Название статьи:
Открытый урок "Как зимуют травы, кустарники и деревья" | Дмитриева Ирина Константиновна. Работа №351949
Дата публикации:
23.11.2024
Автор:
Дмитриева Ирина Константиновна
Описание:
Данный урок проводится в первом классе. Я советую перед этим уроком провести экскурсию в зимний школьный двор или в парк, чтобы рассмотреть как выглядят растения зимой, измерить толщину снега и найти под снегом зеленые растения. На этом уроке хорошо прослеживается системно-деятельностный подход. Дети сами исследуют, сравнивают и делают выводы. Во время урока ребята себя ощущали не просто учениками, а настоящими исследователями. С гордостью замечали, что их выводы совпадали с выводами авторов учебника.
Урок по окружающему миру в 1-м классе
"Как зимуют травы, кустарники и деревья"
Цель:познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.
Задачи:
развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов,
формировать умение работать в паре, в группе;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемый результат:
На экскурсии: приобрести первоначальный опыт работы в природных условиях; узнать названия наиболее распространенных растений своей местности.
На уроке: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы: деревья, кустарники, травянистые растения.
Основные понятия:
Понятия: деревья, кустарники, травянистые растения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, карточки с растениями.
Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
2. Актуализация знаний.
Звучит музыка: Zvuki-prirody-zimnyaya-metel_(muzofon.co)
Учитель: Что можете сказать об услышанном?
Дети: Мы слышим метель, вьюгу, это зима
Учитель: Как вы догадались? По какой причине произошли такие изменения в природе? На что повлияло такое изменение в природе?
Дети: На живую и не живую природу.(Дети рассказывают о животных)
Учитель: Как повлияло изменение неживой природы зимой на жизнь животных, вы знаете, молодцы! Что можете сказать о растениях? Как думаете, в чем мы сегодня на уроке будем разбираться, что узнаем нового?
Дети: О том, как изменяется жизнь растений с приходом зимы.
Учитель: Посмотрите, на парте у вас есть конверт. Что в нем? Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Физкультминутка
Закружились, завертелись(покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей(поднять руки)
Легкие пушинки.(покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга -(опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду.(присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг,(встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду.(развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение ножницы)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку(шаги на месте)
Дети и старушки.
3. Изучение нового материала.
Учитель: На прошлом уроке мы ходили на экскурсию на школьный двор. Зачем мы наблюдали?
Дети: Наблюдали за деревьями
(слайд с фотографией учеников возле деревьев)
Учитель: Что можете сказать о них?
Дети: Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.
Учитель: Кто может рассказать, почему так происходит?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем, что почемучка расскажет нам об этом.
(просмотр научного мультфильма Почемучки выпуск № 17)
Исследовательская работа
(работа в группах)
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики.
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Учитель показывает распустившуюся веточку: Вы, конечно, удивитесь ребята, ведь сейчас зима, но как могли появиться зеленые листочки?
Дети: Веточка стояла в тепле, в воде и на подоконнике на солнце
Учитель: Какой же еще раз вывод можно сделать
Дети: Деревья не умирают, а засыпают.
Учитель. На экскурсии вы наблюдали за кустарниками. Что можете о них сказать?
(слайд с фотографией учеников возле кустарников)
Дети. Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.
Физкультминутка
(для глаз)
Учитель: Ребята, я недавно смотрела новости, они перекликаются с темой нашего урока. Хочу выслушать ваше мнение об увиденном.
(просмотр эпизода новостей Нет снега - нет урожая)
Учитель: Что можете сказать?
Дети: Ростки могут замерзнуть, потому что нет снега.
Учитель: Какой вывод можно сделать? Вспомните, что мы еще увидели на экскурсии, когда лопатой разгребли снег?
Дети. Под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.
Учитель. Все ли травы умирают на зиму?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Их укрыл снег и им тепло под ним
Учитель. Почему же им тепло под снегом?
Дети: Между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло.
4. Закрепление изученного.
Учитель. Ребята, а давайте найдем, где в учебнике говорится о том, как зимуют растения.
(работа в парах)
Учитель: Расскажите в парах друг другу, что видите на картинках
Учитель. Молодцы, вы внимательно друг друга слушали, а я услышала, что кто-то из вас обратил внимание на папу Маши и Миши. Почему?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Что можете об этом сказать?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Деревьям надо помогать зимой.
6. Итог урока. Рефлексия деятельности
Учитель. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку. Если вы забыли как она выглядит, обратитесь к учебнику.
Учитель: Вы сегодня были не просто учениками, а учеными исследователями. О чем можете рассказать?
Проверочная работа:
Согласны – ЗЕЛЁНЫЙ
Не согласны – КРАСНЫЙ
Утром зимой ветки деревьев белые от града
У кустарников один короткий стол
Рожь посаженная осенью не погибает зимой, потому, что не успевает взойти.
Деревья зимой умирают
Почки – это зимняя одежда деревьев
Молодые деревца обвязывают еловыми лапками, чтобы зайцы зимой не обглодали кору
Зимой зайцы и лоси питаются корой молодых деревьев
Ель кормит зимой снегирей и свиристелей
Снегири и свиристели прилетают к нам на зимовку
Синица любит кусочки сала
Скачать работу
"Как зимуют травы, кустарники и деревья"
Цель:познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.
Задачи:
развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов,
формировать умение работать в паре, в группе;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемый результат:
На экскурсии: приобрести первоначальный опыт работы в природных условиях; узнать названия наиболее распространенных растений своей местности.
На уроке: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы: деревья, кустарники, травянистые растения.
Основные понятия:
Понятия: деревья, кустарники, травянистые растения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, карточки с растениями.
Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
2. Актуализация знаний.
Звучит музыка: Zvuki-prirody-zimnyaya-metel_(muzofon.co)
Учитель: Что можете сказать об услышанном?
Дети: Мы слышим метель, вьюгу, это зима
Учитель: Как вы догадались? По какой причине произошли такие изменения в природе? На что повлияло такое изменение в природе?
Дети: На живую и не живую природу.(Дети рассказывают о животных)
Учитель: Как повлияло изменение неживой природы зимой на жизнь животных, вы знаете, молодцы! Что можете сказать о растениях? Как думаете, в чем мы сегодня на уроке будем разбираться, что узнаем нового?
Дети: О том, как изменяется жизнь растений с приходом зимы.
Учитель: Посмотрите, на парте у вас есть конверт. Что в нем? Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Физкультминутка
Закружились, завертелись(покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей(поднять руки)
Легкие пушинки.(покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга -(опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду.(присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг,(встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду.(развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение ножницы)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку(шаги на месте)
Дети и старушки.
3. Изучение нового материала.
Учитель: На прошлом уроке мы ходили на экскурсию на школьный двор. Зачем мы наблюдали?
Дети: Наблюдали за деревьями
(слайд с фотографией учеников возле деревьев)
Учитель: Что можете сказать о них?
Дети: Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.
Учитель: Кто может рассказать, почему так происходит?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем, что почемучка расскажет нам об этом.
(просмотр научного мультфильма Почемучки выпуск № 17)
Исследовательская работа
(работа в группах)
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики.
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Учитель показывает распустившуюся веточку: Вы, конечно, удивитесь ребята, ведь сейчас зима, но как могли появиться зеленые листочки?
Дети: Веточка стояла в тепле, в воде и на подоконнике на солнце
Учитель: Какой же еще раз вывод можно сделать
Дети: Деревья не умирают, а засыпают.
Учитель. На экскурсии вы наблюдали за кустарниками. Что можете о них сказать?
(слайд с фотографией учеников возле кустарников)
Дети. Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.
Физкультминутка
(для глаз)
Учитель: Ребята, я недавно смотрела новости, они перекликаются с темой нашего урока. Хочу выслушать ваше мнение об увиденном.
(просмотр эпизода новостей Нет снега - нет урожая)
Учитель: Что можете сказать?
Дети: Ростки могут замерзнуть, потому что нет снега.
Учитель: Какой вывод можно сделать? Вспомните, что мы еще увидели на экскурсии, когда лопатой разгребли снег?
Дети. Под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.
Учитель. Все ли травы умирают на зиму?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Их укрыл снег и им тепло под ним
Учитель. Почему же им тепло под снегом?
Дети: Между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло.
4. Закрепление изученного.
Учитель. Ребята, а давайте найдем, где в учебнике говорится о том, как зимуют растения.
(работа в парах)
Учитель: Расскажите в парах друг другу, что видите на картинках
Учитель. Молодцы, вы внимательно друг друга слушали, а я услышала, что кто-то из вас обратил внимание на папу Маши и Миши. Почему?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Что можете об этом сказать?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Деревьям надо помогать зимой.
6. Итог урока. Рефлексия деятельности
Учитель. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку. Если вы забыли как она выглядит, обратитесь к учебнику.
Учитель: Вы сегодня были не просто учениками, а учеными исследователями. О чем можете рассказать?
Проверочная работа:
Согласны – ЗЕЛЁНЫЙ
Не согласны – КРАСНЫЙ
Утром зимой ветки деревьев белые от града
У кустарников один короткий стол
Рожь посаженная осенью не погибает зимой, потому, что не успевает взойти.
Деревья зимой умирают
Почки – это зимняя одежда деревьев
Молодые деревца обвязывают еловыми лапками, чтобы зайцы зимой не обглодали кору
Зимой зайцы и лоси питаются корой молодых деревьев
Ель кормит зимой снегирей и свиристелей
Снегири и свиристели прилетают к нам на зимовку
Синица любит кусочки сала