открытое занятие по развитию речи "Моя семья" | Лариса Алимовна Чечевичкина. Работа №338303
Весной провела в детском саду ,для воспитателей открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему "Моя семья".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»
Программное содержание:
Уточнение представлений детей о семье, родственных отношениях в семье.
Образование уменьшительной формы существительных, подбор антонимов. Составление предложений с союзом «а».
Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.
Предварительная работа:
* Рисунки детей «Моя мама» ,»Моя Семья» , «Семья матрешек». * Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа, гербы семей.
*Д/игра (с мячом) «Кто ушел, кто пришел?», Д/игра (с древом и картинками) Д/игра «Составь портрет своей семьи».
* «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
* Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
* Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
* Чтение – русской народной сказки «Хаврошечка», А. Яковлев «Мама»,
* Заучивание стихотворение Я.Акима «Мама»
*Прослушивание песни «Моя семья», «Горница».
Материал для занятия: картины деревья , картинки члены семьи (в конвертах), мяч , сюжетные картинки , семейные древа, семейные гербы картинки . Ход занятия:
1.Организационный момент. Ребята, сегодня у нас в группе гости , давай те поприветствуем их.
-Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Пальчиковая гимнастика «Семья» (обе руки) Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Юльки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
2.На мольберте картинки о семье. Ребята , у нас тут картинки, что вы видите на картинках? (Папа ,мама, дедушка..). Как можно их назвать одним словом(Семья, родственники, родные люди). Правильно, сегодня мы будем с вами говорить о Семье. Вслушайтесь в слово –семь-я.(дети хлопками делят слово на слоги). Семья – семь раз я, семь человек под одной крышей живут. Ставлю символическую крышу над всеми картинками. (Стук в дверь). - Кто то еще к нам пришел.- Это был почтальон, он принес письмо от домовенка Кузи . Прочитаем? Здравствуйте ребята, у меня к вам просьба , помогите мне посчитать .-«По соседству от меня живет дружная семья. В ней кот Мурзик, попугай еще щенок Мазай, дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать». Домовенку это очень важно знать, поможем ему?
Сколько человек в семье? - (ответы детей) - в семье 4 человека
Кто же есть в этой необычной семье? - (ответы детей- домашние животные и птица попугай). –Молодцы, ребята, помогли Кузе сосчитать соседей . Еще , домовенок Кузя желает узнать что такое семья, и для чего она нужна?
3.А что вы знаете о своих семьях? -Сегодня я приглашаю вас поиграть в игру, которая так и называется «Расскажи о своей семье». Во время игры мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет в нашей игре. Я приглашаю , занимайте свои места.
-Мы начинаем!
Скажите, что такое семья? (ответы детей) - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети
Кто может быть членом семьи, чужие люди или родственники? (только родственники, чужие- нет)
.
А как живут члены одной семьи? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).
А какие бывают семьи ? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные .счастливые и веселые, трудолюбивые, спортивные ,музыкальные…)
4.-Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей и горох молотят». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут .
В гостях хорошо, а дома лучше.
Мой дом - моя крепость.
5.Физминутка . Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
А каким образом память о родных сохраняли в давние времена ,когда не было фотоаппаратов ,камер?
Как назывались такие записи? (родословные)
Как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом).
6.Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
7. Д/ игра (с мячом) «Скажи противоположные слова» «Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Брат старший –сестра младшая,
8.-Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем. Настало время поиграть в игру придумай ( раздаю детям сюжетные картинки ) предложение с маленьким словом «а». Кто первый?(Дети отвечают) 4 ответа.
9. Следующее задание , расскажи о своей семье. (Дети рассказывают о своей семье по изготовленному вместе с родителями семейному древу) Опорная схема:1 Адрес, где проживает семья (город,улица ,№ дома)
2 Фамилия семьи
3 Кто в семье (перечисление)
4 И.О.членов семьи, где работают, чем занимаются.
5 Увлечения семьи.
6 Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
-Где могут пригодиться знания о семье?(ответы детей)
-Ребята, вот и закончилась наша игра .Что вам понравилось на занятии? Все кто на занятии работал легко без ошибок, выберите кружок зеленого цвета , кто немного испытывал затруднения- кружок желтого цвета , и кто сильно затруднялся – красный круг. -Молодцы! Все дети активно работали на занятии и все получают звездочки . Я считаю что вы сможете обьяснить домовенку Кузе, что такое семья. Для чего она нужна?
-Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»подготовила воспитатель Чечевичкина Л.А. г Нижневартовск Детский сад №62 «Журавушка»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»
Программное содержание:
Уточнение представлений детей о семье, родственных отношениях в семье.
Образование уменьшительной формы существительных, подбор антонимов. Составление предложений с союзом «а».
Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.
Предварительная работа:
* Рисунки детей «Моя мама» ,»Моя Семья» , «Семья матрешек». * Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа, гербы семей.
*Д/игра (с мячом) «Кто ушел, кто пришел?», Д/игра (с древом и картинками) Д/игра «Составь портрет своей семьи».
* «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
* Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
* Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
* Чтение – русской народной сказки «Хаврошечка», А. Яковлев «Мама»,
* Заучивание стихотворение Я.Акима «Мама»
*Прослушивание песни «Моя семья», «Горница».
Материал для занятия: картины деревья , картинки члены семьи (в конвертах), мяч , сюжетные картинки , семейные древа, семейные гербы картинки . Ход занятия:
1.Организационный момент. Ребята, сегодня у нас в группе гости , давай те поприветствуем их.
-Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Пальчиковая гимнастика «Семья» (обе руки) Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Юльки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
2.На мольберте картинки о семье. Ребята , у нас тут картинки, что вы видите на картинках? (Папа ,мама, дедушка..). Как можно их назвать одним словом(Семья, родственники, родные люди). Правильно, сегодня мы будем с вами говорить о Семье. Вслушайтесь в слово –семь-я.(дети хлопками делят слово на слоги). Семья – семь раз я, семь человек под одной крышей живут. Ставлю символическую крышу над всеми картинками. (Стук в дверь). - Кто то еще к нам пришел.- Это был почтальон, он принес письмо от домовенка Кузи . Прочитаем? Здравствуйте ребята, у меня к вам просьба , помогите мне посчитать .-«По соседству от меня живет дружная семья. В ней кот Мурзик, попугай еще щенок Мазай, дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать». Домовенку это очень важно знать, поможем ему?
Сколько человек в семье? - (ответы детей) - в семье 4 человека
Кто же есть в этой необычной семье? - (ответы детей- домашние животные и птица попугай). –Молодцы, ребята, помогли Кузе сосчитать соседей . Еще , домовенок Кузя желает узнать что такое семья, и для чего она нужна?
3.А что вы знаете о своих семьях? -Сегодня я приглашаю вас поиграть в игру, которая так и называется «Расскажи о своей семье». Во время игры мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет в нашей игре. Я приглашаю , занимайте свои места.
-Мы начинаем!
Скажите, что такое семья? (ответы детей) - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети
Кто может быть членом семьи, чужие люди или родственники? (только родственники, чужие- нет)
.
А как живут члены одной семьи? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).
А какие бывают семьи ? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные .счастливые и веселые, трудолюбивые, спортивные ,музыкальные…)
4.-Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей и горох молотят». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут .
В гостях хорошо, а дома лучше.
Мой дом - моя крепость.
5.Физминутка . Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
А каким образом память о родных сохраняли в давние времена ,когда не было фотоаппаратов ,камер?
Как назывались такие записи? (родословные)
Как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом).
6.Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
7. Д/ игра (с мячом) «Скажи противоположные слова» «Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Брат старший –сестра младшая,
8.-Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем. Настало время поиграть в игру придумай ( раздаю детям сюжетные картинки ) предложение с маленьким словом «а». Кто первый?(Дети отвечают) 4 ответа.
9. Следующее задание , расскажи о своей семье. (Дети рассказывают о своей семье по изготовленному вместе с родителями семейному древу) Опорная схема:1 Адрес, где проживает семья (город,улица ,№ дома)
2 Фамилия семьи
3 Кто в семье (перечисление)
4 И.О.членов семьи, где работают, чем занимаются.
5 Увлечения семьи.
6 Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
-Где могут пригодиться знания о семье?(ответы детей)
-Ребята, вот и закончилась наша игра .Что вам понравилось на занятии? Все кто на занятии работал легко без ошибок, выберите кружок зеленого цвета , кто немного испытывал затруднения- кружок желтого цвета , и кто сильно затруднялся – красный круг. -Молодцы! Все дети активно работали на занятии и все получают звездочки . Я считаю что вы сможете обьяснить домовенку Кузе, что такое семья. Для чего она нужна?
-Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.