ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ | Гридина Алёна Михайловна. Работа №339157
Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекции речи на современном этапе очень актуальна.
Отсюда, целью моего исследования стало выявление особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижение поставленной цели использовались следующие методы: изучение плановой документации учителей-логопедов; наблюдение, анкетирование родителей и логопедов.
В работах многих отечественных психологов Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.Ю. Кулагиной, Е.М. Мастюковой, Е.О. Смирновой и др. указывается на тот факт, что общение ребенка со взрослым является основой его психического развития.
Однако, в последнее время вследствие повсеместного распространения цифровых технологий (сотовая связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми), семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это ведет к появлению различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи (далее ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической, в частности логопедической коррекции.
Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекции речи на современном этапе очень актуальна.
Отсюда, целью моего исследования стало выявление особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Для достижение поставленной цели использовались следующие методы: изучение плановой документации учителей-логопедов; наблюдение, анкетирование родителей и логопедов.
В ходе анализа документации, а также коррекционно-воспитательного процесса работы с родителями я предполагала выявить: направления и формы работы с родителями в течение года и особенности взаимодействия моих коллег с родителями детей с ОНР.
Остановимся более подробно на результатах анкетирования. Целью анкетирования логопедов являлось выявление форм организации взаимодействия логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР. Проанализировав ответы трех логопедов на предложенные в анкете вопросы, я сделала следующие выводы:
логопеды считают обязательным взаимодействие
с родителями по преодолению
речевых недостатков
у
детей. Помимо этого, логопеды
отмечают одной из целей
организации работы с родителями - помощь родителям в
преодолении речевых дефектов у ребенка;
наиболее распространенными формами взаимодействия с родителями являются групповые консультации, которые проводятся 1 раз в месяц,
индивидуальные консультации (2 раза в неделю), родительские собрания (1 раз в квартал), уголок для родителей (I раз в месяц) и др.;
сами логопеды оценивают эффективность взаимодействия как среднюю, так как не все их ожидания реализуются;
следовательно, можно сказать, что логопеды в своей работе не уделяют внимания
разработке нетрадиционных форм взаимодействия с семьей (родительские собрания-студии, индивидуальный практикум по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми и т.д.);
участие родителей в коррекционном процессе заключается в выполнении с даний в тетрадях, посещении собраний, консультаций, обращений за советами и
помо
щью, участвуют в подготовке к утренникам. Большинство родителей, по мнению
логопедов, с
удовольствием участвуют в предложенной работе, что приводит к видимым
результатам: улучшается речь детей. Некоторые из родителей предлагают свои формы
работы.
Но,
можно
отметить, что не все родители активно
помогают
в работе, плохо занимаются с ребенком дома. У таких родителей результат
работы
менее заметен.
Анкетирование родителей проводилось с целью определения степени их участия в работе по преодолению речевых недостатков и отношение к проблеме взаимодействия учителя - логопеда с семьей в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Проанализировав ответы родителей на предложенные в анкете вопросы, мы получили следующие результаты:
большинство родителей считают свою помощь в преодолении речевых недостатков у детей крайне необходимой;
п
оловина опрошенных родителей активно помогают своим детям в преодолении речевых недостатков
:
следят за правильностью речи ребенка, выполняют с ним задание в тетради и используют игры, предложенные логопедом;
'
следует отметить, что наблюдается высокая заинтересованность в результатах совместной работы логопеда и родителей, т.к. родители обращаются за помощью к логопеду по мере необходимости;
значительное число родителей замечают эффективность работы учителя- логопеда на своих детях, в частности, повышение уровня речи у детей;
малое количество анкетируемых попыталось высказать свои пожелания и рекомендации по совершенствованию организации работы логопеда с родителями, т.е., дали ответ: «Все устраивает».
По результатам данного опроса можно выделить три степени активности участия родителей в работе с логопедом: высокая, средняя и низкая.
Родители, которые действительно заинтересованы в результатах коррекционной работы - это родители с высокой степенью активности, которую можно, определить по следующим критериям: осознание родителями крайней необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей; родители следят за правильностью речи детей; родители всегда вовремя выполняют с ребенком домашние задания, родители используют, по рекомендации логопеда и самостоятельно, различные игры для развития речи детей; по мере необходимости обращаются за консультацией к логопеду, прислушиваются к его советам; объективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка; родители высказывают собственные предложения, рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия с учителем - логопедом.
Средняя степень активности может определяться по таким критериям: не полное осознание родителями необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей; родители не всегда следят за правильностью речи детей; родители не вовремя выполняют с ребенком домашние задания; родители иногда используют различные игры для развития речи детей, рекомендуемые логопедом; по мере необходимости обращаются за консультацией к логопеду, прислушиваются к его советам; не всегда объективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка; родители не высказывают собственные предложения, рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия с учителем логопедом, их все устраивает.
Для определения низкой степени активности, могут служить следующие критерии: осознание родителями необходимости собственной помощи в работе по преодолению речевых недостатков у детей нет; родители не следят за правильностью речи детей; родители редко выполняют или забывают выполнит с ребенком домашнее задание; родители редко используют различные игры для развития речи детей, рекомендуемые логопедом; не считают нужным обращаться за консультацией к логопеду, не прислушиваются к его советам; субъективно оценивают все результаты, полученные логопедом по общему и речевому развитию ребенка, либо не замечают их; родители не высказывают никаких предложений, рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия с учителем - логопедом.
Из количества опрошенных мною родителей, я смогла выделить только четырех человек с высокой степенью активности участия в работе с логопедом, у всех остальных родителей средняя степень активности.
Список литературы:
1. Бачина, О.В. Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи, -М., 2009. -64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
2. Лопатина, О.Г. Медведева, М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы //Управление ДОУ. - 2002. - М24. - С.93-100.
3. Мастюкова, С. Семейное воспитание детей с нарушениями Речи. - М. 2005.