Осуществление преемственности дошкольного и начального образования | Христофорова Эльвира Егоровна. Работа №354197
Осуществление преемственности дошкольного и начального образования
Наша работа направлена на сохранение здоровья, развития личности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия.
Основная цель – создание условий и оказание помощи ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.
Педагогический коллектив школы в работе по преемственности опирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующим культурным образцам и реализацию человеком своего образа жизни в подменно позитивной свободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессы самоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательно относиться к учебному материалу, умение учиться, овладение способами творчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техник проектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в ней – научить ребенка учиться самому.
Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании, общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.
Реализация системы включает три этапа.
I этап – работа на нулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесь определяется уровень соматического и психического развития ребенка, прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция.
II этап – работа на первой ступени: 1-4 класс. На этих этапах создаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальной адаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их на следующей ступени.
III этап – работа на второй ступени: 5-9 класс.
На первом из этих этапов у дошкольников выявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабые звенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются при выборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения.
Раннее прогнозирование школьных затруднений ребенка – одно из основных направлений в достижении преемственности.
Проблемы:
1) Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезным;
2) Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребенка, ответственность ребенка перед лицом учителя и родителей;
3) Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от них серьезного напряжения и концентрации.
4) Новый, непривычный распорядок дня.
Все указанные проблемы и особенности должны быть учтены педагогами, которые будут работать с детьми в 1 классе.
Ежегодно в апреле воспитателя и учителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год по выявлению уровня готовности детей к школе, согласовывают содержание программ. Материалы по каждому ребенку передаются учителя 1 класса. Происходит своеобразный отчет детского сада о своей работе рассмотрение результатов совместного труда.
Образовательное пространство детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному должно представлять полидеятельностное пространство, где учебная деятельность учащегося становится ведущей только к началу второго года обучения. Забота педагога на этом этапе работы с 6-7 летними детьми – организовывать плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с идеальным взрослым как носителем общих способов поиска решений.
В 1 классе, в период адаптации, организуются консультации для родителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом их возрастных особенностей, коррекционных методик. В январе проводится совещание, на котором учителя и завуч отчитываются перед воспитателями.
В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, что проделана в детском саду. В мае учителя начальной школы передают карты развития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена, подводится итог совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальной школы.
В 5 классе вновь наступает период адаптации.
Проблемы: снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – вот стандартный перечень проблем, наблюдаемых там, где переход из начальной в основную школу специально не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо кратко остановится на тех возрастных особенностях школьников 10-12 лет.
Задача школы – с учетом указанных возрастных особенностей младших подростков создать условия для нетравматичного образовательного перехода: с одной стороны, в чем-то продолжая традиции начальной школы, с другой стороны, начиная использовать новые способы и формы обучения отвечающие возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся, школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накаливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
Христофорова Эльвира Егоровна
Учитель начальных классов МКОУ «Саныяхтахская СОШ»
Осуществление преемственности дошкольного и начального образования
Наша работа направлена на сохранение здоровья, развития личности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия.
Основная цель – создание условий и оказание помощи ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.
Педагогический коллектив школы в работе по преемственности опирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующим культурным образцам и реализацию человеком своего образа жизни в подменно позитивной свободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессы самоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательно относиться к учебному материалу, умение учиться, овладение способами творчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техник проектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в ней – научить ребенка учиться самому.
Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании, общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.
Реализация системы включает три этапа.
I этап – работа на нулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесь определяется уровень соматического и психического развития ребенка, прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция.
II этап – работа на первой ступени: 1-4 класс. На этих этапах создаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальной адаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их на следующей ступени.
III этап – работа на второй ступени: 5-9 класс.
На первом из этих этапов у дошкольников выявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабые звенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются при выборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения.
Раннее прогнозирование школьных затруднений ребенка – одно из основных направлений в достижении преемственности.
Проблемы:
Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения станови
тся существенно более серьезным;
Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребенка, ответственность ребенка перед лицом
учителя и родителей;
Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от них серьезного напряжения и концентрации.
Новый, непривычный распорядок дня.
Все указанные проблемы и особенности должны быть учтены педагогами, которые будут работать с детьми в 1 классе.
Ежегодно в апреле воспитателя и учителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год по выявлению уровня готовности детей к школе, согласовывают содержание программ. Материалы по каждому ребенку передаются учителя 1 класса. Происходит своеобразный отчет детского сада о своей работе рассмотрение результатов совместного труда.
Образовательное пространство детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному должно представлять полидеятельностное пространство, где учебная деятельность учащегося становится ведущей только к началу второго года обучения. Забота педагога на этом этапе работы с 6-7 летними детьми – организовывать плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с идеальным взрослым как носителем общих способов поиска решений.
В 1 классе, в период адаптации, организуются консультации для родителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом их возрастных особенностей, коррекционных методик. В январе проводится совещание, на котором учителя и завуч отчитываются перед воспитателями.
В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, что проделана в детском саду. В мае учителя начальной школы передают карты развития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена, подводится итог совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальной школы.
В 5 классе вновь наступает период адаптации.
Проблемы: снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – вот стандартный перечень проблем, наблюдаемых там, где переход из начальной в основную школу специально не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо кратко остановится на тех возрастных особенностях школьников 10-12 лет.
Задача школы – с учетом указанных возрастных особенностей младших подростков создать условия для нетравматичного образовательного перехода: с одной стороны, в чем-то продолжая традиции начальной школы, с другой стороны, начиная использовать новые способы и формы обучения отвечающие возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся, школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накаливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.