Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ-ПАЦИЕНТОВ ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ | Анастасия Сергеевна Зубарева. Работа №327359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываются особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с родителями, врачами, медперсоналом и волонтерами. Описано исследование, проведенное на волонтерах и медперсоналах, работающих с детьми в онкологических отделениях. Исследование показало, что в целом дети младшего школьного и подросткового возраста идут на контакт с врачами и волонтерами, с удовольствием играют друг с другом, послушно выполняют требования родителей и слушаются их. Однако в отделении реанимации складывается совершенно иная картина. Отношение к врачам меняется: дети становятся более замкнутыми, всего боятся и капризничают, что связано с условиями и медицинскими процедурами. Результаты данного исследования могут быть использованы для создания наиболее комфортной атмосферы для прохождения лечения детей. 

А.С. Зубарева

бакалавр

ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Липецк (Россия)

zubarevaanastasiya@icloud.com

 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ-ПАЦИЕНТОВ ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

АНАТАЦИЯ. В статье раскрываются особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с родителями, врачами, медперсоналом и волонтерами. Описано исследование, проведенное на волонтерах и медперсоналах, работающих с детьми в онкологических отделениях. Исследование показало, что в целом дети младшего школьного и подросткового возраста идут на контакт с врачами и волонтерами, с удовольствием играют друг с другом, послушно выполняют требования родителей и слушаются их. Однако в отделении реанимации складывается совершенно иная картина. Отношение к врачам меняется: дети становятся более замкнутыми, всего боятся и капризничают, что связано с условиями и медицинскими процедурами. Результаты данного исследования могут быть использованы для создания наиболее комфортной атмосферы для прохождения лечения детей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: клиническая психология, взаимодействие с пациентами детского возраста, онкопсихология, взаимодействие детей-пациентов онкогематологического отделения, взаимодействие с медперсоналом, волонтеры, взаимодействие с пациентами в отделении реанимации.

A.S. Zubareva

Bachelor

Lipetsk State Pedagogical University

named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky,

Lipetsk (Russia)

zubarevaanastasiya@icloud.com

 

FEATURES OF THE INTERACTION OF CHILDREN-PATIENTS OF THE ONCOHEMATOLOGY DEPARTMENT

ANNOTATION. The article reveals the peculiarities of the interaction of children-patients of the oncohematology department with parents, doctors, medical staff and volunteers. A study conducted on volunteers and student interns working with children in cancer departments is described. The study showed that, in general, children of primary school and adolescence come into contact with doctors and volunteers, enjoy playing with each other, obediently fulfill the requirements of their parents and obey them. However, a completely different picture is emerging in the intensive care unit. The attitude towards doctors is changing: children are becoming more withdrawn, afraid and capricious of everything, which is associated with conditions and medical procedures. The results of this study can be used to create the most comfortable atmosphere for the treatment of children.

KEYWORDS: clinical psychology, interaction with children's patients, oncopsychology, interaction of children-patients of the oncohematology department, interaction with medical staff, volunteers, interaction with patients in the intensive care unit.

 

В настоящее время онкологические заболевания являются одной из главных причин смертности. Они стоят на втором месте после болезней сердца и инсультов. Лечение протекает тяжело не только из-за физиологических особенностей каждого человека, особенностей лекарственных средств, но и из-за психологической нестабильности пациентов. Взрослые тяжело переносят диагноз и лечение, так как подвержены предрассудкам и боятся самого слова – «рак», отождествляя его с «приговором к смерти». Они не хотят понимать, что их случай можно излечить, и у них высокие шансы на выздоровление. А своевременное медицинское вмешательство и новейшие технологии позволяют достичь хороших результатов: состояние ремиссии может быть до нескольких лет (в течение всей жизни), бывшие пациенты могут иметь детей, продолжать работать и реализовывать себя. Таким образом, очевидным становится влияние психологического фактора на протекание и лечение болезни взрослых. В отличие от взрослых, дети переносят болезнь легче, потому что не все владеют информацией о заболевании и возможных исходах. Конечно, многое зависит от тяжести заболевания и возраста ребенка. Следует отметить, что лечение и жизнь в больнице меняют характер ребенка. Это связано не только с госпитализацией, но и с процедурами, взаимодействием с медицинским персоналом и другими пациентами. Проведенное нами исследование позволит создать необходимую атмосферу в отделении для успешного прохождения лечения и психологической поддержки детей с онкологией, их родственников и медперсонала, работающего с ними.

Объект исследования – общение детей-пациентов онкогематологического отделения.

Предмет исследования – особенности общения детей-пациентов онкогематологического отделения с окружающими их людьми, родителями, родственниками, врачами, медперсоналом, другими пациентами, волонтерами.

Цель работы – выяснить особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с окружающими их людьми, родителями, родственниками, врачами, медперсоналом, другими детьми и волонтерами.

Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:

Изучение литерат

уры по проблеме исследования;

Проведение эмпирического исследования взаимодействия детей-пациентов

онкогематологического

отделения с окружающими их людьми;

Обработка и ана

лиз результатов исследования;

Формулирование рекомендаций по созданию комфортного

психо-социального

климата в

онкогематологическом

отделении при работе с пациентами детского возраста.

Методы исследования:

1. Экспертная оценка;

2. Наблюдение;

3.Авторский опросник по оценке взаимодействия детей-пациентов с другими людьми.

Респонденты. Исследование проводилось в Липецке с 3 октября по 20 октября 2023 года. В нем приняли участие 10 человек в возрасте от 25 до 55 лет. Экспертам (медперсонал и волонтеры) необходимо было отметить, с каким поведением детей они встречались постоянно, с каким – часто, с каким – редко, с каким – никогда (не наблюдали). Также эксперты отмечали возраст детей, поведение которых они анализировали.

Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Эксперты анализировали поведение детей двух возрастных групп: младшего школьного возраста (6-11 лет) и подростков (11-15 лет). У детей младшего школьного возраста отмечаются следующие особенности: при встрече с врачом они не меняют свое поведение, мало улыбаются, но при этом, послушно выполняют требования врача. Свободно и охотно дети общаются с врачом, иногда высказывают желание в будущем стать врачом-онкологом или хирургом. Послушно выполняют требования медперсонала, свободно и охотно с ним общаются. Дети слушаются родителей и выполняют все, что им скажут, даже выполняют требования без напоминания родителей, но бывают ситуации, что дети не выполняют требования, прячутся и плачут. Большая часть детей (71%) охотно общается с другими: они играют и делятся игрушками друг с другом. Общаются на разные темы – говорят о доме, о семье, о животных. Но некоторые дети (22%) практически не общаются с другими, наблюдают издалека. Иногда дети отнимают друг у друга игрушки (7%). Большинство детей (около 78%) радуются приходу волонтеров, встречают их, охотно с ними общаются, зовут играть и активно принимают участие в разных играх. Редко случается такое, что ребенок не идет на контакт, не выходит из палаты или просто наблюдает за всеми издалека (около 22%). Если ребенок не знает, что он болен, спрашивает, почему он находится в больнице, а также говорит, что скоро поедет домой. Если же ребенок все знает, он часто показывает свои катетеры и швы, временами рассказывает волонтерам и другим детям о своей болезни. Дети с нетерпением ждут возвращения домой, говорят об этом, рассказывают о своем доме и о прошлом, но не говорят о будущем. Редко говорят о том, что ожидают, что скоро поправятся. Следует отметить, что студенты-практиканты, которые были в реанимации, отмечали совершенно иное поведение – дети 6-11 лет в большинстве случаев боялись врачей, неохотно выполняли требования медперсонала, плакали и постоянно звали маму. Они слушались и выполняли требования, но чаще всего – неохотно. Общения и игр с другими детьми не наблюдалось, так же, как и общения с волонтерами. Дети в реанимации очень ждут, что вернутся домой здоровыми, часто говорят о доме, показывают швы и катетеры; но случается и так, что они и вовсе ничего не говорят. В группе детей подросткового возраста (11-16 лет) отмечается следующее поведение: радостно встречают врача, редко стесняются или боятся их, всегда послушно выполняют все требования врача, редко отказываются. Хотят стать врачом-хирургом или онкологом, свободно и охотно общаются и с врачами, и с медперсоналом, в редких случаях относятся нейтрально или боятся. Подростки сами обращаются за помощью, практически всегда слушаются родителей и без напоминания выполняют все, что необходимо, хотя бывают случаи, что без напоминания не обойтись. Подростки общаются друг с другом, говорят о домашних животных, играют и не отнимают игрушки друг у друга, а наоборот – делятся. Бывает такое, что они стесняются присоединиться к уже играющим или иногда не выходят из палаты вовсе. При этом радостно встречают волонтеров, охотно общаются и играют, но временами стесняются. Большинство детей в этом возрасте уже знают о своем заболевании, поэтому показывают швы и катетеры, ожидают, что поправятся, редко говорят о своей болезни. Дети ждут, когда поправятся и поедут домой, часто говорят о прошлом и о доме, редко – ничего не говорят.

Вывод. Учитывая выше изложенное, можно сделать следующий вывод: поведение детей зависит от различных факторов: от возраста, общего состояния, лекарств, от того, как они относят к своему заболеванию, если знают о нем. Независимо от возраста большинство детей охотно идут на контакт как с врачами, так и с волонтерами, общаются, с удовольствием играют, когда им предложат, с волонтерами и друг с другом. Послушно выполняют требования родителей, в целом – слушаются их. Однако в отделении реанимации в силу условий лечения и проведения некоторых процедур отношение к врачам меняется. При этом отмечается недостаточность общения у детей, они становятся более замкнутыми, капризными, всего боятся и поскорее хотят к родителям и домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дурнов Л. А.,

Голбатенко

Г. В. Детская онкология: учебник. 2

е изд.,

перераб

. и доп. М.: Медицина, 2002. 608 с

.

Полин А. В. Медицинская психология. Полный курс. М.: Научная книга, 2013. 320 с.

Спринц

А. М., Михайлова Н. Ф., Шатова Е. П. Медицинская психология с элементами общей психологии. СПб.:

СпецЛит

, 2009. 447 с.

Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. Будапешт:

Akedemiai

Kiado

, 1974. 288

c

.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×