Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Оспользование неропсихологического подхода в коррекции стойких нарушений письма у младших школьников | Веренич Мария Сергеевна . Работа №352623

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена применению нейропсихологического подхода в коррекции стойких нарушений письма у младших школьников. В ней   рассматриваются   особенности   нейропсихологической   диагностики и коррекции нарушений письма, а также важность индивидуализированного подхода при работе с детьми, имеющими трудности в освоении письменной речи.   Описание   нейропсихологических   методов,   их   применение   в образовательном процессе и примеры коррекционных упражнений помогают педагогу и психологу эффективно работать с учащимися, испытывающими проблемы с письмом.

Использование неропсихологического подхода в коррекции стойких нарушений письма у младших школьников

 

Веренич Мария Сергеевна, учитель начальных классов

МАОУ «Школа 70 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

Аннотация.   Статья посвящена применению нейропсихологического подхода в коррекции стойких нарушений письма у младших школьников. В ней рассматриваются особенности нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений письма, а также важность индивидуализированного подхода при работе с детьми, имеющими трудности в освоении письменной речи. Описание нейропсихологических методов, их применение в образовательном процессе и примеры коррекционных упражнений помогают педагогу и психологу эффективно работать с учащимися, испытывающими проблемы с письмом.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, коррекция нарушений письма, младшие школьники, стойкие нарушения письма, нейропсихология, индивидуализированный подход, диагностика, коррекционные упражнения.

 

В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост количества детей с различными нарушениями письменной речи, включая дисграфию, дислексию, дизорфографию и другие стойкие расстройства. Это ставит перед педагогами начальных классов важную задачу: как помочь детям, которые не могут освоить письменную речь на том уровне, который соответствует их возрасту. Одним из наиболее эффективных методов коррекции таких нарушений является нейропсихологический подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и строить занятия таким образом, чтобы воздействовать на различные аспекты когнитивной деятельности, связанные с процессом письма.

Нейропсихология как наука изучает связи между нарушениями мозговой деятельности и психическими функциями, в том числе процессами восприятия, памяти, внимания, мышления и, конечно, речи. Использование нейропсихологического подхода в коррекции нарушений письма опирается на идеи о том, что письмо требует комплексного вовлечения различных познавательных процессов: зрительного восприятия, моторной координации, слухового восприятия, внимания и памяти. Именно в этих областях возникают трудности у детей с нарушениями письменной речи.

Первым шагом в нейропсихологической коррекции является диагностика. Важно выявить, какие именно функции нарушены у ребенка, чтобы коррекционные занятия были нацелены на улучшение конкретных аспектов. Например, у детей с дисграфией могут наблюдаться трудности в правильном восприятии графических элементов букв, их воспроизведении или написании с ошибками, связанными с нарушением слухового восприятия. Диагностика включает в себя использование различных тестов и заданий, направленных на определение уровня развития памяти, внимания, восприятия и координации движений. Также важно понимать, что дети могут испытывать сложности в разных областях письма: от неправильного восприятия формы букв до затруднений в построении предложений и грамотной их записи.

После того как диагностированы проблемы, начинаются занятия, направленные на устранение нарушений. Важнейший аспект нейропсихологической коррекции заключается в организации работы или особом подходе через коррекцию слабых сторон ученика с опорой на сильные. Поэтому при диагностике необходимо учитывать не только дефицит той или иной функции, но обратить внимание на связанные с ней "опоры" для последующего взаимодействия.

Одним из ключевых принципов нейропсихологической коррекции является индивидуализированный подход. Это означает, что каждому ребенку необходимо подбирать такие задания, которые соответствуют его уровню развития, чтобы занятия не были ни слишком легкими, ни слишком сложными. Например, для детей с нарушениями зрительного восприятия полезны упражнения на различение похожих по форме букв и слов. Это помогает тренировать зрительную память и восприятие, что способствует улучшению письма. Важным элементом таких упражнений является последовательность и системность — задания должны быть постепенно усложняемыми, чтобы ребенок мог наблюдать собственный прогресс и получать положительные эмоции от успехов.

Еще один важный аспект — это тренировка моторной функции, которая связана с письмом. Нарушения моторной координации могут стать причиной того, что ребенок не может правильно и аккуратно писать, что приводит к ошибкам и недостаточной четкости. Здесь помогают специальные графические упражнения, направленные на развитие движений рук, улучшение мелкой моторики. Такие упражнения можно включать в занятия с детьми уже на начальном этапе обучения, помогая им овладевать письмом через развитие навыков работы с ручкой, карандашом или фломастером.

Работа с детьми, имеющими стойкие нарушения письма, требует терпения и настойчивости. Важно помнить, что прогресс может быть не всегда быстрым, однако регулярные занятия с использованием нейропсихологического подхода могут значительно улучшить результат. Например, дети, у которых наблюдаются трудности в восприятии слуховых образов слов (дислексия), могут успешно работать над развитием слуховой памяти, на основе чего будет улучшаться их способность воспринимать слова и фразы, а следовательно, и писать их правильно. Важно также развивать аналитическое восприятие слов, что поможет ребенку лучше различать отдельные звуки и буквы.

Не менее важным моментом является работа с детьми, у которых наблюдаются проблемы с вниманием. Нарушения внимания часто становятся причиной ошибок при письме. В таком случае необходимо использовать нейропсихологические методы, направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания, что помогает ребенку работать более сосредоточенно и избегать ошибок. Такие задания могут включать упражнения на внимательность, а также тренировки на запоминание и воспроизведение информации по памяти.

Примеры нейропсихологических упражнений для коррекции нарушений письма включают задания, такие как написание отдельных букв, их последовательное повторение, а также составление слов и предложений по образцу. Также полезными будут задания на логическое восприятие и анализ, например, составление слов из предложенных букв или изменение одной буквы в слове для получения нового значения. Такие упражнения способствуют развитию аналитических способностей ребенка, что помогает ему не только улучшить навыки письма, но и развить мышление.

Для успешной нейропсихологической коррекции важно, чтобы педагог тесно взаимодействовал с психологом и родителями. Коррекционные занятия должны проводиться систематически, и именно в этом случае можно ожидать положительных изменений в процессе обучения ребенка письму. Важно помнить, что дети с нарушениями письма могут не только преодолеть свои трудности, но и достичь высоких результатов, если подходить к их обучению с учетом всех индивидуальных особенностей.

Таким образом, нейропсихологический подход в коррекции стойких нарушений письма позволяет эффективно работать с младшими школьниками, имеющими трудности в освоении письменной речи. Важно применять индивидуализированные методы, направленные на развитие познавательных функций, таких как внимание, память, восприятие и моторика, что способствует успешной коррекции нарушений и улучшению навыков письма у детей.

 

Список литературы

 

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Т. В. Ахутина. — М.: МОДЭК, 2021. — С. 7–20.

2. Баулина М.Е. Нейропсихология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2018 – 416 с.

3. Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы. – СПб.: Каро, 2016 – 187с.

4. Лысова, Н. Е. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля / Н. Е. Лысова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 60-62.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×