Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ | Гридина Алёна Михайловна. Работа №339157

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекции речи на современном этапе очень актуальна.

 

Отсюда, целью моего исследования стало выявление особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижение поставленной цели использовались следующие методы: изучение плановой документации учителей-логопедов; наблюдение, анкетирование родителей и логопедов.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 

В работах многих отечественных психологов Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.Ю. Кулагиной, Е.М. Мастюковой, Е.О. Смирновой и др. указывается на тот факт, что общение ребенка со взрослым является основой его психического развития.

Однако, в последнее время вследствие повсеместного распространения цифровых технологий (сотовая связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми), семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это ведет к появлению различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи (далее ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической, в частности логопедической коррекции.

Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекции речи на современном этапе очень актуальна.

Отсюда, целью моего исследования стало выявление особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижение поставленной цели использовались следующие методы: изучение плановой документации учителей-логопедов; наблюдение, анкетирование родителей и логопедов.

В ходе анализа документации, а также коррекционно-воспитательного процесса работы с родителями я предполагала выявить: направления и формы работы с родителями в течение года и особенности взаимодействия моих коллег с родителями детей с ОНР.

Остановимся более подробно на результатах анкетирования. Целью анкетирования логопедов являлось выявление форм организации взаимодействия логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Проанализировав ответы трех логопедов на предложенные в анкете вопросы, я сделала следующие выводы:

логопеды считают обязательным взаимодействие

с родителями по преодолению

речевых недостатков

у

детей. Помимо этого, логопеды

отмечают одной из целей

организации работы с родителями - помощь родителям в

преодолении речевых дефектов у ребенка;

наиболее распространенными формами взаимодействия с родителями являются групповые консультации, которые проводятся 1 раз в месяц,

индивидуальные консультации (2 раза в неделю), родительские собрания (1 раз в квартал), уголок для родителей (I раз в месяц) и др.;

сами логопеды оценивают эффективность взаимодействия как среднюю, так как не все их ожидания реализуются;

следовательно, можно сказать, что логопеды в своей работе не уделяют внимания

разработке нетрадиционных форм взаимодействия с семьей (родительские собрания-студии, индивидуальный практикум по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми и т.д.);

участие родителей в коррекционном процессе заключается в выполнении с даний в тетрадях, посещении собраний, консультаций, обращений за советами и

помо

щью, участвуют в подготовке к утренникам. Большинство родителей, по мнению

логопедов, с

удовольствием участвуют в предложенной работе, что приводит к видимым

результатам: улучшается речь детей. Некоторые из родителей предлагают свои формы

работы.

Но,

можно

отметить, что не все родители активно

помогают

в работе, плохо занимаются с ребенком дома. У таких родителей результат

работы

менее заметен.

Анкетирование родителей проводилось с целью определения степени их участия в работе по преодолению речевых недостатков и отношение к проблеме взаимодействия учителя - логопеда с семьей в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Проанализировав ответы родителей на предложенные в анкете вопросы, мы получили следующие результаты:

большинство родителей считают свою помощь в преодолении речевых недостатков у детей крайне необходимой;

п

оловина опрошенных родителей активно помогают своим детям в преодолении речевых недостатков

:

следят за правильностью речи ребенка, выполняют с ним задание в тетради и используют игры, предложенные логопедом;

'

следует отметить, что наблюдается высокая заинтересованность в результатах совместной работы логопеда и родителей, т.к. родители обращаются за помощью к логопеду по мере необходимости;

значительное число родителей замечают эффективность работы учителя- логопеда на своих детях, в частности, повышение уровня речи у детей;

малое количество анкетируемых попыталось высказать свои пожелания и рекомендации по совершенствованию организации работы логопеда с родителями, т.е., дали ответ: «Все устраивает».

По результатам данного опроса можно выделить три степени активности участия родителей в работе с логопедом: высокая, средняя и низкая.

Родители, которые действительно заинтересованы в результатах коррекционной работы - это родители с высокой степенью активности, которую можно, определить по следующим критериям: осознание родителями крайней необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей; родители следят за правильностью речи детей; родители всегда вовремя выполняют с ребенком домашние задания, родители используют, по рекомендации логопеда и самостоятельно, различные игры для развития речи детей; по мере необходимости обращаются за консультацией к логопеду, прислушиваются к его советам; объективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка; родители высказывают собственные предложения, рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия с учителем - логопедом.

Средняя степень активности может определяться по таким критериям: не полное осознание родителями необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей; родители не всегда следят за правильностью речи детей; родители не вовремя выполняют с ребенком домашние задания; родители иногда используют различные игры для развития речи детей, рекомендуемые логопедом; по мере необходимости обращаются за консультацией к логопеду, прислушиваются к его советам; не всегда объективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка; родители не высказывают собственные предложения, рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия с учителем логопедом, их все устраивает.

Для определения низкой степени активности, могут служить следующие критерии: осознание родителями необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей нет; родители не следят за правильностью речи детей; родители редко выполняют или забывают выполнит с ребенком домашнее задание; родители редко используют различные игры для развития речи детей, рекомендуемые логопедом; не считают нужным обращаться за консультацией к логопеду, не прислушиваются к его советам; субъективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка, либо не замечают их; родители не высказывают никаких предложений, рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия с учителем - логопедом.

Из количества опрошенных мною родителей, я смогла выделить только четырех человек с высокой степенью активности участия в работе с логопедом, у всех остальных родителей средняя степень активности.

Список литературы:

1. Бачина, О.В. Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи, -М., 2009. -64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

2. Лопатина, О.Г. Медведева, М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы //Управление ДОУ. - 2002. - М24. - С.93-100.

3. Мастюкова, С. Семейное воспитание детей с нарушениями Речи. - М. 2005.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×