Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» | Рыбникова Елена Николаевна. Работа №344480

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тяжелые и множественные нарушения развития являются спецефически целостным феноменом, характерезующим принципиально особую ситуацию развития. Такие обущающиеся занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья, они представляют собой разнородную группу. Как правило, это обущающиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.

«Особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Тяжелые и множественные нарушения развития являются специфически целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Такие обучающиеся занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья, они представляют собой разнородную группу. Как правило, это обучающиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и\или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения, входящего в комплекс тяжелых и множественных нарушений развития (ТМНР).

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории обучающихся отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив - повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность. Овладение навыками, требующими более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительный трудности у обучающихся с ТМНР. Некоторые школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевании, раздевании, кормления - они постоянно нуждаются в присмотре и уходе. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни. Возрастные нормы не применимы к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Причиной нарушений, как правило, является органическое поражение центральной нервной системы, а также сенсорных функций, коммуникации и движения. Все вышеперечисленное создает трудности в социальной адаптации, развитии самостоятельной жизнедеятельности обучающегося. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и познавательных процессов, и высших психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти и др.) подходы к коррекции, требующие сформированности абстрактно-логического мышления, оказываются непродуктивными. Как правило, в связи с этим, становится невозможным усвоение «академического» компонента образовательных программ. Мотивационно-потребностная сфера обучающихся данной категории как правило не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.

Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Результатом освоение обучающегося такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для него уровне. Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Также для данной категории детей целесообразно разработать индивидуальный учебный план, в котором прописываются предметные области и коррекционные занятия в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ученика с ТМНР.

Условно обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

К первой группе относят обучающихся, у которых нет выраженных нарушений движений и моторики, передвижение полностью самостоятельное. Дефицит моторной функции выражен в замедленном темпе, несогласованности и недостаточной координации движений. У этой группы детей как правило присутствует умственная отсталость умеренной степени. Дети владеют элементарной речью: понимают речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми словами, отвечают на простые вопросы вербально. Для детей этой группы в индивидуальный учебный план включаются основные учебные предметы и коррекционные занятия.

Вторая группа обучающихся характеризуется более выраженным нарушением интеллекта, поведения. У детей сложно вызвать ответную реакцию на действия взрослого, нет интереса к деятельности, часто они никак не реагируют на вербальную инструкцию, проявляют агрессию, демонстрируют деструктивное поведение. Для этих обучающихся в индивидуальный учебный план включают преимущественно коррекционные занятия по различным направлениям: двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность. Если ребенок способен овладеть способами альтернативной коммуникации, то включают и это направление обучения.

Обучающиеся, относящиеся к третьей группе, имеют сложные формы ДЦП. Они практически полностью зависят от помощи взрослого. Не могут самостоятельно передвигаться, управлять коляской, обслуживать себя. Большинство детей из этой группы не могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Органическое поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью, значительно затрудняют процесс коммуникации. В индивидуальный учебный план этой группы детей целесообразно включать те коррекционные занятия, которые соответствуют возможностям и потребностям конкретного ребенка. Как правило это двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания, развитие элементарной предметно-практической деятельности.

Целью образовательной деятельности при реализации индивидуального учебного плана является переход от достигнутого ребенком уровня к тому, что еще предстоит освоить. Целесообразно фиксировать уровень развития ребенка по нескольким показателям в начале и конце года. Это позволяет отслеживать динамику развития ребенка и результативность коррекционной работы.

Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально-бытовой адаптацией и носит в строго практическую направленность. Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а в последствии и взрослого, в социальную жизнь.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×