Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

От концепций воспитания к воспитательным практикам | Семыгина Елена Васильевна. Работа №281136

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Семыгина Елена Васильевна
Автор статьи отмечает важность организации воспитательной работы на основе научно-концептуального подхода. В статье представлены основные направления зарубежных, советских и современных российских концепций воспитания и отмечена единая  цель концепций воспитания - развитие личности ребенка. Примеры реализаций концепций и моделей воспитания на практике предложены в виде конкретных мероприятий, проводимых на базе ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга. 

От концепций воспитания к воспитательным практикам

 

Семыгина Е.В., учитель ГБОУ СОШ № 200

с углубленным изучением финского

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Система воспитания образовательной организации должна основываться

на практикоориентированных, деятельностных, направленных на саморазвитие обучающихся практиках воспитания, формирующихся на концептуальной основе.

Методологический уровень разработки концептуальных основ воспитательных практик школы начинается с определения доминирующей идеи – лейтмотива рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.

Надо отметить, что все концепции воспитания ведущей целью определяют развитие личности ребенка. Авторы и зарубежных, и российских концепций воспитания видят реализацию процесса через практическую деятельность, и на основе гуманистических принципов. В таблице 1 представлены основные направления зарубежный концепций воспитания [1].

Таблица 1

Концепция

Автор

Идеи

Неопозитивизм

П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг

Развитие «Я», самореализация, сохранение интересов и самобытности.

Гуманизация системы воспитания.

Прагматизм

 

 

Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Т. Брамсльд, А. Маслоу, Э. Кэлли

«Самовыявление»

инстинктов и склонностей. Личный успех. Стимулирование активности ученика. Обучение и воспитание через практическую деятельность.

Гуманистическая педагогика

К. Роджерс, А. Маслоу

Самоактуализация. Доверие – сотрудничество – сопровождение - самоуправление.

Экзистенциализм, или философия существования

М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю,

Э. Брейзах, П. Тиллих

Личность – высшая ценность. Сохранение самобытности личности. Свобода в усвоении знаний.

Бихевиоризм

Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон,

А. Лазарус, А. Бандура, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси

Оперантное поведение (на основе личной мотивации) человека – основа воспитания.

Формирование заданного поведения: "стимул-реакция-подкрепление" (S-R-P).

 

Безусловно, концепции воспитания должны быть адаптированы под потребности системы образования конкретной страны с учётом особенностей менталитета, экономического, политического развития и других воздействий. В таблице 2 представлены авторы ведущих концепций воспитания отечественной педагогики.

Таблица 2

Автор

Работы

Идеи

К.Д. Ушинский

«Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии»

Идея народности воспитания (развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом, приоритет родного языка как предмета школьного образования); научные знания о человеке как инструмент решения фундаментальных педагогических проблем; обучение как основное средство умственного, нравственного и физического развития личности; учёт детских потребностей и интересов.

А.С. Макаренко

«Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей»

 Ребёнок как творец, а не объект педагогического воздействия; идея воспитательного коллектива; трудовое воспитание.  

В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»

Принципы гуманизма, личность ребёнка - высшая ценность процессов воспитания и образования; целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального;  труд как основное средство развития личности; формирование "мыслящих личностей". 

 

Современные концепции – это попытка найти новые подходы к воспитанию молодого поколения. Наиболее значимые современные российские концепции воспитания представлены в таблице 3.

Таблица 3

Концепция

Автор

Идеи

Концепция системного построения процесса воспитания

Представлена в 1996 г. как Концепция воспитания учащейся молодежи/коллектив авторов под рук. А.А. Бодалева, 3.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского.

Формирование фундаментальных ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; функционирование воспитательной системы учебного заведения, благоприятные условия для всестороннего развития учащихся; объединение детей и взрослых общими целями, общей деятельностью, взаимной ответственностью [5]

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека

Щуркова Н.Е.

Воспитание личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека; восхождение ребенка к культуре современного общества [16]

Концепция воспитания ребенка как человека культуры

Бондаревская Е.В.

Воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении; воспитание целостного человека культуры; вовлечение ребёнка в педагогические и жизненные события;
раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства [9].

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Таланчук Н.М.

Формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей; интерсоциальное воспитание (воспитание общечеловеческих ценностей и интересов) [15].

Концепция педагогической поддержки ребенка

и процесса

его развития

Газман О.С.; продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.

Содержания воспитания - базовая культура личности; социализация и индивидуализация; гуманистические принципы воспитания [3].

Концепция воспитания на основе потребностей человека

Созонов В.П.

Создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника (прежде всего в творческой деятельности) [14].

Концепция воспитания

как педагогического компонента социализации личности ребенка

Рожков М.И., Байбородовой Л.В., Гребенюк О.С., Ковальчук М.А., Паладьев С.Л., Успенский В.Б.

и др.)

Воспитание как педагогический компонент процесса социализаций; включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [10].

Концепция самовоспитания школьника

Селевко Г.К.

Воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самоформированию и самосовершенствованию [12].

Концепция гуманно-личностной педагогики

Амонашвили Ш.А.

Воспитание личности через развитие духовного

и нравственного потенциала; способствуя раскрытию

и созиданию в ребенке черт

и качеств благородства [1].

 

Как же преобразовать теорию в практику? Представленные практики воспитания реализуются на базе ГБОУ СОШ № 200 Красносельского района Санкт-Петербурга (таблица 4). Практики основаны на принципах концепций воспитания и имеют целью формирование гармонично развитой личности, владеющей палитрой актуальных компетенций, готовой к реализации достойного образа жизни в обществе и представлены на странице сайта «Воспитательная служба»: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/about_us

Таблица 4

Модель

Идея

Реализация

(из опыта ГБОУ СОШ

№ 200)

Коллективная творческая деятельность (КТД) И.П. Иванова, последователя А.С. Макаренко.

Коллективная организаторская работа обучающихся и взрослых: коллективное принятие решений, планирование, анализ дел и жизни группы, выполнение поручений [4].

«Межпредметные познавательные шоу-лекции».

Социальное проектирование и социализация (А.В. Мудрик, Б.П. Битинас и др.)

Воспитание через осознанность выбора и социально-значимую деятельность [11]

Социальное проектирование - районный фестиваль «День друзей» (фестиваль равных возможностей для всех обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ).

Программы педагогической поддержки индивидуального развития О.С. Газмана, концепции самоорганизуемого воспитания С. В. Кульневич и Н. М. Таланчука

Воспитание как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания как детьми, подростками, молодыми людьми, так

и педагогами; самоорганизации

и ответственности [7]

Школьный исследовательский клуб «Веритас» (кросс-возрастное объединение).

 

Компетентностный подход

в воспитании (компетенции и компетентности) Прикладные, профориентированные модели воспитания

Формирование качественных показателей учения и способностей, навыков обучающихся [2]

 

Образовательные проекты: «Районный фестиваль вебкаст-исследований», «Межпредметные познавательные шоу-лекции», «Дорожные заметки», «Музей

в чемодане»;

допрофессионально-образовательный маршрут: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/%D0%B4%D0%BE%D0%BC

Модели поликультурного воспитания

Учёт культурных

и воспитательных интересов разных национальных

и этнических меньшинств, взаимодействие между людьми с разными традициями. [8]

Проект кафедры иностранных языков «Диалог культур».

 

Современное воспитательное пространство столь многогранно, что, возможно, при выборе ведущей концепции следует применить эклектический подход, то есть не придерживаться строго одной парадигмы, а объединить элементы различных концепций.

Создавайте модель актуальную для конкретной образовательной организации, чтобы воспитательная деятельность удовлетворяла потребностей всех участников образовательных отношений и способствовала решению важнейших проблем школы.

 

 

Амонашвили

Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.

Амонашвили

.– М., 1996.

Беляев Геннадий Юрьевич Актуальные модели воспитания: век ХХ

I

// Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №5 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-modeli-vospitaniya-vek-hhi (дата обращения: 03.11.2021).

Газман

О.С. Гуманизм и свобода / О.С.

Газман

, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов // Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках

:

учебное пособие - Ч. 2: Хрестоматия / О.С.

Газман

, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997

Иванов, И. П., Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990.

Караковский

В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.

 Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 2000.

Крившенко

Л. П.,

Вайндорф-Сысоева

М. Е. Педагогика: Учебник. 2004

Миронова Т. Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник

КемГУ

. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-kontseptsiy-vospitaniya (дата обращения: 03.11.2021).

Переходько

Ирина Валерьевна Стратегии поликультурной модели образования // Вестник ОГУ. 2013. №2 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-polikulturnoy-modeli-obrazovaniya (дата обращения: 03.11.2021).

Пешкова В.Е.

Педагогика. Часть 3. Теория воспитания. Курс лекций

(дата обращения 03.11.2021)

Рожков М.И.,

Байбородова

Л.В., Организация воспитательного процесса в школе: Учеб

.

п

особие для студ.

высш

. учеб. заведений. — М.:

Гуманит

. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Ромм Т.А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике:

https://cyberleninka.ru/article/n/14971582.pdf

(дата обращения 03.11.2021)

Селевко

Г.К.

 

Концепция самовоспитания 

/1 

Современные концепции воспитания 

Отв

..

ред.

Байбородова

Л.В. Ярославль 2000,

Селиванова Н. Л. Современные проблемы теории и практики воспитания // Известия ВГПУ. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-teorii-i-praktiki-vospitaniya (дата обращения: 03.09.2020).

Созонов В.П. Методическое пособие «Организация воспитательной работе в классе»; Педагогический поиск, 2000

Таланчук

Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса: пособие для рук

.

о

рганов нар. образования, учеб. заведений и педагогов-новаторов / Н.М.

Таланчук

. – Казань: ИССО РАО, 1993.

Щуркова

Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов ш

колы). – Смоленск, 1995

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X