Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | Беляева Анастасия Александровна. Работа №229318

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Беляева Анастасия Александровна
В данной статье рассматривается тема,связанная с взаимоотношениями родителей и детей,обучающихся в школе.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Сведения об авторах:

А.А. Беляевамагистрантка 2 курса группы СОМ24ПП.

В.Д. Мацнева магистрантка 2 курса группы СОМ24ПП.

Е.В.Корепанова  заведующий кафедрой педагогики и психологии.

 

Мичуринский государственный аграрный университет

 

Аннотация к статье: В данной статье рассматривается тема, связанная с взаимоотношениями родителей и детей, обучающихся в начальной школе. Затронуты кризисные периоды, вызывающие формирование возрастных новообразований. Проанализированы примеры выстраивания отношений и последствия, к которым они могут привести.

 

Ключевые слова: дети, родители, школьники, начальная школа, взаимоотношения.

 

Контакты авторов:

8-(910)-850-07-29

krezibelka24@yandex.ru

8-(902)-733-94-89

vira068rus@mail.ru

 

 

 

FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL AGE

 

Information about authors:

  - A. А. Belyaeva 2nd year undergraduate of the COM24PP group.

- V.D Matsneva– 2nd year undergraduate of the COM24PP group.

- E. V. Korepanova- head of the Department of pedagogy and psychology.

 

Michurinsky State Agrarian University

 

Annotation to the article: This article discusses the topic related to the relationship between parents and children enrolled in primary school. Crisis periods causing the formation of age-related neoplasms are touched upon. Examples of building relationships and the consequences to which they can lead are analyzed.

 

Key words: children, parents, students, primary school, relationships.

Authors' contacts:

8-(910)-850-07-29

krezibelka24@yandex.ru

8-(902)-733-94-89

vira068rus@mail.ru

8-(915)-883-19-02

 

Начало обучения в школе для каждого ребенка является ответственным и важным периодом в его жизни. Данная стадия вызывает перестройку всей социальной ситуации развития ребенка. В начальной школе происходит изменение мировоззрения, вызванное не только получением новых знаний, усложненностью процесса обучения, но и расширение круга знакомых, с которых ребенок будет брать пример.

Безусловно, главной фигурой в школьном этапе жизни для ребенка становится педагог. Он не только выполняет роль проводника в мир новых знаний, но и является примером морали, справедливости и выполнения социальных правил поведения, обязательных для всех. В начальной школе задача учителя заключается не только в том, чтобы помочь ребенку освоить программу, но и воспитать в нем патриотические и духовные качества [13].

Стоит отметить, что важную роль, заключающуюся в оказании помощи и поддержке в этом непростом этапе, выполняют родители. Во-первых, они способствуют восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления. Во-вторых, помогают построить в сознании ребенка соответствующий действительности, а не иллюзорный образ школы [2, с.31]. В-третьих, поддержка родителей оказывает влияние на формирование ответственного и старательного отношения к учебе.

В дальнейшем, именно школьная успешность скажется на всей системе социальных отношений ребенка. Безусловная родительская любовь подвергается испытанию первыми многочисленными школьными трудностями. Близкие пристально следят за успехами и выражают недовольство, если не все идет гладко [1]. Необходимо построить новую гармонию взаимоотношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в преодолении трудностей адаптации к началу школьного обучения. Именно поэтому школьному периоду свойственны свои кризисы, вызывающие изменения в психике маленького ученика.

По мнению Л. С. Выготского, изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные периоды развития [8,с.990]. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Однако, они имеют свойство накапливаться и в конце периода дают качественный скачок в развитии в виде возрастных новообразований. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии [4].

Стабильные периоды длятся большую часть детства. Таким образом, возрастные новообразования, формируемые достаточное количество времени, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Л.С. Выготский отмечал, что помимо стабильных ребенок переживает и кризисные периоды, длящиеся обычно несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств способные растянуться до года или даже двух лет [7,с.83]. Для них характерны бурные стадии, вызывающие значительные сдвиги в развитии, и изменения в поведении ребенка.

Любой кризис, как правило, обостряет противоречия между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.

Кризисы могут вызвать у ребенка замкнутость, неуправляемость. По мнению большинства психологов, данное состояние связано с проблемой готовности ребенка к школе [3]. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов.

В этом случае особенно важна помощь родителей, заключающаяся в усилении старых форм взаимодействия и поиске новых, подходящих для решения конфликта [5,с.54]. Кроме этого, родители могут использовать совершенно противоположные стратегии, провоцирующие конфликт - безусловный запрет и полное попустительство.

Постоянные запреты вызывают желание получить свободу. Именно поэтому ребенок начинает бунтовать, перестает слушаться, теряет интерес к знаниям, получает плохие оценки.

Попустительское отношение вызывает ответное безразличие со стороны ребенка, чувство одиночества. В этом случае ребенок конфликтует, чтобы привлечь внимание взрослого, вызвать реакцию с его стороны [10].

Родителям важно находить время на эмоциональную поддержку детей, знать, что они думают и чем живут. Такие действия позволяют не только укрепить отношения внутри семьи, но и вырастить психологически здорового ребенка, который будет знать свое место в жизни и адекватно воспринимать окружающую действительность.

Кризис, связанный с началом обучения в школе, требует от взрослых построения оптимальной модели взаимоотношений. Для достижения данной цели родители должны уметь разговаривать и договариваться со своими детьми, установив нормы поведения в семье и школе [6].

Важно помочь ребенку осознать, какие преимущества в будущем ему дадут полученные знания и хорошие оценки [9,с.23]. Ответственное отношение к учебе помогают сформировать и совместные традиции - обсуждение успехов и неудач, понравившихся произведений, создание поделок в школу, семейные вечера с просмотром фильмов для детей или прочтением книг. Такая доверительная атмосфера благоприятно сказывается на профилактике кризисных состояний. Ребенок будет знать, что его понимают и поддерживают, переживая вместе с ним промахи и радуясь одержанным победам.

Школьнику необходимо показать, насколько важна подготовка к учебе – выполнение домашнего задания и сбор портфеля. Оказывая помощь ребенку в решении одной из основных задач младшей школы — формировании «умения учиться», надо обратить его внимание на выделение учебной задачи (что именно необходимо освоить), на использование подходящих учебных действий (способов, методов понимания и заучивания), становление навыков планирования, самоконтроля и самооценки [12].

Родителям бывает сложно смириться к возрастающему авторитету со стороны учителя для ребенка. Может возникнуть чувство ревности, которое будет настраивать детей против наставника, неуважительно отзываться о нем [11,с.68]. В этом случае стоит понимать, что дома главную роль в воспитании играют взрослые, а в школе необходимо прислушиваться к мнению человека, имеющего педагогические и психологические знания.

Еще одна особенность взаимоотношений между взрослыми и учащимися в начальной школе - выдвижение адекватных требований, соизмеримых со способностями ребенка. Важно избегать излишней центрированности семьи только на учебе ребенка, а сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.

 

Список литературы

Аниденкова

,

М.М. Адаптация первоклассника к новым условиям школьной среды //

М.М.Авиденкова. М.:

Гуманитарные научные исследования.

2013.

№ 11

.

– Режим доступа:

http://human.snauka.ru/

2013/11/5200

.

Арнаутова

,

Е.П.

,

Иванова

, В.М.

Общение с родителями:3ачем? Как?

/

Е.П.Арнаутова, В.М.Иванова. – М.: ВЛАДОС. –

201

4

. –213 с.

Афанасьева

,

Н.Э. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста //

Н. Э.Афанасьева. М.:

Психология, социология и педагогика.

2017.

№ 11

– Режим доступа:

http://psychology.snauka.ru/201

7/11/8406

.

Батюта

,

М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияние стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //

М.Б.Баюта. М.:

Современные научные исследования и инновации.

2017.

№ 4

– Режим доступа:

http://web.snauka.ru/issues/2

017/04/80948

.

Божович

,

Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте

/ Л.И.Божович. — СПб.: Питер. –

2014

. — 398 с.

Быстрова

,

А.А. Позитивные детско-родительские отношения как фактор развития психологического благополучия детей младшего школьного возраста //

А.А.Быстрова. М.:

Современные научные исследования и инновации.

2018.

№ 12

.

– Режим доступа:

http://web.

snauka.ru/issues/2018/12/88157

.

Выготский

,

Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4.

/Л.С. Выготский.

М.: Педагогика.

2015

. – 472с.

Выготский

,

Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. – М.: Из

д-во ЭКСМО-Пресс.

2010. С. 989 – 997.

Гуткина

,

Н.И. Психологическая готовность к школе

/ Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект.

2017

. — 184 с.

Истратова

,

О.Н., Росинская

(Яценко)

,

А.В. Влияние типа семейного неблагополучия на эмоциональное развитие младших школьников //

О.Н. Истратова, А.В.Росинская (Яценко). М.:

Современные научные исследования и инновации.

2015.

№ 9. Ч. 2

,

– Режим доступа:

http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57

608

.

Кравцова

,

Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе

/ Е.Е.Кравцова. – М.: Педагогика.

2016

. –152 с.

Овчарова

,

Н.Е. Психология в начальной школе

/ Н.Е. Овчарова. – М.: Педагогика.

2017

. – 327с.

Петлякова

,

С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития самооценки в младшем школьном возрасте: от обоснования необходимости и разработки диагностических критериев к анализу результатов //

С.А.Петлякова. М.:

Психология, социология и педагогика.

2018.

№ 6

.

– Режим доступа:

http://psy

chology.snauka.ru/2018/06/8613

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×