"Особенности взаимодействия социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья" | Максимова Светлана Александровна. Работа №353566
Особенности работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Специфика деятельности социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ Включение детей с ограниченными возможностями в среду обычных сверстников в системе образования – процесс инклюзии – является отражением времени и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством, которое должно основываться на принципах15: ü Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. ü Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. ü Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. ü Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. ü Рекомендательный характер оказания помощи.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 3.1. Специфика деятельности социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ Включение детей с ограниченными возможностями в среду обычных сверстников в системе образования – процесс инклюзии – является отражением времени и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством, которое должно основываться на принципах15: Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы); Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума. Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности. Принцип здоровьесбережения предусматривает учет физических и умственных возможностей ребенка с ОВЗ при составлении и реализации учебной нагрузки. Основная цель социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных социально-педагогических средств16. Оказание ребенку с ОВЗ социальнопедагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического 15 Тернова В.В. Работа социального педагога по работе с учащимися с ОВЗ на 2017-2018 учебный год. – Режим доступа: http://kontoshinoshkol.ucoz.ru/1DOKument_17-18/Proektnaja/soprovozhdenie_socialnogo_pedagoga_detej_s_ovz.pdf (дата обращения 10.09.19). 16 Ромашина Е. В. Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами // Известия вузов. СевероКавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006. №S16. 41 напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде. Помощь детям с ОВЗ и их семьям можно подразделить: – на социально-информационную: обеспечение информацией по вопросам соцзащиты, помощи и поддержки; – социально-правовую: обеспечение соблюдение прав детей с ограниченными физическими и психическими возможностями и других категорий; содействие в реализации гарантий инвалидов, сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, противодействие разрушению их физического, психического, нравственного здоровья; – социально-экономическую: содействие в получении пособий безработным, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержке семьям; – социально-бытовую: налаживание быта и трудоустройства семей, имеющих инвалида; – медико-социальную: уход за больным инвалидом, медико-социальный патронаж семей, имеющих ребенка-инвалида; – социально-психологическую: создание благоприятного морально-психологического климата в семье, устранение негативных воздействий на ребенка-инвалида, помощь во взаимоотношениях с окружающими людьми; – социально-педагогическую: просвещение членов семьи, создание необходимых условий для полноценного воспитания ребенка в семье, преодоление и предотвращение педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих депривацию. Анализ литературы позволяет выделить три уровня организации социально-педагогической помощи и поддержки детей с ОВЗ: репродуктивный, регулирующий, развивающий. На первом осуществляется поддержка имеющихся у него достижений, сформированных взглядов и уровня развития личностных качеств, на втором – коррекционные воздействия, на третьем – развитие личности детей-инвалидов, создание условий их успешной социализации в обществе здоровых детей. Исследования содержания деятельности социального педагога вообще и специфики деятельности социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ, в частности характера и видов помощи, оказываемой данной категории детей, позволило выделить основные компоненты социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, определяющие функции профессиональной деятельности специалиста данного профиля: рефлексивно-диагностическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационную, развивающую, образовательно-адаптационную, посредническую, защитно-правовую, информационно-консультационную, организационнокоммуникативную, социально-терапевтическую, предупредительно-профилактическую, исследовательско-творческую. Выделенные функции профессиональной деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, отражая основные виды помощи, рассмотренные ранее, сформулированы в контексте общих функций социально-педагогической деятельности специалиста [3]. Однако их реализация имеет существенные отличия в работе с различной категорией детей, нуждающихся в помощи, в том числе и детей-инвалидов. Специфику содержания перечисленных функций социально-педагогической деятельности кратко раскроем ниже. Рефлексивно-диагностическая функция предполагает изучение личности самого ребенка с ОВЗ, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер, социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и спорта и т.д.), во взаимодействии с которой он находится. Изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятия своего «я», взаимоотношения ребенка с ближайшим окружением, его положение в семье и возможности включения в детскую группу. Осуществление диагностической функции предполагает также исследование семейных отношений, взаимодействия ребенка-инвалида с членами семьи. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить 42 основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, и на этой основе дает возможность спрогнозировать дальнейшую ситуацию личностного развития и отношений с окружающей средой. Реализация данной функции предполагает рефлексию социальным педагогом своей профессиональной деятельности, своего эмоционального, психического состояния в целях их оптимальной коррекции. Прогностическая функция. Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей ребенка-инвалида к обучению, путей развития личности и среды с целью выявления позитивных и негативных факторов данного процесса. Прогнозирование базируется на изучении специалистом особенностей дефекта, имеющегося у ребенка-инвалида, влияния его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта. Оно может осуществляться в процессе учебной, воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы. Желателен прогноз влияния социального окружения на жизнедеятельность детей-инвалидов и на его основе разработка индивидуальных программ и маршрутов коррекции, реабилитации, сопровождения, социокультурных программ («активных форм досуга и трудовой деятельности вне учебного процесса»), проектирование, прогнозирование деятельности различных социальных институтов по отношению к детям-инвалидам. Коррекционно-реабилитационная функция предусматривает осуществление процесса социально-педагогической помощи, предполагает коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта. Коррекция тесно взаимосвязана с реабилитацией детей с ОВЗ. Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания, развития, восстановления нарушенных связей в разных областях развития. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Социальная реабилитация связана с целенаправленным процессом возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, с включением его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, предполагает создание для этого оптимальных условий, а также комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. Социальнореабилитационный компонент помощи детям-инвалидам реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации. Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов, состоящей из врача, социального педагога, психолога и родителей. Развивающая функция деятельности социального педагога реализуется в тесной взаимосвязи с предыдущей и ориентирует специалиста на разностороннее развитие ребенкаинвалида с учетом его индивидуальных особенностей и последствий, обусловленных дефектом, а также на эффективное формирование личного опыта, начиная с самых ранних стадий развития. При этом развивающая работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности. Содержание развивающей работы определяется особенностями сенситивных периодов возрастного развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и свойств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны. Важной особенностью развивающей, как и коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ, является составление индивидуальных программ личностного развития. Общий подход, как это обычно происходит в работе с нормальными детьми, для детей-инвалидов не приемлем, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать не только особенности общего развития, но и специфику заболевания, его последствий, зону актуального развития, индивидуальные особенности и многое другое. Образовательно-адаптационная функция выделена нами в связи с тем, что большая часть детей с ОВЗ проходит обучение в образовательных учреждениях (общеобразовательных или специальных). Задача социального педагога заключается в оказании помощи в адаптации ребенка43 инвалида к образовательному учреждению. На первом этапе осуществляется подготовка ребенка и членов его семьи к обучению в общественном учреждении. В особой помощи нуждаются детиинвалиды, посещающие массовую школу. В этой ситуации необходимо сформировать у ребенка желание идти учиться вместе со здоровыми детьми, утвердить его веру в свои силы и возможности. Работа с семьей ребенка с ОВЗ на данном этапе – важное направление работы, поскольку в целом субъективная готовность членов семьи позволяет поддержать ребенка и утвердить его желание учиться. Вторым этапом оказания социально-педагогической помощи является этап решения возникающих у ребенка-инвалида в процессе обучения проблем. Далее реализуется этап адаптации в детском коллективе и развитие компенсаторных механизмов, предполагающие своевременную помощь ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития. Посредническую функцию социальный педагог должен осуществлять между ребенкоминвалидом, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей и другими специалистами, учреждениями и обществом в целом, т.е. координатором всех услуг (социальных, финансовых, юридических, медицинских, психологических и пр.), необходимых ребенку или его семье, обеспечивающим согласованность усилий специалистов различного профиля (психологов, медиков, социальных работников, учителей). Так, если ребенок-инвалид учится в школе, необходима работа с другими педагогами, объяснение им особенностей обучения данного конкретного ребенка, тех форм и методов работы с ним, которые позволяют ему усваивать учебный материал наряду со здоровыми детьми. Для осуществления посреднической функции нужны налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Защитно-правовая функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Реализация данной функции предполагает хорошую ориентировку в нормативно-правовых актах, законодательных документах, касающихся детей-инвалидов. На основе имеющейся информации осуществляется правовое просвещение детей с ОВЗ и их родителей, оказание помощи в оформлении необходимых юридических документов, системная работа по соблюдению социальных прав, работа по сбору информации и накоплению юридических документов. Таким образом, осуществление защитно-правовой функции предполагает создание условий, обеспечивающих защиту и реализацию прав ребенка-инвалида и среды формирования личности на основе международной и государственной нормативно-правовой базы. Информационно-консультационная функция характерна для деятельности социального педагога, так как в квалифицированной консультации нуждаются сами дети-инвалиды, члены их семьи и специалисты, которые работают с детьми этой категории. Социальный педагог, осуществляя индивидуальное и групповое консультирование, организует и проводит консультации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, специфики воспитания детей-инвалидов в семье, прав и обязанностей, льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Организационно-коммуникативная функция связана с оказанием помощи детям-инвалидам в организации их досугово-культурной деятельности. Организация досуга и отдыха затруднена по разным причинам. Социальный педагог или сам выступает в качестве организации деятельности с детьми, или привлекает к ней специалистов различного профиля, обеспечивающих 44 художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную и другие виды организации свободного времени с детьми-инвалидами. Социально-терапевтическая функция заключается в заботе об обеспечении положительного эмоционального состояния детей-инвалидов, оказанной им и родителям помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, содействии в создании ситуаций успеха. При этом социальный педагог использует освоенные им психотерапевтические методы, например, сказкотерапию, арттерапию, библиотератпию и т.д. Предупредительно-профилактическая функция предусматривает разработку мер по предупреждению развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка с ОВЗ, социальной изолированности детей с ОВЗ и их семей, по профилактике их правонарушений, а также противоправных действий по отношению к детям-инвалидам и их семьям со стороны социального окружения. Исследовательско-творческая функция связана с расширением сферы инновационной деятельности. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. Реализация данной функции предполагает творческое отношение к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, анализа собственного опыта и опыта других социальных педагогов и социальных работников. Таким образом, охарактеризованные функции определяют специфику деятельности социального педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, именно их совокупность определяет содержание готовности специалиста к социально-педагогической деятельности. 3.2. Рекомендации по межличностному взаимодействию с детьми с ОВЗ17 Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с нарушенным слухом Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помаши ему рукой или похлопай по плечу. Смотри ему прямо в глаза и говори четко, хотя имей в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Не затемняй свое лицо и не загораживай его руками, волосами или какими-то предметами. Собеседник должен иметь возможность следить за выражением твоего лица. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если ты не знаешь, какой предпочесть, спроси у них. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говори немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Говори ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если тебя просят повторить что-то, попробуй перефразировать свое предложение. Используй жесты. Убедись, что тебя поняли. Не стесняйся спросить, понял ли тебя собеседник. Если ты сообщаешь информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напиши ее, сообщи по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. 17 Дуброва Т.И. Памятки по работе с детьми с ОВЗ. Коррекционная работа психолога. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/pamiatki_po_rabotie_s_diet_mi_ovz_korriektsionnaia_rabota_psikhologha (дата обращения 5.09.2019). 45 Если существуют трудности при устном общении, спроси, не будет ли проще переписываться. Не говори: «Ладно, это неважно…». Сообщения должны быть простыми. Не забывай о среде, которая тебя окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Не меняй тему разговора без предупреждения. Используй переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…» Очень часто слабослышащие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика (сурдопедагога), не забудь, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику (сурдопедагогу). Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Тебе лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил и помнить, что только три из десяти слов хорошо прочитываются; нужно смотреть в лицо собеседника и говорить четко и медленно, используя простые фразы, жесты, телодвижения. Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с нарушением зрения Когда ты встречаешься с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называй себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент ты обращаешься и назвать себя. Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом зрении. Все это надо выяснить учитывать при общении. Предлагая свою помощь, направляй человека, не стискивай его руку, иди так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Не обижайся, если твою помощь отклонили. Опиши коротко, где ты находишься. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь –кофейный столик». Предупреждай о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обрати внимание на наличие бьющихся предметов. Используй (если это уместно) фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учти, однако, что не всем это нравится. Обращайся с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуй, не трогай и не играй с собакой-поводырем. Не отнимай и не стискивай трость человека. Всегда выясняй, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, диск, флешка. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего. Если ты собираешься читать незрячему человеку, сначала предупреди об этом. Говори нормальным голосом. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяй чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитай его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом. Всегда обращайся непосредственно к человеку, даже если он тебя не видит, а не к его зрячему компаньону. Когда ты предлагаешь незрячему человеку сесть, не усаживай его, а направь руку на спинку стула или подлокотник. Если ты знакомишь его с незнакомым предметом, не води по поверхности его руку, а дай ему возможность свободно потрогать предмет. 46 Если тебя попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Когда ты общаешься с группой незрячих людей, не забудь каждый раз называть того, к кому ты обращаешься. Не заставляй твоего собеседника вещать в пустоту: если ты перемещаетесь, предупреди его. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегай расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там, на столе», «это поблизости от вас». Старайся быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас». Пытайся облечь в слова мимику и жесты. Если ты заметил, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляй его движением на расстоянии, подойди и помоги выбраться на нужный путь. При спуске или подъеме по ступенькам веди незрячего человека перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делай рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывай руки назад – это неудобно. Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с речевыми нарушениями Используй доступный язык, выражайся точно и по делу. Избегай словесных штампов и образных выражений, если только ты не уверен в том, что твой собеседник с ними знаком. Не говори «свысока». Не думай, что тебя не поймут. Говоря о задачах или проекте, рассказывай все «по шагам». Дай возможность собеседнику обыграть каждый шаг после того, как ты объяснил ему. Исходи из того, что взрослый человек с нарушениями речи имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Если необходимо, используй иллюстрации или фотографии. Будь готов повторить несколько раз. Не сдавайся, если тебя с первого раза не поняли. Обращайся с человеком с речевыми нарушениями точно так же, как ты бы обращался с любым другим. В беседе обсуждай те же темы, какие ты обсуждаешь с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события. Обращайся непосредственно к человеку. Помни, что люди с речевой патологией, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т. д. Если это необходимо, можешь записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложи своему собеседнику обсудить его с другом или семьей. Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположись так, чтобы твои и его глаза были на одном уровне, тогда тебе будет легче разговаривать. Помни, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайся на нее, не толкай, не клади на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения. Всегда спрашивай, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если твое предложение о помощи принято, спроси, что нужно делать, и четко следуй инструкциям. Если тебе разрешили передвигать коляску, сначала кати ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. 47 Всегда лично убеждайся в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйся, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу. Если существуют архитектурные барьеры, предупреди о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Помни, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думай, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с задержкой психического развития Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. Помните, что у детей с ЗПР часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог показывает эталон поведения и общения. Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость. Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми. Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми с нарушением интеллекта (психическими нарушениями) Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами (нарушением интеллекта) могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Не надо думать, что люди с нарушением интеллекта обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении. Обращайся с людьми с нарушением интеллекта (психическими нарушениями) как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если ты дружелюбен, они будут чувствовать себя спокойно. Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства. Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. 48 Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей. Не думай, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что – плохо. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спроси его спокойно, что ты можешь сделать, чтобы помочь ему. Не думай, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением. Не говори резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. 49 4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО-ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ. Целью социально-педагогического сопровождения родителей и законных представителей является: предоставление родителям квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социальнопсихологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение педагогической компетенции родителей. Задачи социально-педагогического сопровождения: формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития; расширять видение родителей своих воспитательных функций в отношении ребенка с ОВЗ; знакомить родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий со своим ребенком в домашних условиях; знакомить родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии; формировать интерес к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей; мотивировать родителей на обращение за помощью лично для себя; способствовать расширению контактов семьи с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами; оказывать своевременную информационную помощь семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ18 . Современные исследования, посвященные проблеме семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ на сегодняшний день достаточно подробно рассматривают процессы, происходящие внутри семьи. Основной проблемой можно назвать неготовность членов семьи принять рождение ребенка с отклонениями даже на ранних этапах его жизни. Зачастую не готовы принять это отцы. В исследованиях Акатова подробно рассмотрен цикл жизни таких семей. Оказывается, что члены семьи не видят выхода из сложившейся ситуации. Психологический барьер и социальные стереотипы становятся причиной распада семьи, в которой родился ребенок с инвалидностью. Поэтому, в работе с такой семьей ключевую роль нужно отвести социальному педагогу и психологу, дабы вернуть жизнедеятельность семье. Этим специалистам, помимо точечной социально-педагогической работы, нужно создать ситуацию успеха для такой семьи, мотивировать на дальнейший безбарьерный успех и преодоление проблемы. Одним из важных направлений работы социального педагога является оказание помощи как самим детям с ОВЗ, так и их родителям в налаживании взаимоотношений, обеспечении взаимопонимания, определении рациональных путей решения сложных семейных проблем. 18 Стругова В.Г., Колесникова О. Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoesoprovozhdenie-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-reabilitatsionnogo (дата обращения: 16.09.2019). 50 Неумение воспитывать – сложная личностная проблема. Задача социального педагога заключается в том, чтобы предоставить родителям конкретную квалифицированную методическую помощь в коррекции недостатков семейного воспитания. Этого можно достичь только при условии построения внутрисемейных отношений на фундаменте сотрудничества, взаимной помощи, взаимопонимания. В основе эффективных взаимоотношений лежит тесный контакт с семьей, понимание процессов, происходящих в современной семье, использование положительного воспитательного потенциала, безграничных источников народной педагогики, пропаганда опыта семейного воспитания. Лица с ОВЗ в борьбе и преодолении жизненных преград самоактуализируются. Именно такой личности не свойственны инертность и защитные реакции, а наоборот – подвижность, независимость от внешнего воздействия, опора на себя. Исходя из этого, социальный педагог не может решить за клиента его проблемы, но вполне способен помочь личности определить свою позицию, которая даст возможность перестроить текущее тяжелое положение в функциональную самореализацию. Для того, чтобы социальнопедагогическое воздействие имело положительный результат, специалист должен принимать клиента таким, какой он есть, быть настроенным к нему позитивно. Для создания эффективной системы ранней помощи детям с ОВЗ необходимо владеть результатами ведущих научных разработок ученых по проблемам сенситивных периодов в развитии функций высшей психической деятельности у детей с различными степенями умственного и физического недоразвития. Решение этих задач осложняется тем, что для некоторых специалистов это новая область, ведь дефектологи, логопеды работали раньше с детьми более старшего возраста, а не с младенцами. Каждый ребенок нуждается в помощи нескольких специалистов по детскому развитию, которые обладают знаниями возрастного развития ребенка. Кроме этого, они должны уметь привлекать к процессу диагностики и коррекции родителей ребенка. Для организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии необходимо преследовать такие цели, как: обратить внимание на семью, в которой появился ребенок с ОВЗ, необходимо стимулировать ответственность родителей за уход и воспитание такого ребенка, осуществлять практический контроль медицинского персонала за данным ребенком, заниматься разработкой различных методов раннего выявления и диагностики психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка, осуществлять на практике мультидисциплинарный подход в предоставлении реабилитационной помощи ребенку. Также следует осуществлять конкретную психолого-педагогическую помощь родителям детей с ОВЗ в виде обучения навыкам взаимодействия с ребенком и методам коррекционной работы, отрабатывать предупреждения нарушений поведения, формировать навыки игровой и учебной деятельности, то есть осуществлять комплексный подход всех специалистов к организационно-воспитательной и лечебно-коррекционной деятельности во всех специализированных детских учреждениях19 . Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями20 . Основными концептуальными принципами социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются: единство действий семьи и 19 Моцовкина Е.В., Вишневский В.А. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Психолого-педагогические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sotsialno-pedagogicheskoy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-sogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 16.09.2019). 20 Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. 51 социальных институтов в процессе социализации ребенка; активизация роли родителей, их обучение и включение в процесс социально-педагогической деятельности21 . Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно. На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции. Основная цель на начальном этапе – формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации. Для этой задачи нужно следующее: индивидуальное собеседование (интервьюирование) с каждым взрослым членом семьи, определение члена семьи, способного осуществлять главную функцию при организации реабилитационного процесса; участие члена семьи – организатора реабилитационного процесса во всех видах диагностического обследования, проводимого на базе психолого-медико-педагогической консультации, ППМС-центра или в условиях семьи; анализ вместе со всеми членами семьи результатов обследования, выявление основных проблем, специфических особенностей ребенка; составление индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком в условиях семьи. Начальный этап работы социального педагога в семье можно назвать диагностикоконструктивным, так как он заключается в анализе основных проблем и проектировании социально-педагогического процесса в семье, отборе специфических средств и методов реабилитации в соответствии с общими целями воспитания. Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность всех последующих этапов. Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный. Он заключается в конструктивной деятельности, включая разнообразные формы педагогической анимации при организации семейно-бытового труда, образовательных мероприятий, досуга и предполагает проектирование коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи, отбор средств и методов работы, организацию педагогической среды в семье, конструирование системы обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. На данном этапе решаются следующие задачи: обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; отработка организационных форм работы, условий обучения; налаживание стиля семейного общения. На организационном этапе проводятся специальные занятия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки. Главным условием при проведении таких семейных мероприятий является точная установка родителям, каким способом решаются поставленные задачи, как оценить, 21 Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 52 насколько эффективно они выполнены. Деятельность родителей строится таким образом, что отличить урок от игры или эмоционального взаимодействия с ребенком просто невозможно. Нужное умение формируется не от случая к случаю, а постоянно, изо дня в день в привычной для ребенка семейной обстановке, в атмосфере любви и радостного сотрудничества. Важным требованием данного этапа является обучение родителей самостоятельному анализу потенциальных возможностей ребенка, определению уровня сформированности социально значимых навыков, что предполагает пролонгированное наблюдение и оценку в процессе повседневной деятельности. Этому способствуют разнообразные методы тестирования, в основе применения которых лежит предпосылка, что основные навыки формируются у детей в одинаковой последовательности, но вследствие отклонений в развитии процесс усвоения навыков растянут во времени. Этапы усвоения навыков представлены в том порядке, в каком они формируются у нормально развивающегося ребенка; каждый навык необходимо разбить на более мелкие умения, что позволяет определить ту ступеньку, которая освоена ребенком, и следующую за ней, которую необходимо освоить. Работа социального педагога на организационном этапе включает подбор материала, совместное с родителями изучение методик тестирования в соответствии с основными направлениями индивидуальной программы развития ребенка, демонстрацию родителям основных приемов. Специально подобранный дидактический материал демонстрируется родителям в соответствии с обозначенными задачами формирования у ребенка социально значимых навыков. Далее наглядно представляется прием обучения в виде имитации движений, демонстрации действий: демонстрация педагогом действий с ребенком; выполнение действий с ребенком совместно родителем и педагогом; повторное выполнение действий с различными игровыми дополнениями; самостоятельное выполнение действий родителем с ребенком. На данном этапе полезна организация встреч родителей малышей с детьми-инвалидами старшего возраста, со взрослыми, имеющими отклонения в развитии, и членами их семей. В ходе таких встреч важно продемонстрировать самостоятельность старших детей, социальную активность людей, успешно прошедших путь взросления и нашедших в окружающем мире свою собственную нишу. Это позволяет родителям детей младшего возраста поверить в свои силы, воспитательные возможности, перспективу дальнейшего развития своего ребенка. Важнейшей особенностью этого этапа является совместное планирование различных семейных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой ребенка и обозначенными в ней задачами развития на определенный период (от недели до месяца). После оценки и корректировки достигнутого осуществляется переход к более сложным задачам, обсуждается роль родителей при проведении того или иного вида деятельности с учетом повышения самостоятельности и активности ребенка. Заключительный этап социально-педагогической деятельности в условиях семьи – коммуникативный. Он предполагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения. Этот этап имеет решающее значение для нормализации психологического климата в семье, снижения эмоциональной напряженности, реконструкции родительских позиций в процессе педагогической деятельности. Он способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, освоению специфических средств общения. Работа специалиста в семье в этот период имеет ярко выраженную коррекционную и психотерапевтическую направленность. Ведь именно семья является главным источником формирования всей системы общения и развития социально значимых навыков у ребенка, имеющего отклонения в развитии. Это объясняется высокой степенью зависимости нетипичного ребенка от членов семьи и особой ролью семьи в формировании социальных стереотипов его поведения. 53 Основными задачами коммуникативного этапа являются следующие: расширение арсенала средств при осуществлении коммуникативной деятельности за счет использования специфических способов общения (эмпатии, жестовой речи и т.д.); формирование инновационных форм взаимодействия с ребенком (сеансы эмоциональноразвивающего взаимодействия, предметно-игровое взаимодействие и т.д.); формирование воспитательных навыков родителей. Исходя из поставленных задач учитываются необходимые требования: гибкая тактика родителей в процессе взаимодействия с ребенком (при установлении тактильного, зрительного, эмоционального контакта); активизация вербальной коммуникации; блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку. В ходе реализации коммуникативного этапа эффективно применение таких методов, как индивидуальные беседы со взрослыми членами семьи, основанные на эмоциональных контактах, совместном решении проблемных ситуаций. Полезны сопоставление особенностей семейного воспитания в различных родительских группах, демонстрация разумного использования запретов и способов адекватного удовлетворения потребностей ребенка для формирования его коммуникативных способностей и активной жизненной позиции. В результате индивидуальной работы с родителями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, найти оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций. Основными критериями эффективности социально-педагогической работы на коммуникативном этапе можно считать: устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей; уровень сформированности совместной деятельности; уровень развития навыков общения. Целенаправленная система социально-педагогической деятельности в условиях семьи не только повышает уровень развития ребенка и способствует его социальной активности, но и нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему. Исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, компетентной организацией программ социально-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации особого ребенка. Особенно эффективна практическая работа социального педагога в семье на ранних этапах жизни ребенка с отклонениями в развитии, когда члены семьи еще находятся в состоянии эмоционального шока, а ребенку требуется активная стимуляция развития с участием многих специалистов, усилия которых необходимо координировать22 . И в заключение стоит сказать, что в целом для реализации идей инклюзивного образования можно выделить ценностные, организационные и содержательные аспекты необходимых изменений в самой системе образования. Ценностные аспекты – как наиболее «тонкие» предполагают собственно изменение отношения к детям с ОВЗ и к «инаковости» в целом. Это признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь, взрослых. Организационные аспекты рассматриваются как необходимость определения последовательности шагов по организации инклюзивного обучения, воспитания и жизни детей в конкретном образовательном учреждении – детском саду, школе, ППМС-центре с точки зрения управления и организации процесса. 22 Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 54 А содержательные аспекты самого процесса инклюзивного воспитания и обучения детей (в широком смысле образования) в большинстве случаев считаются самыми главными. Для реализации этих аспектов необходима разработка не только технологий психологопедагогического сопровождения, но и адаптация образовательных программ, и построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету. В конечном счете, социальная и образовательная инклюзия нужна не только, а, порой, и не столько особому ребенку, сколько самому образованию и обществу в целом.