Открытый урок по фортепиано на тему: "Первое знакомство с фортепиано" | Пасичник Мария Михайловна. Работа №337877
Материал предназначен для начинающих учащихся по классу фортепиано инструментального отделения для детских музыкальных школ и школ искусств. Данный открытый урок проведен с учащимся 1 класса Старченко Владимиром. Преподаватель - Пасичник Мария Михайловна. Урок состоит из теоретической части и практической части. В теоретической части дана терминология различных музыкальных выразительных средст в музыке, в практической ученик выполняет различные упражнения связанные с поставленными задачами на уроке.
Убинская детская школа искусств
Убинского района Новосибирской области
Открытый урок по фортепиано в первом классе
на тему: Первое знакомство с фортепиано
Провела: преподаватель по классу фортепиано
Пасичник М.М.
с.Убинское, 2024
План открытого урока
преподавателя фортепиано МКУДО Убинская ДШИ
Пасичник М.М. с учащимся первого класса Старченко В.
Тема: Первое знакомство с фортепиано
Вид урока: открытый, тематический
Дата проведения: 01.06.2024г.
Цель урока:
Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.
Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.
Задачи урока:
Образовательные:
- привить интерес ученика к занятиям;
- познакомить учащегося с исполнительскими приемами.
Развивающие:
- развитие музыкальных и творческих способностей учащегося;
- развитие абстрактно-образного мышления учащегося;
- развитие двигательно-игровых навыков учащегося.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимание;
- воспитывать любовь к музыке и эстетический вкус;
- воспитание эмоциональной культуры ребенка.
Оборудование:
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- нотные пособия, дидактический материал.
Структура урока
Организационная часть:
- приветствие;
- объявление темы урока;
- вступительное слово педагога, характеристика учащегося.
2. Основная часть.
- знакомство с инструментом фортепиано;
- знакомство с регистрами фортепиано;
- знакомство с клавиатурой.
3. Практическая часть:
- игра песенок-попевок на инструменте, упражнения;
- игры-загадки.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
Преподаватель (П): Добрый день. Тема нашего открытого урока Первое знакомство с фортепиано. Урок проводится с учащимся первого класса Старченко Вовой. Вова мальчик старательный, музыкальный, ответственный, на занятиях работает с желанием и с удовольствием. Справляется с поставленными задачами, активно работает на уроках, посещаемость стабильная.
П: Наш урок начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?.
Ученик (У): Пианино.
П: Верно, ещё он называется Фортепиано. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания (Приложение 1). Предшественниками этого инструмента были: клавикорд и клавесин (Приложение 1), но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. (Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано).
Например:
Тихое звучание произведения – В.А. Моцарт Менуэт,
Яркое звучание произведения – Д. Кабалевский Ежик.
В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
- Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
- Какая эта музыка быстрая или медленная?
- Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
- О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент – фортепиано – может рассказать обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.
Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Эрнесакса Паровоз, а в верхнем регистре пьесу И. Филипп Колыбельная.
Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже противный; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:
- резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.
- активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.
Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее - правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее - неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано шагают по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании. Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – по две или по три, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду. Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное вызубривание названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойке привычке пользоваться порядковым методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз от печки, от клавиши до. Чтобы ребёнок не стал заложником отсчёта, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот. Это дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
практически – действенное;
наглядно – образное;
словесно – логическое.
П: Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку Домик. Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – МиХорошо ты в нём живи,Домик, домик, До – Ми,До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,Это - Фа, а это – Соль, Фасоль, фасоль.
П: Теперь ты посади фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… (Ребенок переносит песенку в разные регистры). Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
П: А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,На нас весело глядит.Ля – Си, Ля – Си, Улыбнись, меня спроси:
Где же Ля, а где же Си?
П: У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
У: Наверное, у мышки!
П: А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь (ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок). Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша живёт в домике. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре.
Ре, Ре, Рекс в доме поживает,Ре, Ре, Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
- Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
- У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, крылом. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс лепки руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
Проверка знаний:
Игры-загадки.
1. Педагог берёт любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.
2. Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре. Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
Домашнее задание:
- играть игры-попевки в разных регистрах с различным прикосновением к клавиатуре;
- находить на клавиатуре в разных регистрах любые звуки;
- повторять муз. произведения: Паровоз, Колыбельная.
Итог урока: Начальный период – это один из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта. Происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются основные слуховые и физические ощущения. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он – основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту и к занятиям в целом. Урок окончен. Спасибо за внимание!
На уроке присутствовали:
Директор ДШИ Николаева М.С.
Преподаватель по классу фортепиано Фатина Т.В.
Приложение 1
Приложение 2
HYPER13PAGE HYPER15
1