Отчет по саморазвитию педагога Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников средствами SТЕМ- образования» | Чернова Мария Юьевна. Работа №271029
Автор: Чернова Мария Юьевна
Отчет по саморазвитию воспитателя на тему
" Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4
Отчет по саморазвитию педагога
Тема:
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников средствами SТЕМ- образования»
Подготовила: воспитатель
Чернова. М.Ю.
г. Саров, 2021г.
Актуальность.
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Роль современного воспитателя не сводиться к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Фундаментальный факт заключается в том , что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии « SТЕМ – ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» с целью развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами SТЕМ – образования.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, компетентности в вопросах развития экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи профессионального саморазвития:
Изучить учебно- методическую литературу по экспериментированию и развитию познавательной активности детей;
Создать систему работы по поисково- исследовательской деятельности детей;
Создать условия для расширения и систематизации элементарных естественнонаучных знаний детей посредством поисково- опытнической деятельности;
Вовлечь родителей в образовательный процесс;
Оценить эффективность системы работы с детьми, обобщить достигнутые результаты.
Обобщить собственный опыт по данной теме с последующей его трансляцией.
Сроки реализации: 1 год ( 2020-2021 учебный год)
Ожидаемые результаты:
1.Повышаеться уровень профессионального мастерства педагога.
2. Создаются условия для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста .
3. Родители станут активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях дома и детского сада.
6. Будет обобщен опыт работы по теме.
1 этап. Подготовительный
Изучение нормативно- правовых документов, научно – методической литературы и интернет ресурсов:
Работу над темой саморазвития я начала с подбора методической литературы, изучила такие книги как: А. И. Иванова «Экологические наблюдения и экспериментирование в детском саду» М, Сфера 2009 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.;
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.;
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . М., 2005.;
STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/Т.В. Волосовец и др. – 2-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.: ил.;
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2009.
Также необходимую информацию находила на сайтах педагогических сообществ: http://nsportal.ru, http://www.moi-detsad.ru, http://www.1september.ru, http://www.pedmir.ru, http://www.edu.ru, http://www.matveyrubka.ucjz.ru, http://www.vоspitatel.com.ua, ww.skyclipart.ru, https://portalpedagoga.ru, http://earlystudy.ru, https://nsportal.ru/, http://vestnikpedagoga.ru, http://ped-kopilka.ru.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности. Правильно оборудованный исследовательский уголок предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Предметно-развивающая среда для уголка экспериментирования была пополнена: природным материалом (шишками, желудями, песком, глиной, почвой, скорлупой от орехов, зернами, спил), коллекцией камней, пуговиц, ракушек, разнообразными сосудами из стекла, пластмассы, металла, разного объёма и формы; бумагой разного вида (обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная); пипетками, мерными ложками, деревянными палочками, шприцами (без игл), мерными емкостями, воронками, увеличительными стеклами, магнитами, фонариками, зеркалами, дидактическими играми, песочными часами, фартуками для проведения опытов, также много раздаточного материала (трубочки, водяные бомбочки, вертушки, шарики, соль, сахар, бумага разной плотности, восковые свечи, ватные палочки и диски, мерные стаканчики, пластиковые крышки, обрезки ткани), картотекой опытов по изучению свойств воды, песка, воздуха, льда.
Карточки- схемы для проведения опытов
Разработаны дидактические игры по экспериментальной деятельности: «Где живёт вода?», «Что, где растет?», «В мире животных?», «Кто, что ест?», «Что из чего сделано?», «Кто чей малыш?», «Береги живое», «Правила безопасности при работе в уголке экспериментирования», «Прыгает, летает, ползает», «Разложи по корзинкам», «Дары лета».
В течении года была составлена картотека опытов и экспериментов для младшего дошкольного возраста «Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты со снегом и льдом», «Эксперименты с песком» Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.
За этот учебный год в нашей группе успешно работали мини-лаборатории «Почемучка», «Наблюдатели», с помощью которых дети могли узнать об объектах и предметах окружающего мира с разных сторон, т.е. сформировать целостное видение картины изучаемого. Были организованы тематические дни: День Ветра, День Солнышка, День Снежинок, День Сосулек и Сугробов.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. Именно образовательное событие позволило каждому ребенку проявить свою инициативу и показать свои способности.
Для поддержки детской инициативы и творческой активности я проводила НООД по ознакомлению с природой в детском саду «», «Осень в гости к нам пришла», «В осеннем лесу», «В гостях у бабушки », «Овощи с огорода», «Снежинка», «Знатоки природы» (22 марта), , образовательные события «Путешествие капельки», «Живая и неживая природа», Акция «каждому по зернышку».
Работа с воспитанниками группы по экспериментальной деятельности была разделена на блоки: опыты с водой: «Вода жидкая?»( знакомство со свойствами воды льется, движется«?», «Какого цвета вода?»,( вода не имеет цвета, но ее можно покрасить) «Вода прозрачная», «?», «Цветные льдинки», «Тонет, не тонет», «Что растворяется в воде?», « Снег и лед тоже вода» « Вода наша помощница», «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду» « Есть ли у воды запах?» «Что растворяется в воде?»
опыты с воздухом: «Что в пакете?», «Свойства воздуха», «Лодочка», «Где прячется воздух?», «Воздух в аквариуме», «Надувание мыльных пузырей», «Как увидеть воздух?», «Движение воздуха», «Фокус с шариком», « Как мы дышим воздухом?» .
опыты с песком: « Какой бывает песок?» «Живой песок», «Какие следы остаются на влажном песке?» «Почему раздувается песок?» « Как рисовать песком?» «Легко ли сыплется песок» «Чудесные превращения песка» « Свойство мокрого песка» «Из чего состоит песок?»
Песочная страна рисование сухим песком
Опыты со снегом: « Почему снег тает на ладошках?», « Почему из снега получаются комочки?», « Разноцветные льдинки», « Рисовать можно не только на бумаге», « Почему снег мягкий?», « Ледяной сикретик », « Снег скрипит, остаются на нем следы?» « Сухой и мокрый снег»,
Результаты проведённых опытов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают, что они делали, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
С детьми проводились беседы на тему «Правила безопасности при проведении опытов», «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», «Бережное отношение к природе», «Волшебница вода», «Чудо рядом с тобой», «По тропинке в лес пойдем», «Кругосветное путешествие», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. В течении года постоянно обновлялась фотовыставка личных достижений «По секрету всему свету» и выставки творческих работ. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
При занятиях опытно-экспериментальной деятельностью у детей обогатился активной и пассивной лексикой словарный запас. Дети познакомились с новыми понятиями и словами, такими, как: лаборатория, учёный, эксперимент, опыт.
В своей работе широко использую мультимедийные презентации. Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Были подобраны презентации « Где живут капельки воды?», ИКТ мультфильм « Маша и медведь» - из серии « Следы на снегу»,
«Маленькие исследователи», « Аквариум» « Домашние животные», « дикие животные», « Как живут лесные звери зимой», « к деревьям в гости».
Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя Незнайки, который пишет детям письмо с просьбой ответить на его вопросы.
Дети стали активно использовать оборудование и различные материалы в свободной деятельности.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет прогулка. В течение года мы проводили наблюдения за сезонными изменениями, проводили наблюдения за природными явлениями (солнцем, дождём, туманом, снегом, градом, и т.д.), знакомились с понятием , откуда берется дождь, почему утром мы видим росу на траве и растениях. Огромный интерес вызывали у детей наблюдения за облаками, их формой и цветом.
Активными участниками в создании экспериментального уголка группы являлись родители, которые поддерживали интересы детей не только в домашних условиях, но и в группе. Для родителей были проведены консультации «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию», «Создание условий для поддержки детской инициативы», «Игры с песком», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности», созданы папки – передвижки «Познавательные опыты для детей в картинках»,
Были проведены анкетирование «Детское экспериментирование в семье» и консультации «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности», «Игры с природным материалом», «Экспериментируйте с детьми дома», «Опыты с песком», «Опыты и эксперименты с водой дома», «Игры с песком и водой»,
Создание родителями построек из снега на участке детского сада позволило даже в зимнее время организовывать экспериментальную деятельность и разнообразить детский досуг.
Таким образом, за год были достигнуты следующие результаты:
Созданы условия для развития экспериментальной деятельности детей
.
Разработана система по данной теме.
2. У детей развиты познавательные способности, посредством познавательно- исследовательской деятельности
3. Привлечение родителей к данной теме повысили значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
4. Целенаправленная работа по данной теме, позволила мне расширить и углубить свои теоретические знания, приобрести новые знания и успешно внедрить их в практику. Что способствовало формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства.
Опыт своей работы я опубликовала на сайтах «Инфоурок»: «Картотека опытов и игр- экспериментов во второй младшей группе ДОУ» Презентация к непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе «Что такое осень?», «Альманах» Конспект занятия «Путешествие в мир природы».