимости ее смысла развивается от неосознанного расчлененного восприятия, основанного на выделении отдельных деталей без их взаимосвязи со средствами выразительности, к адекватному осмыслению содержания, мотивированному логическими связями и средствами выразительности.
Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета.
Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что при восприятии пейзажей проявляется в речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Образная речь является показателем этического переживания.
В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения (рассказа, сказки). Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-6 лет – поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения.
Н.М. Зубарева выделяет три уровня эстетического восприятия живописи детьми:
На первом, низшем, уровне ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный, а в ряде случаев—практический, житейский характер.
На втором уровне ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину привлекательной для него. Мотив оценки при этом элементарно-эстетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочетания, форму, отдельные композиционные приемы.
На третьем, высоком, уровне эстетического восприятия дети способны воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения.
Пример:
Дошкольник в возрасте 6 лет, рассматривая знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491г.
Он не задумывается о том, что на заднем фоне, пристальный взгляд прикован к главной фигуре. Этой фигурой является мать, кормящая на руках младенца, а вопросы которые задает дошкольник:
- Это так мама кормит малыша?
- Сколько ему месяцев?
- Почему он голенький?
- Кормление считается заботой?
Дошкольник выражает своё ощущение к картине мимикой, словами в которой она ему нравиться, говоря, что в ней много любви, заботы. Так как картина выполнена лаконична, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. дошкольник изучает картину долгое время.
Если учесть тот факт, что сюжет картины понятен для его возраста, она по словам дошкольника даёт много позитивных эмоций, которая выражается у него в улыбке и блеске глаз.
Возьмем к примеру дошкольника 3 лет, который смотрит на картину фрагментами, узнавая на картине главную фигуру. Ярко-контрастные цвета мешают сфокусироваться на чём-нибудь одном. Заинтересованность в картине минимальная, быстро теряется у дошкольника интерес, это всё связано, что осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображаемых элементов, ребенок в этом возрасте не может.
Вопросы задаваемые заключались:
- Это мама?
- Это её ляля?
Лаконичность и прямолинейность в таком возрасте считается нормой, пока, не осознавая эстетики, но пытаясь найти знакомое этот возраст только на пути развития восприятия художественных произведений.
Сравнивая два примера, явную границу в различии восприятия художественных произведений ощущается возрасте, главное не забывать, что чем чаще ребенок рассматривает художественные произведения, тем эстетическое развитие становиться всё больше и больше.
Таким образом, восприятие художественного произведения – сложная и динамичная внутренняя деятельность ребенка, в которой, помимо собственно восприятия задействуют и другие познавательные и эмоционально-волевые процессы, каждый из которых оказывают более полное запечатлению художественного образа в сознании ребенка. Восприятие художественных произведений напрямую зависит от возрастных особенностей дошкольника, таких как непосредственность, эмоциональность, любознательность, понимание.
Список литературы:
1. Ермаш Г.Л. . Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. – Москва : Искусство, 1977. – 319 с.
2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – Москва : Академия,2013 - 33 с.
3. Дошкольникам об искусстве. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста / Т.Н. Доронова. – Москва : Просвещение,1999.
4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский. – Москва : Новая Москва, 1925. – 240 с
Особенности восприятия художественных произведений ребенком дошкольного возраста
Художественное восприятие – это итог развития внутренней личности. Художественное восприятие не берет свои истоки от рождения, восприятие в художественных произведениях считается сложным психологическим процессом, которое предполагает способность узнавать, понимать изображенное, испытать эмоции, связанные с увиденным, сформировать своё отношение.
Интенсивное развитие восприятия искусства начинает формироваться с художественной культурой ребенка. Такое восприятие должно начинаться в дошкольном возрасте.
Восприятие изобразительного искусства, отражающего реальность, окружающий мир опирается на восприятие эстетики реальности, что, в свою очередь, обогащается человеческим общением изобразительное искусство. Под влияние восприятия должны служить влияния социальные и естественные, которые по итогу впечатления, обогащающие и преобразующие это восприятие. Воздействие с помощь изобразительного искусства происходит с помощью основных направлений как графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Механизм который подразумевается в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и естественно с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.
В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении язык изобразительного искусства. С этой целью можно организовать эксперимент с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др.
Дети 3-4 лет, воспринимают картину, как правило, еще не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображаемых предметов, ребенок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания.
Дети 5-6 лет, в условиях систематической работы по ознакомлению с картиной выделяют нравственную, выделяют нравственную, познавательную, эстетическую ценность ее содержания. Понимание социальной значимости ее смысла развивается от неосознанного расчлененного восприятия, основанного на выделении отдельных деталей без их взаимосвязи со средствами выразительности, к адекватному осмыслению содержания, мотивированному логическими связями и средствами выразительности.
Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета.
Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что при восприятии пейзажей проявляется в речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Образная речь является показателем этического переживания.
В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения (рассказа, сказки). Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-6 лет – поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения.
Н.М. Зубарева выделяет три уровня эстетического восприятия живописи детьми:
На первом, низшем, уровне ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный, а в ряде случаев—практический, житейский характер.
На втором уровне ребенок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину привлекательной для него. Мотив оценки при этом элементарно-эстетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочетания, форму, отдельные композиционные приемы.
На третьем, высоком, уровне эстетического восприятия дети способны воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения.
Пример:
Дошкольник в возрасте 6 лет, рассматривая знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491г.
Он не задумывается о том, что на заднем фоне, пристальный взгляд прикован к главной фигуре. Этой фигурой является мать, кормящая на руках младенца, а вопросы которые задает дошкольник:
- Это так мама кормит малыша?
- Сколько ему месяцев?
- Почему он голенький?
- Кормление считается заботой?
Дошкольник выражает своё ощущение к картине мимикой, словами в которой она ему нравиться, говоря, что в ней много любви, заботы. Так как картина выполнена лаконична, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. дошкольник изучает картину долгое время.
Если учесть тот факт, что сюжет картины понятен для его возраста, она по словам дошкольника даёт много позитивных эмоций, которая выражается у него в улыбке и блеске глаз.
Возьмем к примеру дошкольника 3 лет, который смотрит на картину фрагментами, узнавая на картине главную фигуру. Ярко-контрастные цвета мешают сфокусироваться на чём-нибудь одном. Заинтересованность в картине минимальная, быстро теряется у дошкольника интерес, это всё связано, что осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображаемых элементов, ребенок в этом возрасте не может.
Вопросы задаваемые заключались:
- Это мама?
- Это её ляля?
Лаконичность и прямолинейность в таком возрасте считается нормой, пока, не осознавая эстетики, но пытаясь найти знакомое этот возраст только на пути развития восприятия художественных произведений.
Сравнивая два примера, явную границу в различии восприятия художественных произведений ощущается возрасте, главное не забывать, что чем чаще ребенок рассматривает художественные произведения, тем эстетическое развитие становиться всё больше и больше.
Таким образом, восприятие художественного произведения – сложная и динамичная внутренняя деятельность ребенка, в которой, помимо собственно восприятия задействуют и другие познавательные и эмоционально-волевые процессы, каждый из которых оказывают более полное запечатлению художественного образа в сознании ребенка. Восприятие художественных произведений напрямую зависит от возрастных особенностей дошкольника, таких как непосредственность, эмоциональность, любознательность, понимание.
Список литературы:
1. Ермаш Г.Л. . Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. – Москва : Искусство, 1977. – 319 с.
2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – Москва : Академия,2013 - 33 с.
3. Дошкольникам об искусстве. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста / Т.Н. Доронова. – Москва : Просвещение,1999.
4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский. – Москва : Новая Москва, 1925. – 240 с