Отчет по самообразованию на тему: «Фенологические наблюдения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями». | Мой кабинет. Работа №346047
Фенологические наблюдения обучающимися с умственными отклонениями.Данный вид наблюдений широко применяемый на практике призван заинтересовать своей простотой ребенка. Дети учатся сопостовлять свои наблюдения , делать какие-то предположения, пусть даже не особенно верные, но с помощью наводящих вопросов, позволяющих правильно оценить происходящее.
ГКОУКО «Сосенская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Отчет по самообразованию на тему: «Фенологические наблюдения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Учитель:
Филичкина Т.В.
2023-2024 учебный год
В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в окружающей действительности.
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Оно основано на самостоятельной исследовательской работе и всегда вызывает у детей большой интерес. Наблюдение за природой могут проводить дети разного возраста. А значит «заниматься наукой». Фенология – это наука о сезонных изменениях в природе, наблюдаемых в конкретной местности. Основное средство познания природы — фенологическое наблюдение - это целенаправленный и организованный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы. Формирование представлений о ней у детей проходит гораздо легче с помощью фенологических наблюдений. Наблюдение является достаточно эффективным методом обучения учащихся с ОВЗ. Было доказано, что такому «особенному» ребенку легче воспринять крупный объект наблюдения или значимое явление природы. (Маленькая птица: синица, воробей, скворец, снегирь. Большая птица: грач, ворона, галка. Насекомое. Червь. Растение. Снегопад. Дождь. Ясно. и т.д.). Систематическая организация фенологических наблюдений решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. Еще раз подчеркнем, что для проведения фенологических наблюдений важными являются три момента:
-наличие природных объектов;
-определение содержания наблюдений;
-поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. Все это есть и доступно.
Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. Воспитанников учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В школе используют личный опыт детей, например вспомнить, что ты видел на небе , на луже сегодня и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных и растениях.
В ходе наблюдения в средней школе рекомендуется использовать загадки, песенки, приметы, стихи, рассказы, сказки, связанные с содержанием вопроса, наблюдаемого явления. Это позволяет ребенку отдохнуть, умственно не напрягаться, Излишняя серьезность может привести к потере интереса к изучению родной природы.
В процессе ознакомления детей с естественной средой необходимо создавать и использовать самые различные модели. Одной из них являются фенологические календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания. Для развития детей значимым будет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: ежедневные сезонные изменения.
Цель календаря – формирование естественных научных и экологических представлений детей, познакомить с предметами и природными явлениями, научить замечать изменения в окружающей обстановке. Работа с фенологическим календарём – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Организация изучения природных явлений с использованием календаря – наиболее приемлемая форма экологического образования детей. Необходимо, чтобы наблюдение и заполнение календаря проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему. При работе с календарём дети приобретают полезные навыки: наблюдательность; внимательность; дисциплинированность. Чтобы ежедневно вносить изменения в календарь, необходимо выработать навык дисциплинированности и задействовать силу воли; развитие эстетического вкуса; тренировка памяти; чуткое отношение к окружающей природе; полезное времяпрепровождение; пробуждение интереса к окружающему миру и природным явлениям; получение новых знаний. При заполнении календаря у детей может возникнуть множество вопросов. Взаимодействуя с окружающей действительностью, проводя больше времени на природе для изучения погодных явлений, дети станут более чутко и добросердечно относиться к окружающим вещам. Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на пришкольной территории.
Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:
-обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;
-работа с календарём природы на уроке;
-еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;
-ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.
Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.
При изучении сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интеллекта необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать; не просто смотреть на предмет, а видеть его, так, чтобы затем отчётливо во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не проходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить учащихся с ОВЗ ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдение требует и от преподавателя, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения.
Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик постоянно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.
При построении процесса изучения сезонных изменений в природе учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На уроках наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит ( идёт дождь), о временной и целевой связи явлений( пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы ( снег и дождь - это осадки). Из этого неполного перечня видно как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.
Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в дневниках и календарях природы, в сводных таблицах о погоде определённого месяца, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.
Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом, что должно быть не частым и обязательно с помощью педагога.