Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок " Теория музыки и специальность неразделимы" | Вольф Ольга Романовна. Работа №339627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Открытый урок проведён на тему " Теория музыки и специальность неразделимы". Это очень интересная и нужная тема в работе. Ученик Прпокопович Саша, 2 класс ( аккордеон). Послана запись открытого урока и технологическая таблица урока. На уроке  проведена работа на пьесами, которые находятся в работе. Также исполнены пьесы, выученные наизусть. Саша очень талантливый, усидчивый, увлечённый освоением аккордеона.  В марте 2024 г. готовились к участию в конкурсе, но по семейным причинам не участвовали в конкурсе. Спасибо за внимаие.

 

Технологическая карта открытого урока

Дата проведения: 25.04.2024 г. Составитель: преподаватель Вольф О.Р. Учащийся: Прокопович Александр, 2 класс Предмет: Специальность (аккордеон) Тема: Специальность и теория музыки неразделимы Цель: С помощью теоретического материала лучше разбираться в нотном тексте. Образовательные задачи: - развитие и укрепление слуховых представлений, закрепление теоретического материала, применение в пьесах теоретических знаний.–

Воспитательные задачи. воспитания интереса и увлечённости к теоретическому материалу, воспитание внимания в работе над пьесами в домашних условиях.

Развивающие задачи:

- развивать собранность, внимание на занятиях. - умение видеть и определять теоретическую заложенность в пьесе, слышать и чувствовать пьесу, проникать в её суть. Тип занятия: познавательный, развивающе-обобщающий. Методы обучения: словесные, практические, развивающие.

Оборудование и программное обеспечение: 1.Инструмент аккордеон 2. Нотные сборники учащегося 3.Пюпитр 4. Камера для записи урока. Музыкальный репертуар: обр. Г.Бойцовой « Мазурка», обр. русской нар. песни « Пойду ль я, выйду ль я», Дж. Гершвин « Хлопай в такт», Б. Самойленко « Качели»

Продолжительность урока: 40 минут.

Предварительная работа:

Была проведена подготовительная работа к открытому уроку. Это разучивание пьес по нотам, наизусть, чтение с листа. Также проведена подготовка по теории в каждой из пьес.

 

Структура занятия.

 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

 

 

Деятельность обучающихся

Методы, формы, приёмы. Возможные виды деятельности.

Психологический настрой, 30 секунд. Традиционное приветствие. Здравствуйте, уважаемые преподаватели. Мы начинаем открытый урок с учащимся Прокоповичем Александром, 2 кл.

 

 

Вводно-организационный этап. 3 минуты.. «Учитель музыки на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно необходим комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только так называемое « содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры, в целом и в деталях. Гармонии, мелодии, полифонии. Он должен быть и теоретиком, и учителем сольфеджио, гармонии (Г.Нейгауз) Ученик должен название пьесы и композитора, Очень важно узнать, откуда взялось название пьесы. Надо объяснить тональность, размер, есть ли модуляция, сколько частей в пьесе, меняется ли лад., структура( длительности, штрихи, секвенции, знаки сокращённого письма, какой аккомпанемент).Дальше уже идёт конкретная работа над пьесой. Слышала от педагогов такие слова: А зачем определять тональность? Это совсем не обязательно. Зачастую ученик не знает название пьесы, композитора. Т.е. он не владеет абсолютно всей информацией, заданной в произведении. В теории музыки всё давно изучено. И, в то же время, это неизведанное море, океан. Каждая пьеса представляет собой картину, которую ученик с педагогом должны вместе разрисовать, довести её до конечного результата.

Работа над гаммой Соль мажор, 2 минуты. Учащийся играет гамму в 2 октавы правой рукой. Определяем устойчивые ступени, играем арпеджио, затем трезвучие. Вопрос ученику: Что такое гамма? Как строится гамма? Какие устойчивые ступени ? Сколько обращений имеет Т3?

Работа над пьесой Польский народный танец в обр. Г. Бойцовой « Мазурка». 5 минут. Саша рассказывает всё об этой пьесе ( тональность, происхождение пьесы, размер, сколько частей, модуляция). Затем Саша проигрывает пьесу сначала до конца наизусть.

 

Работа над пьесой Р. н. песня в обр. Г. Бойцовой « Пойду ль я, выйду ль я». 5 минут. Саше задан вопрос: - Сделай анализ пьесы. На каком аккорде заканчивается пьеса ? Какие функции использованы в пьесе? Пьеса исполнена по нотам, т.к. находится в работе.

Дж. Гершвин « Хлопай в такт»(фокстрот). 6 минут.

Саше задан вопрос: Рассказать о композиторе, что означает слово «фокстрот», какой ритм здесь преобладает, есть ли какие –то изменения в гармонии?. 1 и 3 часть повторяются. Во 2 части Саша рассказал об изменении гармонии в басовой партии левой руки. Пьеса сыграна наизусть. ученик справился пьесой.

 

Пьеса Б. Самойленко «Качели». 5 минут. Пьеса сыграна наизусть. Задан вопрос: Как движется мелодия в первых 3 строчках? (Ответ: по трезвучию) Чем осложняется 2 часть пьесы? (Звучат аккорды, двойные ноты).

 

Работа над определённым тактом или фразой выученной или незнакомой пьесе. 5 минут. « Цыганский танец» Ученик всё рассказывает о фразе. Это штрихи, движение мелодии, гармония, аккомпанемент, штрихи и т.д. Несколько слов сказано о том, что например, играя этюд, можно придумать название, подумать, какой образ можно представить в этом этюде, какую – то ситуацию. Всё это делается для того, чтобы было интересно учить этот текст.

 

Подведение итогов. 3 минуты. На сегодняшнем уроке мы с Сашей постарались показать теоретические познания, показать, как интересно, полезно и поучительно говорить о теории музыки в изучаемых пьесах. Хочется отметить, что многие преподаватели не дают своим ученикам теоретические познания, ссылаются на « ненужность» теоретических выкладок». При таких установках молодые музыканты развиваются сугубо односторонне, « недобирая» необходимой музыкально- теоретической информации, недополучая нужных им знаний и сведений. «Прежде всего надо знать, ЧТО играть, а потом уже, КАК играть» -считал Г. Нейгауз. «Приступая к изучению произведения, необходимо сделать общий анализ… Во всём этом нужно дать себе ясный отчёт, понять, из чего складывается материал изучаемой музыки».

 

Список литературы: - Г. Бойцова « Юный аккордеонист», 2 часть. - Б. Самойленко « Играем первые пьесы"

 

На уроке присутствовали преподаватели народного отделения и зав. учебной частью Толстикова С.В. Составила и провела урок преподаватель народного отделения Вольф О.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание

благоприятной атмосферы, представление ученика преподавателям.

 

 

 

 

 

 

 

Сделать короткое вступление, познакомить присутствующих с темой урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получить твёрдые знания по материалу « Мажорная гамма», научиться технично играть гамму, закрепить аппликатуру.

 

 

 

 

 

Сделать анализ этой пьесы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать анализ этой пьесы. Определить последний аккорд, на котором заканчивается пьеса?

 

 

 

 

 

 

Ответить на вопросы педагога, рассказать об этой пьесе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнить пьесу наизусть. Сделать анализ пьесы.

 

 

 

 

 

 

Показать один из видов работы на уроке над пьесой(или произведением, этюдом). Брать один такт, или фразу, или предложение и всё рассказать об этом отрывке. Это очень интересный и полезный вид работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвести заключительный результат работы на уроке, высказывание известных людей об этом виде работы.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, слухового контактов, настрой слушателей и ученика на урок.

 

 

 

Педагог начинает урок с учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление педагогом ученика к работе над гаммой, помощь в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель напоминает ученику о главных аккордах в пьесе (тоника, доминанта, субдоминанта). Слушает ответ ученика на заданные вопросы.

 

 

 

 

 

Слушает ответ ученика на заданные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает ответ ученика, задаёт наводящие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушать исполнение учащегося и задать соответствующие вопросы по тексту.

 

 

 

Педагог даёт задание ученику и слушает разбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог зачитывает заключительные слова урок, подводит итоги.

Настрой на занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся слушает педагога, настраивается на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик играет гамму правой рукой, отвечает уверенно на все вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик отвечает на заданные вопросы, проигрывает пьесу по частям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик отвечает на заданные вопросы, Расск4азывает о функциях аккордов в левой руке.

 

 

 

 

 

 

 

Сделан анализ этой пьесы грамотно, с пониманием. Ученик понимает, что он играет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся исполнил пьесу целиком, сделал анализ пьесы, ответил на вопросы преподавателя.

 

 

 

Ученик выполняет задание. Это очень интересная работа (наблюдение в работе с другими учениками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик очень внимательно слушает. Он доволен тем, что активно поработал на уроке, проиллюстрировал свои пьесы.

Словесная мотивация на организацию занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется объяснительный метод работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется исследовательский метод работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется репродуктивный метод работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование репродуктивного метода.

 

 

 

 

 

 

 

Применяется частично – поисковый метод работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод создания ситуации успеха.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×