Открытое занятие для старшей группы " Занимательные эксперименты" | Музырова Ольга Сергеевна. Работа №342458
Занятие по экспериментированию в старшей группе позволяет закрепить понятия как магнит и воздух.их свойства, а также находить причинно-следственную связь.Знакомство с нетрадиционным методом рисования - кляксографией.Развивает внимание,память,мелкую моторику рук,а также интерес к понавательной и исследовательской деятельности
Конспект
открытого занятия по экспериментированию в старшей группе
«Занимательные эксперименты»
Воспитатель:Музырова О. С.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и магнитов; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, акварельные краски, бумага, магниты, скрепки, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, салфетки и одноразовые тарелки.
Предварительная работа: беседа о свойствах магнита, легенда о названии магнита.
Ход НОД:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, на нашу группу пришло письмо. Давайте вместе его прочтем. «Здравствуйте, дорогие ребята группы « Почемучки». Пишет вам профессор Чудаков Гений Евгеньевич.Я знаю, что вы очень любопытные, поэтому хочу вас пригласить на научную конференцию. Но сначала хотел бы вас попросить о помощи. Мне очень нужно изучить свойства воздуха и магнита, но один я не справлюсь. Поэтому хочу попросить вас, помочь мне .С Уважением, ваш профессор Чудаков»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем профессору. И узнаем свойства воздуха и магнита. Только для этого нам нужно отправиться в особое помещение, где много приборов для экспериментов. А как это помещение называется? (Лаборатория.)
Воспитатель: Правильно. Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить свои эксперименты
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Проходите за столы.
Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты:
Гипотеза 1 “Можно ли поймать воздух?”
Воспитатель: - Ребята,у меня к вам вопрос как к настоящим учёным. Скажите а чем мы с вами дышим?(Воздухом)
А как вы думаете, воздух можно увидеть и почувствовать?(Ответы детей)
Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. А как мы сможем это сделать при помощи полиэтиленного пакета? (Ответы детей)
Воспитатель: да ребята пакет пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим.А как мы сможем это проверить. (Ответы детей)
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Гипотеза № 2 “Можно ли увидеть воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель: - А давайте проверим!
Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись
Выше- выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь,
А теперь представьте, детки,
Будто наши руки ветки
Покачаем ими дружно
Словно ветер дует южный.
Воспитатель:- А теперь вернемся в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Воспитатель: Я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.
Гипотеза №3 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»
Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)
Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту?
Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет мы можем тоже с помощью магнита.
Гипотеза № 4 «Все ли притягивает?»
(На столе находятся несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)
Воспитатель спрашивает, какие предметы дети видят на столе.
Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету.
Вывод: магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.
Уточнить с детьми из чего сделаны предметы, находящиеся на столе
Гипотеза №5 «Действует ли магнит через пластик?»
К одноразовой пластиковой тарелке, поднятой над столом, снизу прикладывается магнит. На тарелке находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по тарелке.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через пластик.
Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит бумагой будет ли тогда он притягивать предметы?
Гипотеза №6 «Действует ли магнит через бумагу?»
На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через бумагу.
Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Гипотеза 7: «Можно ли рисовать при помощи воздуха» (Ответы детей)
Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю цветной туши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
А скажите, вам понравилось проводить эксперименты? (ответы детей). Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? (ответы детей).Вот ребята, мы с вами помогли профессору Чудакова. Свои выводы мы записали на камеру и отправим ему видео письмо. А потом вместе отправимся на научную конференцию. Профессор Чудаков ещё прислал вам вот таких человечков. Если вам понравилось быть учёными, то возьмите себе весёлого человека, а если не понравилось, то грустного.