От концепций воспитания к воспитательным практикам | Семыгина Елена Васильевна. Работа №281136
Автор: Семыгина Елена Васильевна
Автор статьи отмечает важность организации воспитательной работы на основе научно-концептуального подхода. В статье представлены основные направления зарубежных, советских и современных российских концепций воспитания и отмечена единая цель концепций воспитания - развитие личности ребенка. Примеры реализаций концепций и моделей воспитания на практике предложены в виде конкретных мероприятий, проводимых на базе ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга.
От концепций воспитания к воспитательным практикам
Семыгина Е.В., учитель ГБОУ СОШ № 200
с углубленным изучением финского
Красносельского района Санкт-Петербурга
Система воспитания образовательной организации должна основываться
на практикоориентированных, деятельностных, направленных на саморазвитие обучающихся практиках воспитания, формирующихся на концептуальной основе.
Методологический уровень разработки концептуальных основ воспитательных практик школы начинается с определения доминирующей идеи – лейтмотива рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.
Надо отметить, что все концепции воспитания ведущей целью определяют развитие личности ребенка. Авторы и зарубежных, и российских концепций воспитания видят реализацию процесса через практическую деятельность, и на основе гуманистических принципов. В таблице 1 представлены основные направления зарубежный концепций воспитания [1].
Таблица 1
Концепция
Автор
Идеи
Неопозитивизм
П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг
Развитие «Я», самореализация, сохранение интересов и самобытности.
Гуманизация системы воспитания.
Прагматизм
Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Т. Брамсльд, А. Маслоу, Э. Кэлли
«Самовыявление»
инстинктов и склонностей. Личный успех. Стимулирование активности ученика. Обучение и воспитание через практическую деятельность.
Гуманистическая педагогика
К. Роджерс, А. Маслоу
Самоактуализация. Доверие – сотрудничество – сопровождение - самоуправление.
Экзистенциализм, или философия существования
М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю,
Э. Брейзах, П. Тиллих
Личность – высшая ценность. Сохранение самобытности личности. Свобода в усвоении знаний.
Бихевиоризм
Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон,
А. Лазарус, А. Бандура, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси
Оперантное поведение (на основе личной мотивации) человека – основа воспитания.
Формирование заданного поведения: "стимул-реакция-подкрепление" (S-R-P).
Безусловно, концепции воспитания должны быть адаптированы под потребности системы образования конкретной страны с учётом особенностей менталитета, экономического, политического развития и других воздействий. В таблице 2 представлены авторы ведущих концепций воспитания отечественной педагогики.
Таблица 2
Автор
Работы
Идеи
К.Д. Ушинский
«Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии»
Идея народности воспитания (развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом, приоритет родного языка как предмета школьного образования); научные знания о человеке как инструмент решения фундаментальных педагогических проблем; обучение как основное средство умственного, нравственного и физического развития личности; учёт детских потребностей и интересов.
А.С. Макаренко
«Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей»
Ребёнок как творец, а не объект педагогического воздействия; идея воспитательного коллектива; трудовое воспитание.
В.А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»
Принципы гуманизма, личность ребёнка - высшая ценность процессов воспитания и образования; целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального; труд как основное средство развития личности; формирование "мыслящих личностей".
Современные концепции – это попытка найти новые подходы к воспитанию молодого поколения. Наиболее значимые современные российские концепции воспитания представлены в таблице 3.
Таблица 3
Концепция
Автор
Идеи
Концепция системного построения процесса воспитания
Представлена в 1996 г. как Концепция воспитания учащейся молодежи/коллектив авторов под рук. А.А. Бодалева, 3.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского.
Формирование фундаментальных ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; функционирование воспитательной системы учебного заведения, благоприятные условия для всестороннего развития учащихся; объединение детей и взрослых общими целями, общей деятельностью, взаимной ответственностью [5]
Концепция формирования образа жизни, достойной Человека
Щуркова Н.Е.
Воспитание личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека; восхождение ребенка к культуре современного общества [16]
Концепция воспитания ребенка как человека культуры
Бондаревская Е.В.
Воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении; воспитание целостного человека культуры; вовлечение ребёнка в педагогические и жизненные события;
раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства [9].
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Таланчук Н.М.
Формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей; интерсоциальное воспитание (воспитание общечеловеческих ценностей и интересов) [15].
Концепция педагогической поддержки ребенка
и процесса
его развития
Газман О.С.; продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.
Содержания воспитания - базовая культура личности; социализация и индивидуализация; гуманистические принципы воспитания [3].
Концепция воспитания на основе потребностей человека
Созонов В.П.
Создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника (прежде всего в творческой деятельности) [14].
Концепция воспитания
как педагогического компонента социализации личности ребенка
Рожков М.И., Байбородовой Л.В., Гребенюк О.С., Ковальчук М.А., Паладьев С.Л., Успенский В.Б.
и др.)
Воспитание как педагогический компонент процесса социализаций; включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [10].
Концепция самовоспитания школьника
Селевко Г.К.
Воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самоформированию и самосовершенствованию [12].
Концепция гуманно-личностной педагогики
Амонашвили Ш.А.
Воспитание личности через развитие духовного
и нравственного потенциала; способствуя раскрытию
и созиданию в ребенке черт
и качеств благородства [1].
Как же преобразовать теорию в практику? Представленные практики воспитания реализуются на базе ГБОУ СОШ № 200 Красносельского района Санкт-Петербурга (таблица 4). Практики основаны на принципах концепций воспитания и имеют целью формирование гармонично развитой личности, владеющей палитрой актуальных компетенций, готовой к реализации достойного образа жизни в обществе и представлены на странице сайта «Воспитательная служба»: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/about_us
Таблица 4
Модель
Идея
Реализация
(из опыта ГБОУ СОШ
№ 200)
Коллективная творческая деятельность (КТД) И.П. Иванова, последователя А.С. Макаренко.
Коллективная организаторская работа обучающихся и взрослых: коллективное принятие решений, планирование, анализ дел и жизни группы, выполнение поручений [4].
«Межпредметные познавательные шоу-лекции».
Социальное проектирование и социализация (А.В. Мудрик, Б.П. Битинас и др.)
Воспитание через осознанность выбора и социально-значимую деятельность [11]
Социальное проектирование - районный фестиваль «День друзей» (фестиваль равных возможностей для всех обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ).
Программы педагогической поддержки индивидуального развития О.С. Газмана, концепции самоорганизуемого воспитания С. В. Кульневич и Н. М. Таланчука
Воспитание как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания как детьми, подростками, молодыми людьми, так
и педагогами; самоорганизации
и ответственности [7]
Школьный исследовательский клуб «Веритас» (кросс-возрастное объединение).
Компетентностный подход
в воспитании (компетенции и компетентности) Прикладные, профориентированные модели воспитания
Формирование качественных показателей учения и способностей, навыков обучающихся [2]
Образовательные проекты: «Районный фестиваль вебкаст-исследований», «Межпредметные познавательные шоу-лекции», «Дорожные заметки», «Музей
в чемодане»;
допрофессионально-образовательный маршрут: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/%D0%B4%D0%BE%D0%BC
Модели поликультурного воспитания
Учёт культурных
и воспитательных интересов разных национальных
и этнических меньшинств, взаимодействие между людьми с разными традициями. [8]
Проект кафедры иностранных языков «Диалог культур».
Современное воспитательное пространство столь многогранно, что, возможно, при выборе ведущей концепции следует применить эклектический подход, то есть не придерживаться строго одной парадигмы, а объединить элементы различных концепций.
Создавайте модель актуальную для конкретной образовательной организации, чтобы воспитательная деятельность удовлетворяла потребностей всех участников образовательных отношений и способствовала решению важнейших проблем школы.
Амонашвили
Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.
Амонашвили
.– М., 1996.
Беляев Геннадий Юрьевич Актуальные модели воспитания: век ХХ
I
// Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №5 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-modeli-vospitaniya-vek-hhi (дата обращения: 03.11.2021).
Газман
О.С. Гуманизм и свобода / О.С.
Газман
, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов // Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках
:
учебное пособие - Ч. 2: Хрестоматия / О.С.
Газман
, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997
Иванов, И. П., Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990.
Караковский
В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.
Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 2000.
Крившенко
Л. П.,
Вайндорф-Сысоева
М. Е. Педагогика: Учебник. 2004
Миронова Т. Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник
КемГУ
. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-kontseptsiy-vospitaniya (дата обращения: 03.11.2021).
Переходько
Ирина Валерьевна Стратегии поликультурной модели образования // Вестник ОГУ. 2013. №2 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-polikulturnoy-modeli-obrazovaniya (дата обращения: 03.11.2021).
Пешкова В.Е.
Педагогика. Часть 3. Теория воспитания. Курс лекций
(дата обращения 03.11.2021)
Рожков М.И.,
Байбородова
Л.В., Организация воспитательного процесса в школе: Учеб
.
п
особие для студ.
высш
. учеб. заведений. — М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Ромм Т.А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике:
https://cyberleninka.ru/article/n/14971582.pdf
(дата обращения 03.11.2021)
Селевко
Г.К.
Концепция самовоспитания
/1
Современные концепции воспитания
/
Отв
..
ред.
Байбородова
Л.В. Ярославль 2000,
Селиванова Н. Л. Современные проблемы теории и практики воспитания // Известия ВГПУ. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-teorii-i-praktiki-vospitaniya (дата обращения: 03.09.2020).
Созонов В.П. Методическое пособие «Организация воспитательной работе в классе»; Педагогический поиск, 2000
Таланчук
Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса: пособие для рук
.
о
рганов нар. образования, учеб. заведений и педагогов-новаторов / Н.М.
Таланчук
. – Казань: ИССО РАО, 1993.
Щуркова
Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов ш
колы). – Смоленск, 1995