Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования | Христофорова Эльвира Егоровна. Работа №354197

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования

Наша работа направлена на сохранение здоровья, развития личности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия.

Основная цель – создание условий и оказание помощи ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.

Педагогический коллектив школы в работе по преемственности опирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующим культурным образцам и реализацию человеком своего образа жизни в подменно позитивной свободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессы самоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательно относиться к учебному материалу, умение учиться, овладение способами творчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техник проектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в ней – научить ребенка учиться самому.

Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании, общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Реализация системы включает три этапа.

I этап – работа на нулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесь определяется уровень соматического и психического развития ребенка, прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция.

II этап – работа на первой ступени: 1-4 класс. На этих этапах создаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальной адаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их на следующей ступени.

III этап – работа на второй ступени: 5-9 класс.

На первом из этих этапов у дошкольников выявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабые звенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются при выборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения.

Раннее прогнозирование школьных затруднений ребенка – одно из основных направлений в достижении преемственности.

Проблемы:

1)     Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезным;

2)     Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребенка, ответственность ребенка перед лицом учителя и родителей;

3)     Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от них серьезного напряжения и концентрации.

4)     Новый, непривычный распорядок дня.

Все указанные проблемы и особенности должны быть учтены педагогами, которые будут работать с детьми в 1 классе.

Ежегодно в апреле воспитателя и учителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год по выявлению уровня готовности детей к школе, согласовывают содержание программ. Материалы по каждому ребенку передаются учителя 1 класса. Происходит своеобразный отчет детского сада о своей работе  рассмотрение результатов совместного труда.

Образовательное пространство детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному должно представлять полидеятельностное пространство, где учебная деятельность учащегося становится ведущей только к началу второго года обучения. Забота педагога на этом этапе работы с 6-7 летними детьми – организовывать плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с идеальным взрослым как носителем общих способов поиска решений.

В 1 классе, в период адаптации, организуются консультации для родителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом их возрастных особенностей, коррекционных методик. В январе проводится совещание, на котором учителя и завуч отчитываются перед воспитателями.

В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, что проделана в детском саду. В мае учителя начальной школы передают карты развития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена, подводится итог совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальной школы.

В 5 классе вновь наступает период адаптации.

Проблемы: снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – вот стандартный перечень проблем, наблюдаемых там, где переход из начальной в основную школу специально не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо кратко остановится на тех возрастных особенностях школьников 10-12 лет.

Задача школы – с учетом указанных возрастных особенностей младших подростков создать условия для нетравматичного образовательного перехода: с одной стороны, в чем-то продолжая традиции начальной школы, с другой стороны, начиная использовать новые способы и формы обучения отвечающие возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся, школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накаливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.

Христофорова Эльвира Егоровна

Учитель начальных классов МКОУ «Саныяхтахская СОШ»

 

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования

Наша работа направлена на сохранение здоровья, развития личности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия.

Основная цель – создание условий и оказание помощи ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.

Педагогический коллектив школы в работе по преемственности опирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующим культурным образцам и реализацию человеком своего образа жизни в подменно позитивной свободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессы самоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательно относиться к учебному материалу, умение учиться, овладение способами творчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техник проектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в ней – научить ребенка учиться самому.

Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании, общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Реализация системы включает три этапа.

I этап – работа на нулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесь определяется уровень соматического и психического развития ребенка, прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция.

II этап – работа на первой ступени: 1-4 класс. На этих этапах создаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальной адаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их на следующей ступени.

III этап – работа на второй ступени: 5-9 класс.

На первом из этих этапов у дошкольников выявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабые звенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются при выборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения.

Раннее прогнозирование школьных затруднений ребенка – одно из основных направлений в достижении преемственности.

Проблемы:

Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения станови

тся существенно более серьезным;

Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребенка, ответственность ребенка перед лицом

учителя и родителей;

Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от них серьезного напряжения и концентрации.

Новый, непривычный распорядок дня.

Все указанные проблемы и особенности должны быть учтены педагогами, которые будут работать с детьми в 1 классе.

Ежегодно в апреле воспитателя и учителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год по выявлению уровня готовности детей к школе, согласовывают содержание программ. Материалы по каждому ребенку передаются учителя 1 класса. Происходит своеобразный отчет детского сада о своей работе рассмотрение результатов совместного труда.

Образовательное пространство детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному должно представлять полидеятельностное пространство, где учебная деятельность учащегося становится ведущей только к началу второго года обучения. Забота педагога на этом этапе работы с 6-7 летними детьми – организовывать плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с идеальным взрослым как носителем общих способов поиска решений.

В 1 классе, в период адаптации, организуются консультации для родителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом их возрастных особенностей, коррекционных методик. В январе проводится совещание, на котором учителя и завуч отчитываются перед воспитателями.

В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, что проделана в детском саду. В мае учителя начальной школы передают карты развития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена, подводится итог совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальной школы.

В 5 классе вновь наступает период адаптации.

Проблемы: снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – вот стандартный перечень проблем, наблюдаемых там, где переход из начальной в основную школу специально не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо кратко остановится на тех возрастных особенностях школьников 10-12 лет.

Задача школы – с учетом указанных возрастных особенностей младших подростков создать условия для нетравматичного образовательного перехода: с одной стороны, в чем-то продолжая традиции начальной школы, с другой стороны, начиная использовать новые способы и формы обучения отвечающие возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся, школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накаливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×