Название статьи:
Открытое занятие «Русские Матрешки» | Ирина Викторовна Горохова. Работа №344643
Дата публикации:
24.09.2024
Автор:
Ирина Викторовна Горохова
Описание:
Расширить представления детей о русской народной игрушке «Матрёшка». Приобщать детей к русской культуре и истории.
Поддерживать детские активность, самостоятельность, инициативность, творческий подход.
1. Знакомить детей с историей игрушки «Матрёшка» и вариативностью её художественного оформления.
Открытое занятие Русские Матрешки
Цель: Расширить представления детей о русской народной игрушке Матрёшка
Детская цель: встретиться с Матрёшкой, смастерить для неё друзей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать познавательный интерес к теме Матрёшка
Знакомить детей с историей игрушки Матрёшка и вариативностью её художественного оформления.
Закреплять навыки работы в технике пластелинография
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
Приобщать детей к русской культуре и истории.
Поддерживать детские активность, самостоятельность, инициативность, творческий подход.
Ход занятия
В: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются)
В: Ребята! Это еще не все гости. Сегодня к вам придет еще кто то. А для того, чтобы узнать, кто это, вам нужно собрать картинку.
(на столе лежит разрезанная картинка и изображением матрешки) Дети собирают.
В: Ребята! Кого мы ждем в гости?
(ответы детей) Матрешку
В: Хотите встретиться с Матрёшкой и узнать о ней побольше? (дети)
В: Пока мы ждём нашу гостью, скажите, знаете ли вы, почему матрешку так называют?
(ответы детей)
В: Какие интересные мысли. Послушайте, что я вам расскажу.
Назвали матрешку так потому, что раньше имя Матрена считалось самым известным русским именем и означало оно: Мать, у которой много детей
Как вы думаете, почему для этой игрушки выбрали это имя?
(внутри неё находятся куклы меньшего размера. Все похожие на первую матрешку.)
Первая русская матрешка появилась очень давно, и сразу стала гордостью русского народа.
- Ребята, из какого материала изготавливают матрешек?
(беру в руки и показываю детям) Матрёшка—русскаядеревяннаяигрушкав виде расписнойкуклы.
Матрешка является символом нашей страны.
В: Ребята, а какие еще символы вы знаете?
(Ответы детей)
В: Ребята! А чем отличается матрешка от других кукол?
(показ: матрешки и куклы)
(ответы детей)
В: Правильно ребята!
Звучит музыка. Заходит Матрешка с матрешками.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я - Ярославская матрёшка и зовут меня Надюша!
Пришла я к вам с разными матрёшками. Давайте поиграем с ними, а заодно и рассмотрим. Делимся на две команды.(подходим к столам)
1 задание: Разобрать матрёшку и расставить матрёшек по высоте: от низкой до высокой (слева направо, проверяем).
2 задание: Правильно собрать матрёшку, чтобы все матрёшки уместились в одну.
Матрёшка: Ребята, скажите, в каких образах бывают матрёшки? (не только женском, но и мужском, разного возраста, сказочных персонажей и др.)
Матрёшка: Молодцы, ребята, внимательные ваши глазки, всё замечают. Давайте сделаем зрительную гимнастику (подходим к экрану).
Зрительная гимнастика
Матрёшка: Ребята, у меня много друзей из разных городов России. Хотите, я вас с ними познакомлю? (дети)
Тогда, внимание на экран.
Слайд 1 Сергиевская Матрешка.
Ее создают в г.Сергиев Посад.(это недалеко от Москвы)
Что же особенного в этих матрёшках?
Какие элементы одежды есть у матрёшки? (платок, передник)
В каком цвете прорисованы лицо и руки? (подробная прорисовка, телесный цвет)
Какие цвета чаще встречаются в нарядах? (красный, синий, оранжевый, зелёный и др.)
Основной особенностью этой матрешки, являлось создание контуров будущего рисунка раскаленной иглой.
Слайд 2 Семеновская матрешка
Из какого города эта Матрёшка? (Семёнов)
Все ли части матрёшки закрашены?
Что является главным украшением? Что изображено на переднике?
Какие цвета любимые у этой матрёшки? (красный, синий и жёлтый)
Слайд 3 Вятская матрешка
Вятская матрёшка передаёт нам привет с севера из города Нолинск.
Какое настроение у этой матрёшки? (скромная улыбка)
Какие наряды она носит? (сарафан и платок)
В чём особенность глаз? (тщательно прорисованы)
Какие цвета предпочитает эта матрёшка? (зелёный, синий, и красные цвета и их оттенки)
Матрёшка: Так, у каждой матрёшки, в зависимости от её места рождения, есть свои отличия.
В: Ребята! Сколько же много у Надюши друзей и подруг. Надюша, а есть ли у тебя друзья-матрёшки в Ярославле?
Матрёшка: Есть, но очень мало.
В: Ребята, а как мы можем помочь Надюше?(дети предлагают)
В: Отличные идеи. Давайте мы с вами превратимся в мастеров и сделаем нашей матрешке Надюше еще подружек и друзей.
Надюша, присоединяйся к нам.
Матрешка: С удовольствием, но сначала давайте потанцуем.
(Физкульминутка) Русские Матрешечки
В: Ребята! Давайте пройдем в нашу творческую мастерскую.
(Дети садятся за столы)
В: Сегодня рисовать матрешек будем пластилином.
Кто помнит как называется эта техника?
(ответы детей)
В: У вас на столах лежит все необходимое. Можно сделать для Надюши подружку или друга.
Продумайте образ своих матрешек: какого цвета будут их наряды, как вы их украсите.
Матрешка: Ребята, а как нужно рисовать пластилином?
(ответы детей)
В: Молодцы! А сейчас давайте разомнем наши пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика
Указательный и средний
Безымянный и последний
Поздоровались с большим
Чтоб работать от души.
А теперь потрем ладошки
Друг об друга мы немножко
Кулачки разжали сжали
Вот и пальчики размяли.
А сейчас нам, мастера, за работу всем пора !
В: Ребята, кто сделал свою матрешку может разместить ее на доске.
По мере готовности, дети размещают свои поделки, убирают рабочее место и собираются все вместе.
Рефлексия
Диалог матрешки с детьми о сделанных матрешках.
(В чём особенность матрёшки? Что является главным украшением? Какие материалы использованы для украшения? Какие цвета использованы? Трудно ли расписывать матрёшку? Как использованы новые знания? и др.)
Матрешка: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о матрёшках? (ответы)
В: Что было самым трудным (интересным)? (ответы)
В: Что бы вы ещё хотели узнать о матрёшках? (ответы)
В: Молодцы, ребята! Вы очень постарались!
Матрешка: А у меня еще есть для вас маленький сюрприз! (в матрёшке)
Скачать работу
Цель: Расширить представления детей о русской народной игрушке Матрёшка
Детская цель: встретиться с Матрёшкой, смастерить для неё друзей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать познавательный интерес к теме Матрёшка
Знакомить детей с историей игрушки Матрёшка и вариативностью её художественного оформления.
Закреплять навыки работы в технике пластелинография
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
Приобщать детей к русской культуре и истории.
Поддерживать детские активность, самостоятельность, инициативность, творческий подход.
Ход занятия
В: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются)
В: Ребята! Это еще не все гости. Сегодня к вам придет еще кто то. А для того, чтобы узнать, кто это, вам нужно собрать картинку.
(на столе лежит разрезанная картинка и изображением матрешки) Дети собирают.
В: Ребята! Кого мы ждем в гости?
(ответы детей) Матрешку
В: Хотите встретиться с Матрёшкой и узнать о ней побольше? (дети)
В: Пока мы ждём нашу гостью, скажите, знаете ли вы, почему матрешку так называют?
(ответы детей)
В: Какие интересные мысли. Послушайте, что я вам расскажу.
Назвали матрешку так потому, что раньше имя Матрена считалось самым известным русским именем и означало оно: Мать, у которой много детей
Как вы думаете, почему для этой игрушки выбрали это имя?
(внутри неё находятся куклы меньшего размера. Все похожие на первую матрешку.)
Первая русская матрешка появилась очень давно, и сразу стала гордостью русского народа.
- Ребята, из какого материала изготавливают матрешек?
(беру в руки и показываю детям) Матрёшка—русскаядеревяннаяигрушкав виде расписнойкуклы.
Матрешка является символом нашей страны.
В: Ребята, а какие еще символы вы знаете?
(Ответы детей)
В: Ребята! А чем отличается матрешка от других кукол?
(показ: матрешки и куклы)
(ответы детей)
В: Правильно ребята!
Звучит музыка. Заходит Матрешка с матрешками.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я - Ярославская матрёшка и зовут меня Надюша!
Пришла я к вам с разными матрёшками. Давайте поиграем с ними, а заодно и рассмотрим. Делимся на две команды.(подходим к столам)
1 задание: Разобрать матрёшку и расставить матрёшек по высоте: от низкой до высокой (слева направо, проверяем).
2 задание: Правильно собрать матрёшку, чтобы все матрёшки уместились в одну.
Матрёшка: Ребята, скажите, в каких образах бывают матрёшки? (не только женском, но и мужском, разного возраста, сказочных персонажей и др.)
Матрёшка: Молодцы, ребята, внимательные ваши глазки, всё замечают. Давайте сделаем зрительную гимнастику (подходим к экрану).
Зрительная гимнастика
Матрёшка: Ребята, у меня много друзей из разных городов России. Хотите, я вас с ними познакомлю? (дети)
Тогда, внимание на экран.
Слайд 1 Сергиевская Матрешка.
Ее создают в г.Сергиев Посад.(это недалеко от Москвы)
Что же особенного в этих матрёшках?
Какие элементы одежды есть у матрёшки? (платок, передник)
В каком цвете прорисованы лицо и руки? (подробная прорисовка, телесный цвет)
Какие цвета чаще встречаются в нарядах? (красный, синий, оранжевый, зелёный и др.)
Основной особенностью этой матрешки, являлось создание контуров будущего рисунка раскаленной иглой.
Слайд 2 Семеновская матрешка
Из какого города эта Матрёшка? (Семёнов)
Все ли части матрёшки закрашены?
Что является главным украшением? Что изображено на переднике?
Какие цвета любимые у этой матрёшки? (красный, синий и жёлтый)
Слайд 3 Вятская матрешка
Вятская матрёшка передаёт нам привет с севера из города Нолинск.
Какое настроение у этой матрёшки? (скромная улыбка)
Какие наряды она носит? (сарафан и платок)
В чём особенность глаз? (тщательно прорисованы)
Какие цвета предпочитает эта матрёшка? (зелёный, синий, и красные цвета и их оттенки)
Матрёшка: Так, у каждой матрёшки, в зависимости от её места рождения, есть свои отличия.
В: Ребята! Сколько же много у Надюши друзей и подруг. Надюша, а есть ли у тебя друзья-матрёшки в Ярославле?
Матрёшка: Есть, но очень мало.
В: Ребята, а как мы можем помочь Надюше?(дети предлагают)
В: Отличные идеи. Давайте мы с вами превратимся в мастеров и сделаем нашей матрешке Надюше еще подружек и друзей.
Надюша, присоединяйся к нам.
Матрешка: С удовольствием, но сначала давайте потанцуем.
(Физкульминутка) Русские Матрешечки
В: Ребята! Давайте пройдем в нашу творческую мастерскую.
(Дети садятся за столы)
В: Сегодня рисовать матрешек будем пластилином.
Кто помнит как называется эта техника?
(ответы детей)
В: У вас на столах лежит все необходимое. Можно сделать для Надюши подружку или друга.
Продумайте образ своих матрешек: какого цвета будут их наряды, как вы их украсите.
Матрешка: Ребята, а как нужно рисовать пластилином?
(ответы детей)
В: Молодцы! А сейчас давайте разомнем наши пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика
Указательный и средний
Безымянный и последний
Поздоровались с большим
Чтоб работать от души.
А теперь потрем ладошки
Друг об друга мы немножко
Кулачки разжали сжали
Вот и пальчики размяли.
А сейчас нам, мастера, за работу всем пора !
В: Ребята, кто сделал свою матрешку может разместить ее на доске.
По мере готовности, дети размещают свои поделки, убирают рабочее место и собираются все вместе.
Рефлексия
Диалог матрешки с детьми о сделанных матрешках.
(В чём особенность матрёшки? Что является главным украшением? Какие материалы использованы для украшения? Какие цвета использованы? Трудно ли расписывать матрёшку? Как использованы новые знания? и др.)
Матрешка: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о матрёшках? (ответы)
В: Что было самым трудным (интересным)? (ответы)
В: Что бы вы ещё хотели узнать о матрёшках? (ответы)
В: Молодцы, ребята! Вы очень постарались!
Матрешка: А у меня еще есть для вас маленький сюрприз! (в матрёшке)