«От урока физической культуры к здоровому поколению». | Белянина Марина Александровна . Работа №328821
Формирование здорового образа жизни учащихся приобретает исключительную актуальность, так как в обществе отмечается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных учреждений в частности.
Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности.
На протяжении своей деятельности работаю над проблемой «Здоровьесберегающие технологии и безопасная среда на уроках физической культуры и во внеурочное время» и главной задачей считаю повышение мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой как в школе, так и самостоятельно.
«От урока физической культуры к здоровому поколению».
Формирование здорового образа жизни учащихся приобретает исключительную актуальность, так как в обществе отмечается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся образовательных учреждений в частности. Значительная часть нарушения здоровья у детей вызвана неправильным образом жизни и недостатком двигательной активности.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2023 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2023 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.
Коллектив нашего образовательного учреждения стремится к достижению данных показателей. В 2023 году охват систематически занимающихся физической культурой и спортом учащихся школы достиг 60 %.
За время работы в школе я постаралась создать все условия учащимся для воспитания привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма, а также с целью достижения спортивных результатов.
На протяжении своей деятельности работаю над проблемой «Здоровьесберегающие технологии и безопасная среда на уроках физической культуры и во внеурочное время» и главной задачей считаю повышение мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой как в школе, так и самостоятельно.
Основная форма занятий физической культурой – урок. У нас в школе хорошие условия для занятий физической культурой. Имеется школьный стадион, спортивный зал. Новое спортивное оборудование которое ежегодно проходит проверку на соответствие норм безопасности.
Стараюсь прививать гигиенические навыки учащимся (беседы и рекомендации о приеме душа после занятий, состоянии одежды и т.д.), провожу работу по предупреждению детского травматизма.
Специфика нашего учреждения такова, что дети приходят к нам уже в старшее звено и по большому счету уже имеют основные навыки для данного возраста, однако не по всем разделам программы (не во всех школах ведется раздел гимнастики, сейчас уже и лыжной подготовки). Кроме того, школьники приходят в новый класс-коллектив, и это тоже надо учитывать, так как слабо подготовленные в спортивном отношении учащиеся 14-16 лет стесняются друг друга. Поэтому на первых уроках провожу диагностику и мониторинг состояния здоровья учащихся, исходных показателей физической подготовленности школьников и, опираясь на полученные результаты, подбираю соответствующие задания и упражнения на уроках. Стараюсь планировать и проводить свои уроки, учитывая уровень подготовки учеников в классе, индивидуально дозирую нагрузку как для слабо подготовленных, так и для учащихся с высоким уровнем физической подготовки. К сожалению, не всегда есть возможность организовать занятия для детей с ослабленным здоровьем в спецгруппах, но многие ученики хотят посещать уроки физкультуры. Поэтому я, выяснив диагноз и противопоказания, проконсультировавшись с врачом, организую занятия для таких учащихся в рамках урока физкультуры. Обязательно дозирую нагрузку ученику или даю задания отдельно от класса. В прошлом учебном году учащихся со спецмедгруппой было 2, посещали уроки и получили оценки. Конечно же никаких нормативов, оценивались только за работу на уроке. Такие ученики чувствуют себя не больными, которым нельзя заниматься спортом, а обыкновенными, такими же, как все, потому что посещают уроки и оценки получают.
Я понимаю, что при низкой плотности уроков физкультуры или их однообразия школьники могут потерять интерес к занятиям, например, когда поточно делают упражнение, ожидая друг друга, или когда из урока в урок выполняют одни и те же виды разминки или занимаются одними и теми же видами деятельности. Чтобы этого не произошло, стараюсь применять разнообразные формы организации урока, включая в него подвижные игры, используя разнообразный инвентарь и оборудование.
Создать условия для воспитания привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом, с целью ежедневного оздоровления своего организма, возможно не только на уроках физической культуры, но и через организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий. Также в нашей школе проходят спортивные секции.
Программа реализуется в следующих формах:
1. Настольный теннис
2. Баскетбол
3. Футбол
4. Волейбол
Большое внимание в приобщении учащихся к занятиям физической культуры уделяю проведению товарищеских встреч по баскетболу и футболу.
Чтобы учащиеся комфортно чувствовали себя на уроках и тренировочных занятиях, я использую индивидуальный подход к ним, стараюсь подбирать разнообразные упражнения в соответствии с их интересами. Убедилась, что это способствует повышению мотивации к занятиям спортом и качества обучения.
Следующей задачей моей деятельности является привлечение к занятиям физической культурой как можно большего количества учащихся. С этой целью в школе постоянно проходят соревнования по различным видам спорта, на которых совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье школьников и отбираются сильнейшие спортсмены для участия в районных соревнованиях. На школьных мероприятиях всегда высокая организация, чувствуется заинтересованность всех участников, радует большое количество болельщиков и их активность.
Для организации и проведения школьных мероприятий, для успешной работы в области пропаганды физической культуры и спорта, в каждом классе ребята выбирают физоргов, которые борются за право быть лучшим. Критерии оценивания включают в себя умение организовать команду класса для участия в соревнованиях, участие самого физорга в школьных и районных соревнованиях, помощь преподавателям в судействе и организации соревнований. Итоги личного конкурса также подводятся на итоговом спортивном празднике.
Я наблюдаю, что ученики, активно занимающиеся спортом, реже болеют и меньше пропускают уроков по болезни в сравнении с теми, кто со спортом совсем не дружит. А так же занимающиеся спортом, умеют организовать правильно режим дня, чтобы успеть и спортом заниматься, и посещать элективные курсы по предметам. Если они активны, то активны во всем.
Мои учащиеся имеют высокий уровень физической подготовленности благодаря хорошо организованным урокам, секционной работе, массовым мероприятиям, пропаганде ГТО. Они являются неоднократными победителями районных соревнований в различных видах спорта. Это легкоатлетические эстафета, зональное соревнования по баскетболу, «Лыжня России 2023».
В заключение хочется отметить, что работа по развитию физической культуры и спорта в школе – стратегическое и одно из приоритетных направлений в государственной политике в области образования. Систематическая, грамотно и творчески поставленная спортивно-массовая работа в школе – основа не только эффективного внедрения комплекса ГТО среди учащихся, но и здоровья будущего поколения нации.