Открытый урок окружающий мир "Природные зоны" УМК Планета знаний 4 класс | Тореева Анна Васильевна . Работа №312889
Конспект урока
Открытый урок окружающий мир "Природные зоны" УМК Планета знаний 4 класс
Цель: закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о географическом положении, природных условиях, животном и растительном мире, о занятиях населения природных зон России;
Задачи: 1.формировать умение определять природную зону по основным признакам; 2.развивать умение раскрывать природные и экологические взаимосвязи, сравнивать и делать выводы; 3. воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Оборудование:
- 1.проектор, презентация «Природные зоны»; 2.плакаты «Природные зоны нашей страны»
лёте. Мы с
вами будем путешествовать по всем природным зонам нашей страны и
вспомним материал прошлых уроков.
Орг
.м
омент
.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга. Я желаю вам хорошей плодотворной работы. Садитесь.
Ребята, а вы любите путешествовать?
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Место, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
О чём это стихотворение?
Какая карта помогала нам изучать природу России?
Представления команды
Читают стихи
Предлагаю вспомнить, что называется природной зоной?
Какие компоненты природы взаимосвязаны в пределах природной зоны?
Природная зона – это большая территория с одинаковым климатом, почвами, растительным и животным миром.
климат, растительность, животный мир, почва, рельеф, вода
Как звучит сегодняшняя тема урока?
Какие цели поставите перед собой на урок? Наша цель – проверить и обобщить свои знания.
Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние.
Станция «Турагенты»
Что необходимо, чтобы привлечь туристов?
Во – первых, должна быть яркая, привлекающая туристов реклама. С этой целью создаются рекламные проспекты, отражающие особенности конкретного места (природа, животный мир, достопримечательности и др
План описания природной зоны
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Один человек из команды выбиает нужные растения и животных
Подведем итоги. Все постарались , молодцы закрашивают по 10 клеточки
Каждая группа выступает не более 1 минуты ( 15 минут)
Физминутка
- Послушайте утверждение, если оно верно – поднимитесь на носочки, тянитесь вверх, если неверно – присядьте.
Зона степи протянулась с запада на восток по побережью северных морей. (-)
В степи части дуют горячие сухие ветры – суховеи. (+)
Растения степи тянутся высоко к солнцу. (-)
Редкими животными степи считают журавля-красавку, дрофу, степного орла. (+)
Главное занятие населения степи – оленеводство. (-)
Степная зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом. (+)
Степи занимают больше половины территории России. (-)
Одна из экологических проблем степи – браконьерство. (+)
Природа этой зоны нуждается в охране. (+)
4 б
- Молодцы! Двигаемся дальше.
«Кто поселился неверно?» Дополнительно можно получить
балл за определение природной зоны.
1) Розовая чайка, тупик, кайры, белая сова, летяга.
2) Гадюка , кедровка, глухарь, бурундук, соболь.
3) Медуза, морской конек, кулик, дельфин, морская звезда.
4) Верблюд , дрофа, суслик, серая куропатка, пустельга.
5) Верблюд, сайгак, тушканчик, рыжий муравей, корсак.
6) Морж, песец, кайра, тюлень, тупик.
Я читаю названия, дети поочерёдно называют лишнее слово и объясняют.
Остальные ученики условными знаками (+ -) показывают, согласны или нет.
Подведение итогов на дорожке.
6 баллов
Станция «Экологическая»
— Разгадайте кроссворд.
1. ... лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка.) 2. ... земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание.) 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, вызывают их ... (Загрязнение.) 4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается (Поверхность почв.) 5. Неумеренное ... приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: браконьер.)
У кого получилось слово ставят 5 б ( -1 балл за неправильный ответ)
Подведём итог урока.
Что такое “природные зоны”?
Почему существуют различные природные зоны?
Как мы должны беречь природу?
- Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света.
Рефлексия.
- Вот и закончились наши остановки. Оцените свои достижения на Дорожке знаний и запишите, сколько километров вы прошли. (1 клетка – 1 км)
- Условно разделим наш пройденный путь по природным зонам.
В зону субтропиков попали те, кто прошёл 25 км, наградой за ваш труд будет отдых в прекрасном туристическом центре России – г.Сочи.
методика оценивания: 24-30 клеточек – «5»,
17-23 клеточки – «4»,
9-16 клеточек – «3»)
Кто прошёл 20 км, остановился в тёплой зоне степей, поторопитесь, побольше читайте и изучайте природу родного края.
Кто прошёл 10 км замерзает в зоне тундры, вам срочно нужно найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения на уроке.
Билет №1
Кто это?
Эта птица известна всем.
Её оперение чёрно-белое, живёт она по
соседству с человеком.
За свои действия получила прозвище
«воровка».
Билет №2
Кто это?
Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Билет №3
Ты увидел гнездо птицы. Как ты
поступишь?
Билет №4
Лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь,
соболь – это животные … (какой зоны?)
Билет №5
Хвойное дерево, около него встречают Новый
год?
Билет №6
Лиственное дерево с белой корой?
Билет №7
В Тундре. Что лишнее, почему?
Карликовая берёза, тополь, полярная ива, мох,
ягель, морошка.
Билет №8
На черноморском побережье. Кто лишний,
почему?
Медузы, крабы, морские коньки, моржи,
тюлени.
Билет №9
Кто это?
Крупная лесная кошка. Мех у неё мягкий и
очень пушистый.
На концах ушей чёрные кисточки.
Билет № 10
Кто это?
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке
снеговой.