Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Особо охраняемые природные территории России(Северного Кавказа).Кавказский биосферный заповедник.» | Раджабова Росита Мустафаевна. Работа №215257

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Раджабова Росита Мустафаевна
Цели урока:

Формирование представления об особо охраняемых территориях. Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.

Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных  и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.

Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Воспитывать любовь к природе, необходимость применения знаний в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особо охраняемые природные территории России(Северного Кавказа).Кавказский биосферный заповедник.»

Цели урока:

Формирование представления об особо охраняемых территориях. Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.

Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.

Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Воспитывать любовь к природе, необходимость применения знаний в повседневной жизни.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

фронтальная

;

индивидуальная

;

групповая

Методы обучения:

иллюстративный

;

исследовательский

.

проблемный

Средства обучения:

Атлас по географии -8 класс; Учебник: “География России – 8 кл.”;

Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации ; Стихи о природе;

Организационная часть.

Распределение уч-ся по группам, эмоциональный настрой.

Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации вы можете использовать учебники, атласы и информационные листы.

2. Мотивационный часть

Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.
И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!

Определение темы и целей урока вместе с обучающимися:

Сегодня на уроке мы поговорим об охране природы и охраняемых территориях России конкретнее будем обсуждать и рассматривать особо охраняемые территории Северного Кавказа на примере «Кавказского биосферного заповедника» и др.

3 Часть. 1.Изучения нового материала: Что значит заповедные места?

Вступительное слово учителя.

История человека разумного, насчитывающая более 40 тысяч лет, - это история борьбы человека с окружающей средой, усугубления стремления подчинить природу своим интересам и потребностям. В результате к началу XXI века человеческая цивилизация оказалась на грани гибели в пучине экологической катастрофы. И, к величайшему сожалению, люди поняли это очень поздно, поэтому сейчас необходимо предпринимать экстренные и действенные меры по спасению природы и человека как её неотъемлемой части. Одной из таких мер является создание особо охраняемых природных территорий, представляющих собой бесценное достояние человечества.

2.Историческая справка развития заповедного дела в России.

Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Позднее, в 6-7 вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса.

Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью.

Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира

Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).

В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.

Учитель: Итак, приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.
Учитель: Что значит особо охраняемая территория? Откройте учебники на стр.____
Учитель: Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности .

Учитель. Итак, заповедником называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Ближайшим к нашему региону по месторасположению является Кавказский биосферный заповедник.
Учитель: Какие существуют виды охраняемых территорий?.
Дети: Заповедники, заказники, национальные парки.

Основные типы ООПТ:

Заповедники

Национальные парки

Природные парки

Памятники природы

Памятники Всемирного наследия

Санаторно-курортные зоны

Ботанические сады

Учитель: Ребята вы поделены на группы, перед каждой группой на столах есть задание и каждая группа готовит ответы.

Задание 1 группе.

Ч

то такое заповедник. Сколько их в

России

?

Н

а

Северном Кавказе?

Для каких целей их создали?

Задание 2 группе.

1то такое заказник? Сколько их в России?На Северном Кавказе?

2.Чем отличаются заказники от заповедника?
Задание 3 группе.

1.Что такое национальный паркколько их в России?На Северном Кавказе?

Учительравнените функций 3 основные охраняемые территории.

3.Какие задачи выполняются при организации заповедников, заказников и национальных парков?

– Сохранение живых организмов.

– Охрана окружающей среды.

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

4.Характеристика ряда заповедников Северного Кавказа.

Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам.

Учитель:

Кавказский Государственный природный биосферный заповедник -  является самым крупным горнолесным заповедником Европы и одним из старейших заповедников России.

Кавказский заповедник является природоохранным, научно-исследовательским, эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных геологических образований и экологических систем Западного Кавказа.

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник - расположен в границах Главного Кавказского хребта, в 40 км. от Кавказского государственного биосферного заповедника.

Дагестанский государственный природный заповедник - образован в 1987 г. для сохранения и изучения типичных и уникальных природных комплексов акватории и прибрежной части Кизлярского залива Каспийского моря. Занимает одно из ведущих мест среди российских заповедников по количеству обитаемых на его территории животных (более 60 видов), занесенных в Красную книгу России. На территории заповедника находится уникальный памятник природы бархан Сарыкум — самый крупный в Евразии.

Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник - образован для сохранения и изучения высокогорных природных комплексов северной части Центрального Кавказа.

Заповедник является единственным высокогорным заповедником Европы.

Северо-Осетинский государственный природный заповедник - учрежден для сохранения и изучения природных комплексов северного макросклона Центрального Кавказа.    

Государственный природный заповедник Эрзи - учрежден для сохранения и изучения типичных и уникальных горных природных комплексов юго-восточной части Республики Ингушетия

Представленность государственных природных (биосферных) заповедников Северо-Кавказского региона вполне соответствует важнейшим эколого-географическим критериям [3] категории «ЗАПОВЕДНИКИ», а именно:

уникальность,

представленность (репрезентативность, типичность),

размерность,

взаимосвязанность,

реликтовость

и эндемизм,

социально-экологическая значимость

5.Кавказский биосферный заповедник.

 

Краткая информационная справка.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа в координатах 44 - 44.5° северной широты и 40 - 41° восточной долготы. 
Собственно заповедником эта территория объявлена 12 мая 1924 года, но история сохранения уникального природного комплекса началась значительно раньше, с момента организации в 1888 году Великокняжеской "Кубанской охоты". 
Являясь крупнейшей охраняемой территорией Кавказского перешейка и вторым по величине в Европе, заповедник занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией. В отрыве от основной территории, в Хостинском районе Сочи, расположен субтропический Хостинский отдел заповедника - всемирно известная тисо-самшитовая роща, площадью 302 га. Общая площадь заповедника - 280 335 га. Он окружен охранной зоной, многочисленными заказниками и памятниками природы, а к его южной границе примыкает Сочинский национальный парк. 
Кавказский заповедник - богатейшая сокровищница биоразнообразия, не имеющая аналогов в России. Он имеет международное эталонное значение, как участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальными флорой и фауной. Не случайно в 1979 году заповедник получил статус биосферного и вошел в Международную сеть биосферных резерватов, а в декабре 1999 года был включен в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. 
Территория заповедника представляет собой группу горных и высокогорных экосистем Западного Кавказа, и характеризуется высотными отметками от 260 до 3360 м над уровнем моря. Основа его рельефа - Главный Кавказский хребет, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. 
Некоторые районы заповедника (Лагонакское нагорье, гг. Фишт, Оштен, Пше-ха-Су, Ачешбок, Трю, Ахун и др.) представляют собой карстовые ландшафты с очень большим количеством пещер. Так, на Лагонакском нагорье их насчитывается свыше 130. 
Не являются редкостью в заповеднике и ледники. Всего их около 60, а общая площадь - 18,2 кв.км. Самый крупный из них, расположенный на г. Псеашхо, составляет 1,8 км. Около 1,9 % территории заповедника приходится на реки и озера. С южного макросклона Главного Кавказского хребта стекают и впадают в Черное море реки Мзымта (с притоками Чвежипсе, Лаура, Ачипсе, Пслух, Тихая и др.), Хоста, Сочи, Шахе (с притоками Бзыч, Ажу, Бущий и др.), с северного макросклона - Белая (с притоками Чес-су, Киша, Пшеха и др.), Малая Лаба (с притоками Цахвоа, Уруштен), а также речки Закан и Дамхурц, относящиеся к бассейну Большой Лабы. В свою очередь реки северного макросклона - притоки р. Кубань. Реки представляют собой типичные горные потоки с часто встречающимися водопадами, узкими скальными ущельями, теснинами и каньонами. Особую неповторимость придают горному ландшафту заповедника многочисленные озера. Их насчитывается более. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда только к середине лета. Самое большое озеро заповедника - озеро Безмолвия, с площадью водного зеркала 200 000 кв. м. Особой красотой и популярностью отличаются озера Хуко (1843 м н.у.м.) на Главном хребте, Кардывач (1850 м н.у.м.) в верховье р. Мзымта, Инпси в верховье р. Цахвоа, Голубое и Ацетукские озера на Южном Передовом хребте. 
Заповедник расположен на границе умеренного и субтропического климатических поясов. Теплый и влажный климат в низкогорье имеет субтропический характер с положительными средними температурами января (+4,2°) и высокими средними температурами июля и августа (20° и 21°). 
В горах снежный покров держится 5 и более месяцев. Лето умеренно теплое (средние температуры июля от 16 до 22°), годовая сумма осадков 700-1200 мм, максимум приходится на раннее лето В заповеднике охраняются природные комплексы буковых и елово-пихтовых лесов, берёзовых криволесий, участков разреженных сосновых лесов, зарослей рододендрона, субальпийских и альпийских лугов Западного Кавказа. Флора заповедника включает более 1500 видов высших растений, 32 из которых относятся к редким. Уникальными деревьями-долгожителями известна входящая в заповедник Хостинская тисо-самшитовая роща: 1500-летнего возраста достигает тис ягодный, 400-летнего – самшит колхидский.. В составе фауны более 60 видов млекопитающих, 222 вида птиц, 27 видов амфибий и рептилий. Наиболее известны такие виды, как европейская косуля, кавказский зубр, каменная куропатка, кавказский тетерев, речная форель. Летом 2016 года здесь выпустили в дикую природу трех леопардов из Центра реинтродукции переднеазиатского леопарда. 
Уникальное сочетание ландшафтов и климатических зон делает территорию заповедника идеальным местом для познавательного экологического туризма и активного отдыха в течение всего года.

 

ПРАВИЛА НАХОЖДЕНИЯ ТУРИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПОВЕДНИКА
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х. Г. Шапошникова». туристы при нахождении на территории заповедника должны соблюдать следующие правила:
1.    Для посещения территории заповедника нужно обязательно оформить пропуск (см. раздел Получение пропуска), либо приобрести билет на кордоне.  Сохраняйте пропуска и билеты до окончания своего пребывания на маршруте.
2.    Следуйте маршруту, согласованному с администрацией заповедника. Внимание! При оформлении пропусков обязательно указывать нитку маршрута, радиальные выходы и места днёвок.
3.    При нахождении на маршруте сверх указанного в пропуске количества дней, а также при намеренном отклонении от маршрута, вы несете ответственность согласно Кодексу РФ об Административных Правонарушениях.
4.    Не засоряйте маршруты. Необходимо выносить весь мусор с собой до стоянки, на которой есть организованное место для его выброса.
5.    Запрещено проносить с собой на территорию заповедника оружие.
6.    На территории заповедника запрещено собирать коллекции растений. Запрещен сбор дикорастущих плодов, цветов и грибов; заготовка древесных соков. Исключение – учебно-ботанические исследования студентов, которые проводятся с разрешения администрации заповедника.
7.    Запрещена рубка деревьев и кустарников, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта и обеспечивают взаимосвязь флоры и фауны заповедника.
8.    Запрещены лов рыбы, охота и уничтожение беспозвоночных и разрушение их жилищ.
9.    С уважением относитесь ко всему животному миру заповедника. Не следует пугать животных, крича или преследуя их. Помните, что это не ваша, а Их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
10.  Запрещено брать с собой в заповедник домашних животных.
11.  Запрещено нарушение почвенного покрова.
12.  Не применяйте  синтетические моющие средства при пользовании природными  водоемами.
13.  Берите на память о природе тех мест, которые вы посетилиолько фотографии. Напоминаем, что для проведения профессиональной фото- и видеосъемок требуется специальное разрешение администрации заповедника.
14. Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях.
15. Разведение костро вна терриитории запрещено. Для приготовления пищи пользуйтесь горелками.
16. Останавливайтесь на ночлег только в местах стоянок, расположенных на вашем маршруте.

4 Часть. Исследовательская работа учащихся.

Учитель: А теперь проблемный вопрос. Кавказ – это не только курортная зона, но ещё и регион со сложными социальными и политическими проблемами. Достаточно вспомнить военные действия на территории Абхазии, расположенной совсем рядом с Кавказским заповедником. Плюс к этому – избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года. Строительство олимпийских объектов идёт полным ходом уже даже не рядом, а можно сказать, в самом заповеднике. Как эти события влияют на состояние природных комплексов заповедника? Как можно положительно решить данную проблему?

Учащиеся: И военные действия в Абхазии, и строительство олимпийских объектов влияют на природные комплексы заповедника крайне негативно. Решение проблемы – в полном прекращении военного конфликта в Абхазии и урегулировании его мирным путём, а также в разрешении строительства в Красной Поляне только после проведения полноценной экологической экспертизы предлагаемых проектов и выбора тех из них, которые не нанесут ущерба уникальной природе Кавказа.

 

5 Часть. Подведения итогов урока:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

14. мне захотелось…

6. Рефлексия:

Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! ( Евгений Евтушенко)

А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).

- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).

- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).

- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами.

7. Домашнее задание:

Домашнее задание:

1 уровень: §..Задание на к/карте. Отметить заповедники и указать объекты Всемирного наследия

2 уровень: §.. Пользуясь интернет- ресурсами подготовить характеристику одного из особо охраняемых объекта. (в виде презентации)

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×