Открытый урок на тему: " Работа над гаммами и этюдами в старших классах ДШИ". | Калиткина Елена Юрьевна. Работа №319896
Повышение качества исполнения гамм, аккордов, арпеджио, а также этюдов К. Черни из оп. 299. Форма урока : групповая, с участием трех исполнителей, учащихсяДШИ: Галиаскаровой Евы, Галиаскарова Ясона, Массаровой Софьи. Тип урока: комбинированный(приобретение и закрепление новых пианистических навыков, комплексное применение технических приёмов в исполнении гамм, аккордов. арпеджио и этюдов, воспитание творческого подхода к исполнению этюдов К Черни.На уроке использован нотный материал: К. Черни. оп. 299 № 8, № 12, № 13, № 21.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лаишевская школа искусств»
Открытый урок по фортепиано «Работа над гаммами и этюдами в старших классах ДШИ»
Подготовила и провела : преподаватель фортепиано МБУ ДО «ДШИ» Калиткина Е. Ю.
Лаишево 2023 г.
Тема урока: «Работа над гаммами и этюдами в старших классах ДШИ»
Тип урока : комбинированный ( приобретение и закрепление новых пианистических навыков , комплексное применение технических приемов в исполнении гамм, аккордов, арпеджио и этюдов, воспитание творческого подхода к исполнению этюдов К.Черни).
Форма урока : групповая, с участием 3-х исполнителей, учащихся ДШИ: Галиаскаровой Евы, Галиаскарова Ясона, Массаровой Софьи.
Цель урока: повышение качества исполнения гамм, аккордов , арпеджио, а также этюдов К.Черни из ор.299.
Содержание урока:
1.Организационная часть (приветствие, сообщение темы и задачи на текущий урок)
2.Работа над гаммами ре бемоль мажор и си бемоль минор
3.Работа над этюдами К.Черни ор.299 №8, №12, №13, №21
4.Заключение (подведение итогов)
Предмет: специальность (фортепиано)
Используемое оборудование: инструмент - фортепиано, стулья, стол.
Оснащение урока : нотный материал, инструмент.
Дата проведения : 16 февраля 2023 года.
Задачи урока:
Образовательные: формирование практических навыков в работе над мелкой и крупной техникой, правильное прочтение штрихов и оттенков, закрепление полученных знаний.
Воспитательные: пробуждение интереса к изучению гамм и этюдов Карла Черни, воспитание усидчивости и трудолюбия, стабильности в самостоятельных занятиях.
Развивающие: развитие творческого подхода к гаммам и этюдам, расширение музыкального кругозора, развитие образного мышления, повышение технического уровня исполнения на фортепиано.
1.Организационная часть урока:
Педагог, Калиткина Елена Юрьевна, приветствует коллег, присутствующих на открытом уроке, а также учеников :Галиаскарову Еву, Галиаскарова Ясона и Массарову Софью.
Объявляет тему урока.
2.Основная часть урока: (теоретическая и практическая)
Гаммы и этюды являются неотъемлемой частью в обучении игре на фортепиано. Разучивая гаммы и этюды, мы овладеваем основными приёмами и навыками в игре на инструменте. Это отличная тренировка не только пальцев, но и всего аппарата пианиста. При регулярном изучении и исполнении гамм и этюдов нарабатывается и оттачивается техника исполнения: ровность звука, беглость пальцев, гибкость и пластичность запястья (кисти руки), освобождение локтей, плеч, целесообразность и экономия движений. Гаммы, особенно разные виды минора, и этюды развивают слух, чувство ритма, координацию движений. Приёмы и навыки, приобретённые в процессе изучения гамм, аккордов, арпеджио и этюдов значительно упрощают изучение текста музыкальных произведений, развивают тонально-гармоническое восприятие материала, а главное - помогают в освоении различных пассажей на разные виды техники, которые встречаются в классических произведениях: сонатах, пьесах и.т.д.
а ) Работа над гаммами:
В начале урока педагог приглашает к инструменту ученицу Галиаскарову Еву.
Она играет гамму ре бемоль мажор в прямом и расходящемся движении. Педагог ставит определенные задачи:
ровный и глубокий звук, мелодическое исполнение гаммы.
Необходимость игры близко к черным клавишам, четкая и ясная артикуляция.
Педагог обращает внимание ученика на своевременное подкладывание 1- го пальца, следит за позиционной игрой.
Далее ученица исполняет аккорды. Здесь необходимо следить за свободным погружением руки на клавиатуре, глубоким звуком, правильной аппликатурой.
Затем играются длинные и короткие арпеджио, где требуется гибкое и пластичное владение кистью руки или запястьем, правильная аппликатура.
Ученица играет гамму ре бемоль мажор в терцию и дециму. В этих видах необходимо следить за синхронностью исполнения обеими руками. Такие упражнения развивают слух и координацию.
К инструменту приглашается ученица Массарова Софья.
Она исполняет гамму си бемоль минор , гармонический вид, в прямом и расходящемся движении.
Педагог просит ученицу объяснить особенности построения данного вида минора. Затем рассматривается правильная аппликатура. В исполнении этой гаммы применимы все методические задачи, которые были описаны в работе над мажорной гаммой. Затем ученица играет хроматическую гамму. Педагог обращает внимание на построение мелодической линии, которая образуется из звеньев по 6 звуков.
Исполнение коротких арпеджио. Оно требует позиционной игры по 4 звука, гибкой кисти, правильной аппликатуры.
Затем приглашается к инструменту ученик , Галиаскаров Ясон.
Ученик исполняет гамму си бемоль минор , мелодический вид.
Здесь следует обратить внимание на сложность аппликатуры, особенно положение 3 – го и 4 –го пальцев на черных клавишах, а также на разницу мелодического построения во время движения вверх и вниз .
Это очень сложный вид гаммы и требует большого внимания и сосредоточенности. Далее следует исполнение гаммы в терцию и в дециму, а также длинных арпеджио. В арпеджио мы следим за ровностью и глубиной звучания всех звуков, а не только первого. Развиваем гибкую кисть с помощью круговых движений по клавиатуре.
Работа над этюдами К.Черни ор.299:
Карл Черни – выдающийся австрийский пианист, композитор, педагог чешского происхождения (1791 – 1857 г.). Трудно найти музыканта, не знакомого с его творчеством. Его место в истории музыкальной культуры уникально. Ученик Л.Бетховена и учитель Ф.Листа, К.Черни соединил две эпохи: классицизм и романтизм.
В свое время он считался одним из лучших преподавателей фортепиано. Легендарный методист, знаменит созданием огромного количества этюдов . Сборники этюдов К.Черни представляют большую ценность для пианистов. Музыканты любят исполнять эти произведения из – за очевидной пользы , которую они приносят, а также благодаря мелодичности и художественной изобразительности большинства этюдов.
Ева Галиаскарова исполняет этюд К .Черни № 8 , ор.299.
Данный этюд , в основном - упражнение на мелкую технику.
Педагог предлагает ученице представить художественный образ, который отражен в этюде. Исходя из этого, выбирается способ звукоизвлечения, трактуются штрихи и динамические оттенки. Ученица предлагает название «Прятки- догонялки».
На уроке идет работа над артикуляцией, различным туше на «форте» и «пиано», пластичностью аппарата на «арпеджио» в достаточно подвижном темпе. Начинать необходимо с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость исполнения. Очень важно следить за соотношением звучания правой и левой руки, работать над полифоническими моментами, которые встречаются в этюде. Огромное значение имеет удобная аппликатура , экономия движений, моменты чередования напряжения и расслабления в руке. Изучение технических приёмов должно быть средством в достижении главной цели - музыкальной выразительности, характера произведения. Работа над мелкими деталями не должна помешать воссозданию целостной картины или образа, который несет в себе данный этюд.
Ясон Галиаскаров исполняет этюд К.Черни №12, ор.299.
Этюд построен на длинных арпеджио (переходный вид от мелкой техники к крупной). Требуется работа над гибкой, подвижной кистью, глубоким, насыщенным звучанием, точным попаданием на нужные клавиши. Педагог предлагает поучить этюд разыми штрихами (non legato,staccato) ,различными ритмическими рисунками (напр. пунктирный ритм ,синкопы и т.д.).
Волнообразное движение арпеджио навевает образ – «Волнующееся море».
Ведется работа над динамическими оттенками «crescendo» и «diminuendo».Заключительные аккорды берутся свободной рукой сверху и мягко погружаются в инструмент.
Ясон Галиаскаров исполняет этюд № 21,ор.299.
Образ произведения – героический, мятежный. Ученик предложил образ «Бури» или «Военного сражения». Оба имеют место быть .
Средняя часть - лирическая, с элементами полифонии. Несёт в себе образ перемирия или затишья после бури.
В технике – сочетание октавных бросков (крупная техника) и мелкой пальцевой техники. Основная тема – в левой руке, поэтому необходимо добиться более глубокого звучания в октавах и аккордах, из которых она состоит.
На уроке идет работа над активностью и независимостью пальцев правой руки, точностью октавных бросков, над голосоведением в средней части, которая содержит элементы полифонии и требует применения разных тембров и различного прикосновения к клавишам.
Софья Массарова исполняет этюд К.Черни №13,ор.299.
Образ, который родился в процессе изучения материала данного этюда - «Летний дождь. Гроза»
В произведении сочетаются элементы как крупной , так и мелкой техники. Это - разложенные октавы, различные интервалы и арпеджио, секвенционные ходы, состоящие из мелких мелодических конфигураций. Основная музыкальная мысль , или фраза, выстраивается по мелодическому движению левой руки. Особое внимание следует уделить работе над штрихами, т.к. они помогают в создании главных образов, очень контрастных: от мелкого дождика ( то усиливающегося, то затихающего) до раскатов грома и ливневых потоков. Много трудных технических задач в правой руке. Педагог рекомендует места с арпеджио поучить сначала в виде аккордов, чтобы достичь наибольшего удобства положения руки на инструменте, (т.е. позиционная игра) и расположения пальцев ближе к черным клавишам, т.к. они постоянно чередуются с белыми клавишами. Необходимо добиться особой активности и цепкости пальцев правой руки, ловкого и ровного передвижения их по клавиатуре. Этюд насыщен большим количеством технических и художественных задач. Он требует усидчивости и трудолюбия в оттачивании различных пианистических приёмов.
Заключение:
Изучение этюдов и гамм требует стабильных занятий ,усидчивости и упорства в достижении хорошего результата.
Необходимо закрепление учениками полученных навыков и приёмов не только на уроке, но и в самостоятельных занятиях . Гаммы и этюды рекомендуется учить дома в медленном темпе и со вниманием. Темпы прибавлять постепенно, желательно сначала в классе, под наблюдением педагога.