ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | Беляева Анастасия Александровна. Работа №229318
Автор: Беляева Анастасия Александровна
В данной статье рассматривается тема,связанная с взаимоотношениями родителей и детей,обучающихся в школе.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Сведения об авторах:
– А.А. Беляева– магистрантка 2 курса группы СОМ24ПП.
– В.Д. Мацнева – магистрантка 2 курса группы СОМ24ПП.
–Е.В.Корепанова – заведующий кафедрой педагогики и психологии.
Мичуринский государственный аграрный университет
Аннотация к статье: В данной статье рассматривается тема, связанная с взаимоотношениями родителей и детей, обучающихся в начальной школе. Затронуты кризисные периоды, вызывающие формирование возрастных новообразований. Проанализированы примеры выстраивания отношений и последствия, к которым они могут привести.
Ключевые слова: дети, родители, школьники, начальная школа, взаимоотношения.
Контакты авторов:
8-(910)-850-07-29
krezibelka24@yandex.ru
8-(902)-733-94-89
vira068rus@mail.ru
FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL AGE
Information about authors:
- A. А. Belyaeva– 2nd year undergraduate of the COM24PP group.
- V.D Matsneva– 2nd year undergraduate of the COM24PP group.
- E. V. Korepanova- head of the Department of pedagogy and psychology.
Michurinsky State Agrarian University
Annotation to the article: This article discusses the topic related to the relationship between parents and children enrolled in primary school. Crisis periods causing the formation of age-related neoplasms are touched upon. Examples of building relationships and the consequences to which they can lead are analyzed.
Key words: children, parents, students, primary school, relationships.
Authors' contacts:
8-(910)-850-07-29
krezibelka24@yandex.ru
8-(902)-733-94-89
vira068rus@mail.ru
8-(915)-883-19-02
Начало обучения в школе для каждого ребенка является ответственным и важным периодом в его жизни. Данная стадия вызывает перестройку всей социальной ситуации развития ребенка. В начальной школе происходит изменение мировоззрения, вызванное не только получением новых знаний, усложненностью процесса обучения, но и расширение круга знакомых, с которых ребенок будет брать пример.
Безусловно, главной фигурой в школьном этапе жизни для ребенка становится педагог. Он не только выполняет роль проводника в мир новых знаний, но и является примером морали, справедливости и выполнения социальных правил поведения, обязательных для всех. В начальной школе задача учителя заключается не только в том, чтобы помочь ребенку освоить программу, но и воспитать в нем патриотические и духовные качества [13].
Стоит отметить, что важную роль, заключающуюся в оказании помощи и поддержке в этом непростом этапе, выполняют родители. Во-первых, они способствуют восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления. Во-вторых, помогают построить в сознании ребенка соответствующий действительности, а не иллюзорный образ школы [2, с.31]. В-третьих, поддержка родителей оказывает влияние на формирование ответственного и старательного отношения к учебе.
В дальнейшем, именно школьная успешность скажется на всей системе социальных отношений ребенка. Безусловная родительская любовь подвергается испытанию первыми многочисленными школьными трудностями. Близкие пристально следят за успехами и выражают недовольство, если не все идет гладко [1]. Необходимо построить новую гармонию взаимоотношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в преодолении трудностей адаптации к началу школьного обучения. Именно поэтому школьному периоду свойственны свои кризисы, вызывающие изменения в психике маленького ученика.
По мнению Л. С. Выготского, изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные периоды развития [8,с.990]. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Однако, они имеют свойство накапливаться и в конце периода дают качественный скачок в развитии в виде возрастных новообразований. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии [4].
Стабильные периоды длятся большую часть детства. Таким образом, возрастные новообразования, формируемые достаточное количество времени, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Л.С. Выготский отмечал, что помимо стабильных ребенок переживает и кризисные периоды, длящиеся обычно несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств способные растянуться до года или даже двух лет [7,с.83]. Для них характерны бурные стадии, вызывающие значительные сдвиги в развитии, и изменения в поведении ребенка.
Любой кризис, как правило, обостряет противоречия между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
Кризисы могут вызвать у ребенка замкнутость, неуправляемость. По мнению большинства психологов, данное состояние связано с проблемой готовности ребенка к школе [3]. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов.
В этом случае особенно важна помощь родителей, заключающаяся в усилении старых форм взаимодействия и поиске новых, подходящих для решения конфликта [5,с.54]. Кроме этого, родители могут использовать совершенно противоположные стратегии, провоцирующие конфликт - безусловный запрет и полное попустительство.
Постоянные запреты вызывают желание получить свободу. Именно поэтому ребенок начинает бунтовать, перестает слушаться, теряет интерес к знаниям, получает плохие оценки.
Попустительское отношение вызывает ответное безразличие со стороны ребенка, чувство одиночества. В этом случае ребенок конфликтует, чтобы привлечь внимание взрослого, вызвать реакцию с его стороны [10].
Родителям важно находить время на эмоциональную поддержку детей, знать, что они думают и чем живут. Такие действия позволяют не только укрепить отношения внутри семьи, но и вырастить психологически здорового ребенка, который будет знать свое место в жизни и адекватно воспринимать окружающую действительность.
Кризис, связанный с началом обучения в школе, требует от взрослых построения оптимальной модели взаимоотношений. Для достижения данной цели родители должны уметь разговаривать и договариваться со своими детьми, установив нормы поведения в семье и школе [6].
Важно помочь ребенку осознать, какие преимущества в будущем ему дадут полученные знания и хорошие оценки [9,с.23]. Ответственное отношение к учебе помогают сформировать и совместные традиции - обсуждение успехов и неудач, понравившихся произведений, создание поделок в школу, семейные вечера с просмотром фильмов для детей или прочтением книг. Такая доверительная атмосфера благоприятно сказывается на профилактике кризисных состояний. Ребенок будет знать, что его понимают и поддерживают, переживая вместе с ним промахи и радуясь одержанным победам.
Школьнику необходимо показать, насколько важна подготовка к учебе – выполнение домашнего задания и сбор портфеля. Оказывая помощь ребенку в решении одной из основных задач младшей школы — формировании «умения учиться», надо обратить его внимание на выделение учебной задачи (что именно необходимо освоить), на использование подходящих учебных действий (способов, методов понимания и заучивания), становление навыков планирования, самоконтроля и самооценки [12].
Родителям бывает сложно смириться к возрастающему авторитету со стороны учителя для ребенка. Может возникнуть чувство ревности, которое будет настраивать детей против наставника, неуважительно отзываться о нем [11,с.68]. В этом случае стоит понимать, что дома главную роль в воспитании играют взрослые, а в школе необходимо прислушиваться к мнению человека, имеющего педагогические и психологические знания.
Еще одна особенность взаимоотношений между взрослыми и учащимися в начальной школе - выдвижение адекватных требований, соизмеримых со способностями ребенка. Важно избегать излишней центрированности семьи только на учебе ребенка, а сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.
Список литературы
Аниденкова
,
М.М. Адаптация первоклассника к новым условиям школьной среды //
М.М.Авиденкова. М.:
Гуманитарные научные исследования.
–
2013.
–
№ 11
.
– Режим доступа:
http://human.snauka.ru/
2013/11/5200
.
Арнаутова
,
Е.П.
,
Иванова
, В.М.
Общение с родителями:3ачем? Как?
/
Е.П.Арнаутова, В.М.Иванова. – М.: ВЛАДОС. –
201
4
. –213 с.
Афанасьева
,
Н.Э. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста //
Н. Э.Афанасьева. М.:
Психология, социология и педагогика.
–
2017.
–
№ 11
– Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/201
7/11/8406
.
Батюта
,
М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияние стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //
М.Б.Баюта. М.:
Современные научные исследования и инновации.
–
2017.
–
№ 4
– Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2
017/04/80948
.
Божович
,
Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте
/ Л.И.Божович. — СПб.: Питер. –
2014
. — 398 с.
Быстрова
,
А.А. Позитивные детско-родительские отношения как фактор развития психологического благополучия детей младшего школьного возраста //
А.А.Быстрова. М.:
Современные научные исследования и инновации.
–
2018.
–
№ 12
.
– Режим доступа:
http://web.
snauka.ru/issues/2018/12/88157
.
Выготский
,
Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4.
/Л.С. Выготский.
–
М.: Педагогика.
–
2015
. – 472с.
Выготский
,
Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. – М.: Из
д-во ЭКСМО-Пресс.
–
2010. С. 989 – 997.
Гуткина
,
Н.И. Психологическая готовность к школе
/ Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект.
–
2017
. — 184 с.
Истратова
,
О.Н., Росинская
(Яценко)
,
А.В. Влияние типа семейного неблагополучия на эмоциональное развитие младших школьников //
О.Н. Истратова, А.В.Росинская (Яценко). М.:
Современные научные исследования и инновации.
–
2015.
–
№ 9. Ч. 2
,
– Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57
608
.
Кравцова
,
Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе
/ Е.Е.Кравцова. – М.: Педагогика.
–
2016
. –152 с.
Овчарова
,
Н.Е. Психология в начальной школе
/ Н.Е. Овчарова. – М.: Педагогика.
–
2017
. – 327с.
Петлякова
,
С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития самооценки в младшем школьном возрасте: от обоснования необходимости и разработки диагностических критериев к анализу результатов //
С.А.Петлякова. М.:
Психология, социология и педагогика.
–
2018.
–
№ 6
.
– Режим доступа:
http://psy
chology.snauka.ru/2018/06/8613
.