Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок по ФГОС по русскому язык в 7 классе на тему "Понятие о причастии" | Щербакова Ирина Сергеевна. Работа №351175

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Это разработка урока усвоения новых знаний. Цель урока - дать понятие о причастии, актуализировать имеющиеся знания, пробудить у школьников интерес к получению новых знаний. На уроке применяем различные методы и технологии. Одновременно с объяснением новой темы готовимся к написанию сочинения по картине. В течение урока проводим лингвистический эксперимент и  не раз обращаемся к творческим заданиям, что вызывает особый интерес к новой теме.

Открытый урок по ФГОС на тему «Понятие о причастии» в 7 классе

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: дать понятие о причастии, актуализировать имеющиеся знания, пробудить у школьников интерес к получению новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

формировать умение отличать причастие от других частей речи

, в частности от прилагательного

;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Структура урока:

Организационный этап.

(1 мин.)

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

(5 мин.)

Фаза урока «Вызов»

(6 мин.)

Фаза урока «Осмысление»

(

4

мин.)

Лингвистический эксперимент ( 3 мин.)

Составление «автобиографии» причастия (5 мин.)

Закрепление (1

0

мин)

Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия).

(4 мин)

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Организационный этап:

Слово учителя: Доброе утро! Желаю всем хорошего настроения, а мы начинаем наш урок.

- Ребята, откройте тетради и запишите дату.

 

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Ребята, вы изучали части речи? Какие? Что мы узнавали о каждой части речи в процессе изучения? Сегодня нам предстоит познакомиться с новой частью речи. Вы можете определить, что мы сегодня должны выяснить? Какие цели вы сегодня поставите перед собой?

 

Обратите внимание на экран. Перед вами картина художника Сергея Григорьева «Вратарь», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.

Скажите, пожалуйста, что изображено на картине? Какая ситуация?

 

- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:

 

Существительные:

мальчик, девочка

,

собака,

улица, двор, скамейка, портфель

Числительные: одна, два, один, четыре

,

Местои

мения: он, она, они, его, ему, ей,…

4. Наречия: светло, заинтересованно, весело, выжидающе,…

5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …

6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, думает, играет, ждут, готовится,…

- Умницы! Очень хорошо!

 

 

Фаза урока «Вызов»

А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:

Стоит

Сидит

Смотрит

Думает

Играет

выжидают

лежит

приготовился

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)

 

Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой или «что делающий?».

Стоит – стоящий (мальчик)

Сидит сидящий (друг)

Смотрит смотрящая (сестра)

Думает думающая(девочка)

Играет – играющий (ученик)

Лежит – лежащая (собака)

Выжидают выжидающие (зрители)

Приготовился - приготовившийся (мальчик)

 

- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.

Напишите тему нашего урока! (Понятие о причастии.)

 

Фаза урока «Осмысление»

- Как вы думаете, название этой части речи на что-то намекает, как оно образовано?

При-част-и-е (прорабатываем орфограммы), приведите примеры однокоренных слов. Возможно, слово намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.

- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.

5. Лингвистический эксперимент.

Чтобы вы наглядно поняли, как образуется причастие , проведем эксперимент. Возьмите листок бумаги. Какой он? (перечисляют белый, бумажный и т.д.), это слова какой части речи? (прилагательное). А теперь совершите с этим листом какое-нибудь действие.(сомните, уроните, напишите, начеркайте, согните, сложите и т.п.) Каким этот листок стал? Мятый, упавший, исписанный, сложенный и т.д.) - Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют?

Итак, как же получает предмет этот признак? Через действие. Таким образом, это признак предмета, который появляется во время каких-то действий, т.е. это признак предмета по действию. причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени, он не является постоянным.

 

А по внешнему виду на что причастие похоже? На прилагательное.

Составление «автобиографии» причастия

Посмотрите на этот рисунок.

Глагол Прилагательное

 

 

 

 

 

Причастие

Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)

Почему папа - глагол?

Почему мама - прилагательное?

Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов и отвечает на вопрос прилагательного «какой?».

 

- Мы все похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.(чтение учебника стр.40) Теперь представьте ,что вы причастие и вам надо о себе рассказать, т.е. составить автобиографию. Важно рассказать, что вам передалось от папы и мамы, а что свойственно только вам, в какой форме вы сейчас стоите. Вот предложение : Мы вошли в цветущий сад. Найдите причастие и напишите его автобиографию. (Зачитываем несколько работ)

- Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)

7.Закрепление.

Чем причастие отличается от прилагательного? Проверим, как вы это усвоили. Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.

В

небе

светило яркое солнце.

Мальчик

, уснувший

на уроке

, проспит

самое главное

.

По реке, скованной льдом

, мы

ката

ем

ся на коньках.

Стали

падали холодные снежинки.

Вдали

стоят зеленеющие ели.

За окнами

завывает злая вьюга.

Падающий снег

вызывает у нас восторг

.

Собачка

оставил

а

на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Проверим.

яркое

заснувший

холодное

скованной

маленькие

зеленеющие

загадочные

падающие

злая

заколдованный

Выделите суффиксы причастий. С какими суффиксами столкнулись впервые?

Творческое задание (письменно):

 

Используя причастия, составьте словосочетания со словами:

1.Вермишель (сорт лапши)

2.Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)

3.Бандероль (посылка)

4.Тбилиси (город)

5.Вуаль (легкая прозрачная ткань)

6.Тюль ( прозрачная занавеска)

7.Кольраби (капуста)

8.Салями (колбаса)

Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).

 

 

Молодцы. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!

 

(Образец: болеющие за вратаря зрители замерли в ожидании. и т.д.)

Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.

 

8.Подведение итогов урока:

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?

Что такое причастие?

Какие признаки причастия запомнили?

Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

Какое впечатление произвела на вас картина «Вратарь»?

 

9.Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.

 

Выставление оценок. Урок окончен, спасибо за активное участие!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×