Открытый урок по математике в 4 классе "Задачи на движение" | Эльвира Ильясовна Воронина. Работа №299828
Автор: Эльвира Ильясовна Воронина
Открытый урок по математике на тему: "Задачи на движение в противоположных направлениях" в 4а классе.
Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить
использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И.Подгайнова
г. Калининска Саратовской области»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по математике
на тему:
«Задачи на движение в
противоположных направлениях»
в 4а классе
учитель начальных классов
Воронина Э.И.
2022г.
«Задачи на движение в противоположных направлениях».
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все
виды движения.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить
использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД: -учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД: -уметь использовать математическую речь при
объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать
необходимую помощь товарищам.
Тип урока: закрепление.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Медиапродукт: презентация к уроку.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки –формулы , карточки – тренажёр.
Ход урока:
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Какой необычный сегодня день! А чем же он замечателен? (У нас гости). Давайте поприветствуем гостей и пожелаем им приятно провести 40 мин вместе с нами.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Учитель: - Повернулись ко мне ребята. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнулись.
- Будем, ребята надеяться, что наши гости с удовольствием проведут время в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Начать урок я хочу с этого предложения: «Частые гости, в доме порядок».
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.Ломоносов
II. Лист самооценки.
- У Вас у каждого на парте есть лист самооценки.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
III. Устный счёт: Х + 120= 40 х 5 (у доски)
Назовите наименьшее трёхзначное число. (100)
Назовите наибольшее трёхзначное число. (999)
Найдите произведение этих чисел. (99900)
От Москвы до Мурманска поезд идет 30 ч, это в 10 раз больше, чем до Владимира. Сколько часов поезд идет до Владимира? (3 ч)
«
Машина
» проехал
а
20км. Сколько километров проехало каждое из его четырех колёс?
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?
Шел человек в город и по дороге
встретил
трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
IV. Повторение пройденной темы:
Выполните вычисления, расставьте буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте слово
4000 * 3 : 100 = (з) 1600 : 8 * 4 = (ч)
720 : 6 * 5 = (а) 500 * 60 : 100 = (д)
953 – 720 + 42 = (а) 19600 + 85 – 685 = (и)
V. Целеполагание.
Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
- Посмотрите на доску:
(Движение)
- Вам знакомо это слово?
- С самого рождения человек находится в движение.
- А в математике?
- Мы решали задачи на движение? Какие виды задач на движение вам знакомы?
- Задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. Задачи на встречное движение.
- Подумайте, зачем нужны нам умения решать задачи на движение?
- Правильно. Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитывать скорость движения, чтобы не было аварий.
- Чтобы вы хотели узнать на уроке? Какие ещё бывают задачи на движение?
t = c ч. t = e ч
a км/ч b км/ч a км/ч b км/ч
? км ? км
- Чем схожи и чем отличаются эти чертежи?
- С какой схемой мы знакомы?
- Что происходит с объектами на 1 схеме? (Двигаются навстречу друг другу)
- Что происходит с объектами на 2 схеме? (Двигаются в противоположных направлениях)
- Сформулируйте тему урока?
Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться решать задачи на движение)
- Что для этого нам нужно вспомнить? (Что такое скорость, время, расстояние, в чём они измеряются)
- Достаточно ли только знать в чём измеряется скорость, время, расстояние?
- Надо ещё уметь их находить. Расстояние - это пространство (путь) между двумя пунктами.
Обозначение - S
Единицы измерения:
мм, см, м, км, шагах
S=V·t Чтобы узнать расстояние, нужно скорость движения умножить на время.
Скоростью - называется расстояние, пройденное объектом за единицу времени.
Обозначение -V
Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м, …
V=S:t Чтобы узнать скорость, нужно расстояние разделить на время.
Расстояние, на которое объекты приближаются друг к другу за единицу времени, называется скоростью сближения.
V=V1+V2 При движении навстречу друг другу скорость сближения равна сумме скоростей.
Время – процесс смены явлений, вещей, событий.
Обозначение - t
Единицы измерения:
мин, сек, ч, сутках.
t=S:V Чтобы узнать время, нужно расстояние разделить на скорость.
- Проверим? У вас на парте лежит тест.
- На решение задач даётся 3 мин.
Сколько часов займёт дорога, если расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга
720 км, а машина едет со скоростью 90 км/ч. (720 : 90 = 8 ч)
Семья поехала в Санкт-Петербург на машине со скоростью 90 км/ч. Каково расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, если дорога заняла 8 часов?
(
90 ∙ 8 = 720 (км)
)
Семья доехала в Санкт-Петербург на машине
за
8 часов. С какой скоростью ехал папа, если расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга 720 км? (720 : 8= 90 (км/ч)
- Теперь каждый из вас будет в роли учителя. Для этого поменяйтесь листами и проверьте листы соседа. Оцените работу друг друга.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по теме урока.
- Вернёмся к нашим схемам.
1 схема: Объекты двигаются навстречу друг другу. Значит скорость называются скорость сближения.
2 схема: А как будет называется скорость, если объекты будут удаляться - скорость удаления.- А что будет происходить с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях? Расстояние будет увеличиваться.
VIII. Работа по учебнику. Объяснение нового материала.
- Откройте учебники на стр.33
№ 125 –Прочитайте задачу и сделайте схему (она есть в учебнике)
- Что известно в задаче? Известны скорости и время.
- Что нужно найти? Найти надо расстояние.
- Как узнать расстояние? Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
- Что находим 1-ым действием?
1) 4 + 5 = 9(км/ч) Скорость удаления.
2) 9 3 = 27 (км) или
выражением (5 + 4 ) 3 = 27 (км)
- Как вы думаете, сможем мы эту задачу решить другим способом?
- Да. 5 3 + 4 3 = 27 (км)
- Какой способ более рациональный?
Ответ: расстояние – 27 километров.
- Читаем 2 задачу: выражение: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
1) 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
2) 27 : 9 = 3 (ч)
Ответ: время – 3 часа (другого способа нет)
- Читаем 3 задачу: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
1) 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
2) 9 – 5 = 4 (км/ч) или
( 27 – 53 ) : 3 = 4(км/ч)
Ответ: скорость – 4 километра в час.
Эти задачи называются обратные данной. Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
IX. Домашнее задание по выбору :
учебник стр. 33 №126;
примеры под чертой;
Учи.ру
Х. Самостоятельная работа.
Теперь, ребята, хочу выполнить с вами необычное задание. Поработаем в группе. На рисунке изображена фигура.
- Найдите площадь этой фигуры, если сторона клетки 1 см.
- Где встречаются такие фигуры?
- В типовых заданиях ВПР.
- Чему же равна площадь вашей фигуры? (23 см2)
- Интересно, что может быть связано с этим числом?
- Правильно, 23 февраля.
- Что это за дата, что это за праздник?
- День защитника Отечества. Как по другому можно сказать «Отечество»?
- Родина.
- Как в русском языке называются такие слова?
- Можете подобрать однокоренные слова к слову «Отечество»?
- Отчизна, отчий, отец.
- А кто такие защитники Отечества?
- Чтобы жизнь была светлее и краше днём и ночью стоят на страже российские солдаты.
- Каким вы представляете себе российского солдата?
- Смелым, отважным, ответственным.
- А вы защитники Отечества?
- В чём это выражается?
- В поступках наших, во взаимоотношениях, в учёбе.
- После таких слов так и хочется спеть.
Песня «День Победы навсегда».
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Пора подвести итоги.
Сегодня я на уроке узнал ……
Мне понравилось………………..
Мне запомнилось………………..
Мне было не понятно…………
Я поставлю себе на уроке отметку …….. , потому что ………
XII.
-Ребята, вы сегодня потрудились на славу. И те качества, которыми вы наделяли воинов- защитников, я думаю, есть в каждом из вас.
-Встали, ребята. Повернулись к гостям.
Урок окончен.
До свидания.
МОЛОДЦЫ!