Открытый урок "Изменение имён прилагательных по родам." | Спорыхина Любовь Владимировна. Работа №365201
Данный открытый урок проводится в 3 классе в третьей четверти. Этот урок содержит в себе тематику Года защитника Отечества. Тип урока - путешествие по станциям.
Цель - формирование представлений обучающихся об изменениях имён прилагательных родам и правописании родовых окончаний.
Задачи: - создать условия для наблюдения над тем, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного;
- учить правильно ставить вопросы к именам прилагательным;
- тренировать в правописании родовых окончаний;
- воспитывать чувство патриотизма.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
муниципального образования –городской округ город Скопин
Открытый урок
Изменение имён прилагательных по родам.
3 класс
Составила: учитель начальных классов
Спорыхина Любовь Владимировна
2025г.
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.
Цель:
Формирование представлений обучающихся об изменениях имён прилагательных родам и правописании родовых окончаний.
Задачи:
- создать условия для наблюдения над тем, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного;
- учить правильно ставить вопросы к именам прилагательным;
- тренировать в правописании родовых окончаний;
- воспитывать чувство патриотизма.
Планиру-емые резуль-таты:
Предметные результаты: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
Тип урока :
урок открытия новых знаний.
Форма организации:
комбинированная (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная)
Методы:
словесный, наглядный, практический
Вид деяте-льности :
поисково-исследовательский
Оборудова-ние:
ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Род мён прилагательных», таблицы, демонстрационные карты-памятки, карточки со словарными словами, индивидуальные карточки с заданиями, учебник, шкатулка со звездой, «салютики».
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой (слайд)
Здравствуйте, дети! Желаю вам удачного учебного дня!
В прошедший выходной мы отмечали праздник День Защитника Отечества, и, как вы знаете, этот год был объявлен президентом Годом Защитника Отечества. Это призыв почтить память о тех, кто сражался за Родину. И вы станете в будущем надёжными защитниками любимой Родины.
Любит лётчик самолёт. Пулемётчик – пулемёт.
Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.
Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы – в строю! (Маршак)
В России от города к городу движется поезд Победы, и мы тоже отправимся в путешествие на этом поезде по дорогам знаний.
Станция «Определительная» (слайд)
2. Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Словарная работа
Я назову слова, а вы определите, к какому словарному слову они подходят.
Смелый, храбрый, мужественный, отважный (солдат)
Запишите, вставьте пропущенную букву и подчеркните её.
Родное, любимое (отечество) В этом слове допускается написание с заглавной и строчной буквы, зависит от смысла и текста.
Великая, радостная, долгожданная (победа)
Яркий, победный, праздничный (салют)
Поработаем в парах. Обменяйтесь тетрадью с товарищем и проверьте его работу. Поставьте + над каждым правильно записанным словом. Сверимся с доской. Верните тетрадь. Поднимите руку, кто успешно справился с заданием. Кто допустил ошибки, не огорчайтесь, вам нужно будет повторить словарные слова.
3.Определение темы и цели урока.
Слова какой части речи вам помогли найти эти существительные? Что мы уже знаем про имя прилагательное?
(слайд) Имя прилагательное – это ….
Обозначает…
Отвечает на вопросы ….
Связано по смыслу с …
Молодцы, ребята!
У меня есть шкатулка. Сейчас я попрошу ... подойти ко мне. Попробуй описать то, что ты видишь в ней, используя только прилагательные. Какая она по размеру, форме, цвету? (маленькая, пятиконечная, красная.) Что это, ребята? Молодцы, это звезда. Остановимся на прилагательном «красная». Запишите в тетрадь словосочетание звезда (какая?) красная. Выделите окончание у прилагательного. Обратите внимание на правильное соединение букв -ая. Измените прилагательное «красная», чтобы оно сочеталось со словом флаг. Запишите. Измените прилагательное, чтобы оно сочеталось со словом солнце. Какой частью речи являются первые слова? Определим род существительных. В этих словосочетаниях разные прилагательные или одно? Какая часть слова изменялась? Почему одно и то же прилагательное имеет разные окончания? От чего это зависит? (от рода существительного) Значит, как могут меняться прилагательные? (по родам) Кто догадался, какая будет тема урока? Сформулируем её. (вывесить тему на доску: Род имён прилагательных) Чему будем учиться на уроке? (определять род имён прилагательных). И я добавлю - правильно писать их окончания.
4.Открытие новых знаний.
Станция «Новая» (слайд)
Попробуйте поставить окончания в прилагательных в словосочетаниях: дальняя роща и дальнее поле (на доске). Сначала определим род существительного. Какое окончание будет у прилагательного женского рода? Среднего рода? А может быть окончание -ия и -ие? У нас возникла проблема. Для её решения обратимся к учебнику.
Откройте учебники на с.73 рассмотрите таблицу. (слайд фото)
На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие имеют окончания? Назовите прилагательные с этими окончаниями.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие
имеют окончания? (карточка) (перевернуть «дальняя роща»)
На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие имеют окончания? (карточка) (перевернуть «дальнее поле»)
Итак, от чего же зависит род имени прилагательного? На какие вопросы отвечает и какие имеет окончания? (перевернуть карточки)
5. Станция Спортивная ФИЗМИНУТКА (слайд с родами войск)
Ровным строем мы идём-раз, два, три (Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём- раз, два, три (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт-раз, два, три (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает вверх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим- раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Вы сейчас стали и пехотинцами, и пилотами, и моряками.
6. Первичное закрепление знаний.
Следующая станция «Мудрая». (слайд)
Упр. 126 Прочитайте задание под красной точкой. Составим словосочетания с прилагательным «детский» коллективно. (дети к доске) Выполните 2 строчку самостоятельно.
7. Включение в систему знаний
(слайд) Сейчас вы будете работать с таблицей.
Имя сущест-вительное
Род сущест-вительного
Вопрос имени прилагательного
Имя прилагательное
Род прила- гательного
герой
смел...
берёза
высок..
озеро
глубок..
(пустой слайд) Объединитесь в пары. Какая пара закончила работу, поднимите соединённые руки. Послушаем, что у вас получилось. Сделаем вывод. Окончания прилагательных – это опасные при письме места.
(слайд) Вы узнали это место? На столе лежат жёлтые листочки. Прочитайте про себя текст, а теперь объединитесь в группы и запишите пропущенные подходящие по смыслу имена прилагательные, выбирая из слов для справок. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках).
На день Победы мы с родителями ходили к мемориалу «…… огонь». Это очень …….. место в Скопине. На стене высечены имена героев. В центре находится ……. звезда, из которой вырывается пламя. Я принес …….букет тюльпанов. Вечная память погибшим воинам!
Слова для справок: Вечная, яркий, большая, значимое, Вечный
Зачитайте предложения, которые у вас получились.
На день Победы мы с родителями ходили к мемориалу «Вечный огонь». Это очень значимое место в Скопине. На стене высечены имена героев. В центре находится большая звезда, из которой вырывается пламя. Я принес яркий букет тюльпанов. Вечная память погибшим воинам!
Поставим над ними род.
7. Итог урока. Рефлексия.
Мы прибыли на Станцию «Победная»
Что вы узнали? (Имена прилагательные изменяются по родам) Чему научились? (писать их правильные окончания).
Посмотрите на салют, который лежит у вас на краю стола. Если у вас все получилось, вам понравился урок, поднимите зелёный цвет. Если не всё было понятно, то вам нужно поднять желтый цвет, а если у вас что-то не получилось, поднимите красный цвет. (салют на экране) Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активными, дружными. Хочется отметить …
8. Домашнее задание.
Начертить таблицу-памятку на картоне со с.73 учебника, но подобрать другие прилагательные. Доделать упр. 126.
Урок окончен. Спасибо вам, ребята!