От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству | Вера Викторовна Илюхина. Работа №339444. Номер работы: №339444
Проект универсальной целевой модели наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 5 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова» : «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству»Наставничество - это лучший способ передачи опыта через личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
Особенностью разработанной модели является выделение трех основных групп, участвующих в проекте: молодые специалисты, опыт которых не превышает трех лет; учителя, начинающие работать в учреждении; ученики и работодатель.
Опыт работы по наставничеству Илюхиной В.В., зам. директора по УВР.
«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник» В. В. Путин
Наверно после этих слов В.В. Путина в 2021 году заговорили о наставничестве, хотя мы знаем, что наставничество было всегда. В центре реализуется много различных проектов: Территория новых возможностей, Формирование навыков безопасного поведения на дорогах через работу школьного сообщества ЮИДД, Модель управления формированием читательской грамотности учащихся, Ранняя профориентация младших школьников. Я выбрала проект « Наставничество», т.к. с января 2022 г. курирую это направление в нашем ЦО. 14.02 2022г было утверждено Положение о системе наставничество педагогических работников в МБОУ ЦО №5 и разработана Дорожная карта. В марте того же года я прошла курсы повышения квалификации при ИПК ТО «Методическое сопровождение реализации региональной модели института наставничества педагогических работников Тульской области». 20.09.22г приказом министерства образования Тульской области была утверждена ведущим наставником. С октября 2022 года член регионального клуба « Наставник», председателем которого является Патрикова Т.С. Это большая помощь в работе т.к мы знакомимся с новыми формами наставничества. Педагогическая дегустация « Попробуй урок на вкус» и др. Все чему там учусь применяю у себя в ЦО.
Проект, который я хочу вам представить – это «Проект универсальной целевой модели наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 5 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова» : «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству»
«Наставничество - это система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому»
Г. Льюис
Актуальность проекта
Современный этап развития системы образования России характеризуется проблемой обеспечения квалифицированными кадрами. С одной стороны, наблюдаются трудности в привлечении молодых специалистов, с другой – явно прослеживается тенденция «вымывания» молодой и средней возрастной категории учителей, выбравших школу местом работы.
В стране практически не происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста выросла до 23%. При этом доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет всего 13 %.
Средний возраст учителей в России – 52 года, молодые учителя в школах предпочитают не задерживаться.
Таким образом, в настоящее время уже не стоит задача простого воспроизводства, пополнения учительского корпуса, а стоит задача «обновления педагогического корпуса».
Это значит, что традиционные модели воспроизводства учителей не работают. Одним из эффективных способов обновления и сохранения педагогического коллектива является наставничество.
Молодому учителю всегда просто жизненно необходима поддержка со стороны опытного педагога - наставника, способного оказать ему неотложную практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.
Для наставника работа с молодым специалистом - способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Наставничество - это лучший способ передачи опыта через личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
Особенностью разработанной модели является выделение трех основных групп, участвующих в проекте: молодые специалисты, опыт которых не превышает трех лет; учителя, начинающие работать в учреждении; ученики и работодатель.
Цель проекта: разработка современной модели наставничества в центре образования, обеспечивающей преодоление профессиональных рисков в педагогической деятельности и мотивацию профессионального роста педагогов, а также воспитать педагогов из ученической среды.
Задачи:
Анализ теоретического обоснования понятия «наставничество», теоретических подходов к реализации наставничества в образовании
Анализ имеющихся в учреждении ресурсов и сложившихся традиций наставничества
Соотношение перспективных и эффективных для общего образования элементов системы наставничества с потребностями и возможностями модели наставничества
Определение основных участников (групп) процесса наставничества
Разработка критериев эффективности модели наставничества
Мониторинг эффективности реализации педагогического проекта
Основные направления деятельности:
Научно-методическое
Организационное
Диагностическое
Прогнозируемый результат:
апробация новой модели наставничества, подготовка методических материалов по ее использованию.
Этапы и сроки реализации проекта
Разработка, апробация содержания проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», включает этапы:
этап. Организационный (август 2022 года - июнь 2023 года)
Подготовка условий для запуска проекта наставничества.
Обеспечить нормативно-правовое оформление проекта наставничества.
Информировать коллектив и студентов о подготовке проекта, собрать предварительные запросы педагогов, молодых специалистов, студентов;
Сформировать команду и выбрать куратора, отвечающего за реализацию проекта;
Определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
Определить необходимые для реализации ресурсы - внутренние и внешние;
Информировать участников о возможностях и целях проекта.
Формирование базы наставляемых и наставников.
этап.
Деятельностный
(август 2023 года - июнь 2024 года)
Обучение наставников.
Формирование наставнических пар (групп)
Выбрать форматы взаимодействия для каждой пары (группы);
Проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды.
Организация работы наставнических пар (групп)
Предоставить наставникам методические рекомендации и/или материалы по взаимодействию с наставляемы
м(
и);
Взаимодействие наставника и наставляемого в различных видах и формах деятельности.
Организовать сбор обратной связи от наставников и наставляемых для мониторинга эффективности реализации проекта.
этап. Заключительный (август 2024 года - май 2025 года)
Завершение наставничества
Презентация опыта, представление результатов наставничества.
Оценка, обработка и анализ результатов проекта.
Риски и возможные способы их предупреждения:
Возможные риски
Мероприятия по минимизации
Низкая мотивация молодых специалистов к педагогической деятельности.
Проведение психологических тренингов, стимулирование молодых педагогов.
Нехватка времени на работу с сопровождаемыми наставников в связи с большой загруженностью.
Использование различных видов стимулирования педагогов - наставников, использование дистанционных методов работы.
Нарушение технологии
Поэтапный контроль координатора
наставничества-обучение на рабочем месте, пропуск или неполная отработка шагов наставничества.
проекта, консультации. Посещение курсов повышения квалификации наставников.
Неправильно выбран наставник (не отвечающий всем критериям).
Отбор наставников на основе критериев.
Реализуемые программы
Заключение
Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. Актуальность целевой модели наставничества как компонента современной системы образования РФ бесспорна. Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала.