Открытое занятие "Люблю берёзку русскую" | Полякова Людмила Давыдовна. Работа №303706
Расширить представление детей об оброзе берёзы в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Познакомить с репродукциями известных художников, изображавших на своих полотнах белую берёзу. И.Г Грабрь "Февральская лазурь", И.И Левитан "Берёзовая роща", А.К Саврасов "Грачи прилетели" Дети выразительно читали стихотворения, с костюмированным песонажом (берёзкой русскою) вспоминали пословицы и поговорки, водили хоровод " Во поле берёза стояла ". В заключении воспитанники выполнили практическую часть занятия - перевоплатились в художников - пейзажистов и в непренуждённой обстановке, расположившись на полу рисовали берёзы.
Конспект открытого занятия
Тема: «Люблю берёзку русскую»
Цель: Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России.
(Дети в музыкальном зале)
Ход занятия: На проекторе музыка клипа («Любе – Берёзка»)
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской берёзке. Берёза символ красоты русской природы, символ России нашей Родины.
С чего начинается родина?
С белых берёз
На полянке, на пригорке.
Под окном среди полей,
Белокурая берёзка –
Символ Родины моей.
Воспитатель: Поэты восхваляли русскую берёзу в своих стихах. (Дети читают стихи)
Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой берёзка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звёзды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встаёт она солнце встречает,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверное, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.
Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам посмотреть презентацию о берёзах.
( Выходит берёзка)
Берёзка: Здравствуйте! Как я рада
Быть с вами в этот день!
Спасибо, что берёзку не забыли,
И меня к себе в гости пригласили.
Берёзка: Ребята, а вы, что знаете о берёзе?
Дети: 1. Берёза – символ России.
2. У берёзы – белый стройный ствол.
3. У берёзы тонкие и гибкие ветви.
4. В жару берёза делает прохладу, а в холоде согреет.
5. Берёза может лечить людей.
6.Берёза даёт берёзовый сок.
7. О берёзе пишут стихи и песни, картины.
8. В народе берёзу называют «берегиня»
9. Нужно бережно относится к природе.
Воспитатель: Народ придумывает пословицы и поговорки, потому, что любят нашу русскую красавицу берёзу.
Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете.
Берёзкой обогреешься, а не оденешься.
Какова берёзка, такова и отростка.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
А ещё, народ долго наблюдал за берёзой, да и примечает себе.
Приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза станет
распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Иней на берёзах – к морозу.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи о берёзе.
Люблю берёзку русскую
То, светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике. А. Прокофьев
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя кудрявая,
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На тебя, берёзонька
Листья зелёные
Под тобой берёзонька,
Красны – девушки венки плетут.
Воспитатель: Под песни издавна на Руси было принято вокруг берёзки водить хороводы.
Много песен о берёзе спето.
Много танцев станцевал народ.
Вот и мы у белоствольной.
Заведём сегодня хоровод «Во поле берёза стояла»
Хоровод.
Воспитатель: Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. А сколько художников, которые на своих полотнах запечатлели образ берёзы.
Художники рисуют картины природы красками на бумаге, холстах. Картины мы можем увидеть глазами. Давайте посмотрим, как они изображают берёзу в разное время года.
На экране – репродукция картины Соврасова «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане – грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветра и метели.
На экране – картина И.И. Левитана «Берёзовая роща». Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающихся навстречу солнцу.
На экране – картина И.И. Левитана «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж: поля, рощи, река. Но наше внимание приковано к жёлтым берёзкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Это золотая осень. Она очаровывает нас красотой.
А сейчас взгляните на эту картину. Её написал художник И.Г. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную берёзовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали берёзовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже стволах и ветках берёз кора имеет множество оттенков. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными берёзами.
Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели её художники.
Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками – мастерами. Мы можем поэтическую картину услышать в песне, представить и нарисовать, как это делают художники. Послушать песню о берёзах и передать впечатления на бумаге.
У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой - природой.