Освобождение голоса по системе К. Линклэйтер | Карасева Ирина Анатольевна . Работа №354202
Описываются методы работы над голосом, как добиться красивого, яркого ровного звука. Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на его развитие и укрепление. Цель метода Линклэйтер -заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием.
Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер
Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на его развитие и укрепление.
Цель метода Линклэйтер– заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.
Схема, демонстрирующая механизм работы голоса:
Серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании голоса
;
Движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координацию;
Часть глотки
открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в грудной клетке понижается, воздух свободно проникает в легкие;
Когда в легких наберется воздух, мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;
Голосовые складки частично закрывают глотку и начинают вибрировать, когда между ними
проходит воздух;
Эти вибрации приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, Формируя звук в звуковом канале;
Форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука.
Отрицательные факторы и их влияние на голос:
1. Дыхание
д
ушевное
волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания;
н
еправильная
осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы);
2. Голосовые складки и гортань
е
сли
дыхание несвободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых связок.
3. Резонаторная система
н
апряжение
в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя
звучанию в грудном резонаторе;
Напряжение корня языка, мягкого неба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.
4. Артикуляционная система
к
огда
дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.
Работая над голосом, нужно помнить, что неясное мышление – существенное препятствие к чистоте артикуляции.
Позвоночник – опора дыхания
Общая задача работы с позвоночником – развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию. Создается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле.
Продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. Эту поддержку вынуждены осуществлять мышцы, предназначенные для других целей. Если нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, то для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания. Когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс, на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания. Когда не выровнены шейные позвонки, расстраивается весь звуковой канал. Если шейные позвонки расслаблены и не в состоянии держать голову, то эту функцию берут на себя мышцы челюсти, гортани, языка, губ, ставя под сомнение прохождение звука. Первый шаг к освобождению голоса – знакомство со своим позвоночником.
Шаг первый.
Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см. Сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками.
Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног. Как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой
. Как бедро вырастает из коленного сустава.
Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками.
Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава. Представьте себе кости рук, локтевые суст
авы, суставы предплечья, запясти
й, кости кистей и пал
ь
цев
.
Представьте, что череп, как воздушный шар, «плавает» на вершине позвоночника.
Шаг второй.
Сфокусируйте ваше внимание
на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку, на запястьях, на кончиках пальцев.
Далее позвольте расслабиться вашим кистям и повиснуть в запястьях, предплечьям
. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук.
Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника. Ваш позвоночник начнет «разрушаться» сверху до низу, уступая этой тяжести. Позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации
.
Теперь сконцентрируйте свое внимание на копчике. От копчика начните «выстраивать» свой позвоночник вверх. Наподобие того, как вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.
Не напрягайте мышцы живота
.
Оставьте их свободными. Дышите.
Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который «поднимает» шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не «поднимаете вашу голову». В результате построения шейных позвонков
ваша голова «всплывает».
Шаг третий.
Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области ягодиц, желудка, плеч, шеи. Этим вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому вами позвоночнику.
Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе и, закрыв
глаза, направьте
свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.
Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.
Шаг четвертый.
Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествия. На этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо к горлу, к груди.
Далее в желудок, сквозь кишечник в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Держите позвоночник устремленным вверх, снимая напряжение окружающих мышц.
Позвольте всем вашим внутренним органам способствовать движению вашего дыхания
. Проследите за реакцией внутри вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.
Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться. Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, встряхнитесь всем телом. Или представьте себе, как зевает собака
потягиваясь и встряхиваясь.
Отметьте, как вы себя чувствуете, как чувствует себя ваше тело. Из этого опыта работы вы должны вынести знание двух контрастных чувств – релаксации и зажима, которые можно регулировать. Этот опыт развивает способность замечать зажимы во многих частях органов тела (верхняя губа, корень языка, центр диафрагмы) и научиться снимать с них напряжение.
Существует огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела.
Дыхание – источник звука.
Достигнув с помощью исследования позвоночника стадии релаксации и физического самоосознания, мы можем приступить к изучению процесса дыхания. Аппарат дыхания так сложен, что было бы неразумно делать поспешные выводы о его работе.
Давайте откажемся от привычного мышечного контроля и позволим дыхательному процессу протекать непроизвольно. Наш разум в состоянии осведомляться о функционировании нервной системы без вмешательства в ее деятельность. Правда, этот путь нам непривычен. Когда вы вдыхаете – ваш живот надувается, когда выдыхаете – он опадает. В связи с этим у вас может возникнуть желание регулировать дыхание с помощью мышц живота. Мышцы, которые контролируются сознанием, – «неуклюжие», большие и расположены на некотором расстоянии от легких. Дыхательные мышцы, не подчиняющиеся контролю нашего сознания, сложны, «утонченные» и находятся в глубине тела. Дыхание рефлекторно. Единственное, что вы можете сделать для того, чтобы восстановить рефлекторный потенциал дыхания, это убрать мешающие ему мышечные зажимы, а также в процессе дыхания пробовать принимать определенные позы, которые бы стимулировали этот процесс.
Лежачее положение стимулирует глубокое рефлекторное дыхание. Сравните глубину дыхания в этой позиции с глубиной дыхания в позиции стоя. Первая позиция вызывает более глубокие рефлекторные действия дыхательного аппарата, чем те привычные положения тела, которые сопровождают нашу каждодневную жизнь. Поскольку непроизвольная нервная система справляется с процессом дыхания наилучшим образом, не нужно тратить энергию, сознательно поддерживая или контролируя его. Вместо того, чтобы давать себе активные распоряжения типа «вдохни», «выдохни», «выдох», Линклэйтер предлагает посылать пассивные установки: «позвольте дыханию освободиться», «позвольте дыханию войти», «выходящее дыхание».
В одном из упражнений Линклэйтер предлагает почувствовать, что дыхание и внимание сосредоточены в одном и том же месте – центре тела, представить, что вы и ваше дыхание едины (освобождается ваше дыхание – освобождаетесь вы), затем сообщить дыхательному центру импульс для слабого вздоха облегчения. В сравнении с привычным, биологическим дыханием, в ответ на импульс, вызывающий вздох облегчения, больший объем воздуха входит в легкие и больший объем воздуха выходит на звуке, напоминающем «фффф». Таким образом, в ответ на вдох в нижней части корпуса проходит цепь взаимосвязанных движений. Эти движения касаются не только передней части тела. Чтобы позволить дыханию включить весь дыхательный аппарат, поясничные позвонки должны быть свободными от зажима. Вытягиваясь и укорачиваясь в соответствии с силой дыхания, эти позвонки тем самым помогают создать наиболее благоприятные условия внутри для того, чтобы легкие беспрепятственно увеличивались во время дыхания. Когда вы стоите, эти движения позвонков незаметны. Но они могут быть легко ощутимы, когда лежишь на полу лицом вниз.
Касание звука
Под «касанием звука» Линклэйтер подразумевает чувство вибрации в теле, где уже обитает чувствующее и пульсирующее дыхание. Толчком к звучанию явится импульс, источником – дыхание. А переместить ваши усилия при «касании звука» из области гортани вам опять должно помочь ваше воображение.
Представьте, что звук, так же, как и дыхание, начинается в центре тела.
Вызовите вздох облегчения. Почувствуйте, что дыхание – это облегчение, а облегчение – это дыхание.
Оставьте рот открытым. Пошлите импульс вздоха облегчения в нижнюю половину вашего тела.
Расслабьтесь
внутри и позвольте дыханию переместиться.
Поскольку рот лишь слегка приоткрыт и совершенно расслаблен, звук в результате будет непрерывным, но достаточно бесформенным и слегка похожим на «
хаааа
». Этот звук прост,
неоформлен
и нейтрален. Он образовывается, если мышцы корня языка
и горла не напряжены, так как напряжение искажает его. К тому же, этот звук не нуждается в том, чтобы его формировали гласные.
Изучите физическую сторону восприятия звука в центре тела. Физическое восприятие дыхания со звуком должно родниться с ощущением непроизвольного дыхания без звука. Попытайтесь не «делать» звук, а пусть он возникает в результате «касания звука».
Может оказаться совсем не просто
– оградить мышцы гортани от участия образования звука в этой точке.
Чтобы сделать это упражнение без лишних усилий со стороны мышц гортани,
Линклэйтер
советует проделать его на полу, лежа на спине.
Постепенно звуки должны образовываться в теле глубже, легче и свободнее.
Вибрации, усиливающие первоначальный звук
Составив представление о вибрирующем звуке в середине тела, Линклэйтер переходит к изучению способов, как его усилить.
Последующие упражнения учат нас обособлять и исключать мышечные зажимы, которые являются ловушками, удушающими вибрации, а также помогают изучить природу вибраций. В природе вибраций существует способность к увеличению, повторению и отражению звука. Звук отражается от деки бесконечное количество раз. Первой «декой», с которой предлагает поработать Линклэйтер, являются сомкнутые губы. Берущие начало в центре вибрации, будут озвучиваться на губах, упражнения на «ха-хамма» и на звук, подобный тому, который повторяют губами маленькие дети, изображая машину(«ббмм»), на разной высоте. При этом Линклэйтер употребляет такие выражения как: «коснитесь звука на такой-то высоте», «выдохните звук на такой-то высоте», «потяните звук на какой-то высоте». Она обычно избегает выражений, которые соответствуют понятию «спойте». Слово «спойте» несет слишком сильную нагрузку и не подходит для такой работы.
Вы начинаете предъявлять своему дыханию больше требований, так как эффективно используете более длинные фразы. Примитивные звукосочетания «ха-хамммма» «bmmmmmммммааа» можно считать фразами из трех слов. Воспроизводя эти примитивные, но длинные фразы, будьте готовы каждый раз поддержать свою мысль соответствующим дыханием. Вам не нужно заботиться о том, чтобы мускульно поддерживать дыхание. Его поддержит ваша мысль. Дыхание поддерживает мысль, а каждая мысль имеет свою продолжительность. Каждая новая мысль имеет новое дыхание. Возникшее при излишних усилиях напряжение сокращает дыхательные мышцы и нарушает их эластичность. В упражнениях Линклэйтер довольно часто использует выражения: «выдохните «хаммм»», «выдохните звук в голову». Эти установки помогают мышечной релаксации. Таким образом, ответственность за поддержку дыхания в этих фразах берет на себя интеллект.
Возвращаясь к вибрациям, усиливающим звучание, Линклэйтер предлагает проследить за тем, что происходит, когда голова и шея начинают освобождаться от зажимов. Обычно напряжение в большей или меньшей степени характерно для задней части шеи, для подбородка и горла. До тех пор, пока жизненно важные части голосового канала напряжены, вибрации попадают в ловушку, которой для них являются сокращенные мышцы. Ваша задача – увеличить количество вибраций, устранив напряжение. Цель последующих упражнений – «избавиться от головы». Физически вы будете перекатывать голову в свободном вращении по кругу. Психологически – перемещать свое сознание из области головы в середину тела. Таким образом, контролировать центр будет не ваш мозг, а это будет происходить глубоко внутри тела. Упражнения на перекатывание головы с одновременным выдыханием на «хамм» на разной высоте. Опускание и «выстраивание» позвоночника с одновременным звучанием на «хаммм». Комплекс упражнений для релаксации головы, спины.
Звуковой канал
В этой части Линклэйтер рассматривает роль челюсти, языка, мягкого неба и горла в формировании звука. Путешествуя, голос проходит через многие мышцы, помощь которых ошибочно принимается за жизненно необходимую для звучания. Дыхание будет лениво исполнять свои функции, до тех пор, пока мышцы челюсти, языка и горла будут оказывать поддержку в звучании. Порой нелегко заметить эту ошибку и избавиться от нее. Постепенно, при более надежной поддержке дыхания, мышцы звукового канала смогут дать себе отдых и стать полезными для исполнения своих основных обязанностей. Первым делом нужно понять, как мышцы челюсти можно расслабить от напряжения, а потом научиться распознавать области, где эти зажимы локализуются. Следующей областью над звуковым каналом станет язык. Любое нервное напряжение приводит к напряжению мышц языка, которые тянут его назад или расплющивают, ставят поперек горла. В результате этих зажимов меняется форма рта и горловой впадины, нарушается реакция резонаторов, что влияет на тембр голоса. Напряжение языка передается гортани, влияя на работу голосовых связок, а напряжение, начинающееся в гортани, распространяется на язык, влияя на артикуляцию. Напряжение гортани вызывает напряжение в диафрагме и наоборот. Процесс физического осознавания языка может происходить при сознательной релаксации и полном его растяжении. Предлагается использовать зеркало, чтобы проверить малейшие изменения в поведении языка. Язык напрягается, чтобы компенсировать слабое, ленивое и затухающее дыхание. Отпустите вздох облегчения как можно глубже, для того, чтобы мышцы языка остались свободными. Не работайте, не старайтесь – только вызовите вздох облегчения. Теперь нашей целью будет возвращение мускулатуре мягкого нёба природной способности к непроизвольной реакции – способности, которая расширит возможности полного функционирования резонаторов. Без регулярных и продолжительных голосовых упражнений мышцы мягкого нёба становятся ленивыми и теряют свою эластичность. Если мышцы ленивы, то мягкое нёбо висит в задней части рта, поглощая и заглушая вибрации. В этом случае возникают трудности для свободного прохождения звука через полость рта. Последствием лености и неподвижности мягкого нёба почти во всех случаях является носовой звук. Мышцы поднимают мягкое нёбо и опускают его в зависимости от того, поднимается или опускается по диапазону ваш голос. Сознание не в состоянии настолько утонченно оперировать мышцами мягкого нёба, чтобы сохранить целостность и выразительность естественного голоса. Однако мышцы можно натренировать таким образом, что в случае непроизвольной необходимости они будут реагировать с большей подвижностью. Предлагаются упражнения на «ка» с зевком с использованием зеркала. Зевок оказывает влияние не только на мягкое нёбо, но и на множество мышц глотки. Между глоткой и задней частью шеи расположены главные резонаторные полости. Задняя стенка горла выстлана мышечной тканью, которая реагирует на изменение высоты звука. Нужно обратить особое внимание на то место, где горло переходит в ротовую полость. Когда язык напряжен, а мягкое нёбо лениво, эта область становится затором для звука. Нужно представить себе переход из ротовой полости к диафрагме в виде широкого, незаблокированного пути. Работа над этим участком горла будет состоять в том, чтобы убрать затор, создать в звуковом канале ощущение простора и изучить практику, направленную на освобождение канала для беспрепятственного контакта с дыхательным центром. Используется упражнение с максимально запрокинутой головой и расслабленными плечами на «хааа».
Развитие процесса освобождения
Работа над диапазоном голоса будет основываться на предположении, что резонаторные полости можно изолировать. Голос будет развиваться с помощью резонаторов, полости которых различны по форме. Линклэйтер использует для прояснения картины различные средства: воображение, эмоции, абсурдные аналогии.
В обучении используется описание резонаторной лестницы: каждая нота голоса имеет свою собственную резонаторную ступень. А лестница – ваше туловище от груди до макушки головы. В последующих упражнениях нужно будет направлять свой голос вверх и вниз по резонаторной лестнице. Каждую её часть необходимо освоить. Нужно представить тело в виде дома: подвал – расположен под грудной клеткой, бельэтаж – в области грудной клетки, первый этаж – в полости рта, второй – между полостью рта и глазами, третий – от бровей до линии волос, чердак – в верхней части черепа.
Представьте себе свой голос с движущимся лифтом. Используя для выявления голоса длинное «хэ-э-эй», начните движение из «подвала» к «чердаку», «навещая» по дороге все верхние регистры – этажи-резонаторы. Во время движения лифта дом не двигается. После того, как вы прибыли на «чердак», вновь совершите движение вниз, не проскакивая ни один этаж. Энергия, приводящая в движение «лифт», исходит из «подвального помещения».
Дайте возможность своему вниманию сосредоточиться на предложенном образе и на чувственном восприятии резонанса. Пусть высота звука будет побочным продуктом в упражнении.
Восприимчивость и сила голоса
Любые попытки поддержать звук путем сохранения дыхания создают мышечное напряжение. Поэтому упражнения старого образца, нацеленные на сдерживание дыхания грудной клеткой, так не продуктивны. Внутренняя дыхательная мускулатура расширяется и сжимается в ритме непроизвольного дыхания. Заставляя мышцы к неестественной попытке удерживать грудную клетку расширенной, мы будем способствовать уничтожению глубокой инстинктивной связи голоса и дыхания. Усилия, направленные на создание дыхательной опоры для звука, вызывают напряжение, которое препятствует образованию естественного объема воздуха.
Дыхательный аппарат составляют три группы дыхательных мышц: диафрагмальные, брюшные и межреберные. В процессе релаксации и растяжения мы будем использовать межреберные мышцы, делая их подвижными и эластичными. Они и создадут внутри грудной клетки большую полость. Очень важно научиться посылать сигналы, стимулирующие активность работы межреберных мышц изолировано от мышц брюшных. Но нельзя забывать, что необходима тренировка всех групп мышц, так как работа только над одной часть дыхательного аппарата может привести к негативным последствиям для других составляющих. В упражнениях Линклэйтер использует образ эластичной прямоугольной коробки с шестью сторонами, где задняя сторона распространяется от затылка до копчика, передняя начинается от ключицы и доходит до лобковой кости, две боковые от подмышек до тазобедренного сустава, плечевой и тазовый поясы. Образ эластичного параллелепипеда нужен для того, чтобы помочь создать ощущение огромного внутреннего пространства.
Следующее упражнение – «вакуумизация легких» – оживляюще действует на весь организм. Надо полностью освободить легкие от воздуха, закрыть рот и пальцами зажать нос. И затем создать подобие огромного вакуума внутри. Лучший способ добиться этого – попытаться вдохнуть через все еще зажатый нос, позволяя межреберным мышцам реагировать на потребность расширить грудную клетку. Затем, держа рот закрытым, отпустить свой нос. Воздух хлынет через нос, чтобы заполнить вакуум. Не надо помогать себе, беря вдох. Пусть дыхание всосется в соответствии с природным законом. Проделывайте вакуумизацию, представляя себе дыхательный аппарат в виде параллелепипеда.
Далее предлагается упражнение «учащенное дыхание», в котором особое внимание уделяется диафрагме.
Центр
На всем протяжении занятий нужно практиковать идею работы изнутри при минимальных затратах мышечных усилий. В следующем шаге, работая над концентрацией «центра», можно достигнуть большей экономичности в затрате усилий. Понятие о центральной точке купола диафрагмы, которой касается звук, уже было представлено. После этого слово «центр» все более и более часто использовалось в значении дыхательного центра, энергетического центра, центра тела.
Теперь Линклэйтер предлагает два взаимоисключающих хода к понятию центра. Первый состоит в том, чтобы точно сориентировать вас на то место внизу, где этот центр находится. Второй же подход, напротив, стирает все ориентиры местонахождения центра. Иными словами, центр может быть везде. С точки зрения физиологии, более выгодно формировать голос в вибрационном центре, так как в этом случае дыхание приводит в движение голосовые складки более экономичным путем, что улучшает звучание. Слишком большое дыхание, раздувающее складки, вызывает «придыхание» в голосе. Но экономичность не должно означать сдерживание. Для этого используется термин «вздох облегчения», чтобы освободить сознание от тенденции к сдерживанию дыхания.
В конце предыдущей части учащенное дыхание происходило в центре диафрагмы. Вы обнаружите, что затраты усилий на дыхание сокращаются, если начнете звучать, ощущая центр, из которого исходит учащенное дыхание. Все движения, с помощью которых издается звук, могут убавиться, в то время как звук будет оставаться таким сильным, каким ему необходимо быть по вашему желанию.
Следующее упражнение интеллектуального порядка направлено на то, чтобы в будущем использовать центр, перенося большую ответственность за звучание в область сознания. В нем Линклэйтер предлагает исследовать связь между способностью к восприимчивости и силой голоса посредством воображения. Она предлагает нарисовать картину на холсте дыханием «ффффф». Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания (корабля, горизонта), образы, использующие среднее дыхание (облака, солнце, паруса), а также нуждающиеся в коротком дыхании (лучи солнца, чайки…). Все импульсы связаны с дыханием во внутреннем центре и вместе с дыханием выходят наружу через все туловище на «фффф».