Открытый урок по окружающему миру Русь расправляет крылья" | Естехина Лидия Ивановна. Работа №364990
Цель: создать благоприятные условия для усвоения знаний об Иване
Калите и о его деятельности, организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.
Конспект урока по окружающему миру
УМК: «Школа России»
Класс: 4
Тема: Русь расправляет крылья
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная групповая
Технология: традиционная с использованием ИКТ
Цель: создать благоприятные условия для усвоения знаний об Иване
Калите и о его деятельности, организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.
Задачи формирования УУД.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников,
учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;
Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную
информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности;
Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся
формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность
существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Планируемые результаты:
Знать: понятия собор, монастырь, торжище, Кремль, калита.
Уметь: работать с картой, с текстом учебника.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, презентация, птица со сложенными крыльями.
Ход урока
Орг.
момент.
Психологический
настрой.
«Прозвенел уже звонок – Приглашает на урок.
Начинаем мы опять по истории шагать».
Улыбнитесь и пожелайте своему однокласснику удачи и успехов, и я тоже желаю вам успешно работать на уроке.
Мотивация
учебной
деятельности.
Посмотрите
на
экран и
скажите,
что вы
видите?
(Птицу)
Для
чего птицы
расправляют
крылья?
(чтобы
отправиться
в
полет)
Крылья
символ
чего? (полета,
свободы,
силы
и
т.д.)
Кого
или
что
сравнивают
с
птицей?
Целеустремленных
сильных духом людей
А
еще
с
птицей
часто сравнивают
Русь.
Знамена Русь свои расправь, Взмахни могучими крылами!
Зло побеждала ты не раз,
И сеяла добро веками.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Как возрождалась Русь
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
- Согласны ли Вы с этим высказыванием? (Ответы учащихся).
В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
-
- Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.
Отрывок из стихотворения Иван Саввича Никитина «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Целеполагание.
- А какие задачи мы можем поставить перед собой?
Выяснить, каким образом возрождалось Русское государство, и
объединялись
русские земли.
Выяснить, как строились отношения между Русью и Золотой ордой.
3.Познакомиться с выдающимися людьми в данный период, которые
способствовали
возрождению
Русского
государства.
Проверка
домашнего
задания.
Но прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте вспомним, о каких исторических личностях вы узнали на прошлых уроках и какие
события произошли в 13 веке на Руси. Проведем блиц опрос
Так мы восстановим хронологию событий, которые вы изучили на прошлых уроках.
В
13
веке
на
Русь
напали
степные
кочевники
–
(
монголо
-татары.
Поход
на
Русь
возглавил
(
хан
Батый.
Первый горо который захватили татаро
монголы(
Рязань
Следующие разрушенные города
были(
город
Владимир
и
Козельск.
В
1240 году
разрушили
город
(
Киев
.
6.Князь крестивший
Русь.(
Владимир
7. Столица Древней
Руси Киев
8. 8.Князь, разбивший воска шведов и крестоносцев.Алекс.Невский
Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде.
Отныне Руси пришлось выплачивать дань.
Первичное усвоение новых знаний.
Работа с
картой.
Посмотрите на карту русских княжеств 14 века. Не правда ли, изображение, похоже на одеяло, сшитое из лоскутков? А почему, как вы думаете? (Русь состояла из множества княжеств)
Русское государство в 13 веке представляло собой мелкие раздробленные княжества, в которые входили 1 или 2 – 3 мелких города.
Назывались они по названию города, в котором «сидел» князь.
Русские князья часто были родственниками, но особой дружбы между собой не поддерживали. Каждый заботился только о своем княжестве, не думая о том, как живут соседи. Большую беду такая раздробленность приносила в годы нападения на Русь иноземных захватчиков. Так было и во время нападения Золотой Орды: каждый князь выходил со своим немногочисленным войском защищать только свой город. Русские люди
дрались не на жизнь, а на смерть, но противостоять многочисленной хорошо обученной армии захватчиков не могли.
Почему?
Давайте
выясним
причину
этого.
В результате все русские княжества по очереди были покорены войсками Золотой Орды. Для Руси это были трудные времена: погибло огромное число людей, фактическим хозяином стали золотоордынские ханы. Каждое княжество выплачивало дань деньгами и продуктами. Сами русские князья тоже были несвободны. Находясь под постоянным страхом смерти, они обязаны были ездить в Золотую Орду для того, чтобы спрашивать позволения на княжество.
Изучение
нового
материала.
учебник
-Ребята, посмотрите на карту и скажите, какие земли были более безопасными для жизни? (Северо-Восточные)
-А теперь давайте с вами назовем города, которые входили в северо- восточную Русь. входили в Северо-Восточную Русь. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов, Муром).
-Ребята, как вы думаете, почему именно здесь селились люди? (Эти города наиболее удалены от Орды, были удобные земли, леса с обильной
дичью).
-Почему вы не выбрали город Муром? (Муромское княжество находилось на границе с Ордой)
-Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды. В этих городах начали возрождаться ремёсла.
-Какие ремесла вы знаете?
Я предлагаю вам стать купцами, ремесленниками и строителями.
Опираясь на ключевые слова, найдите в тексте учебника и прочитайте, чем занимались купцы, ремесленники, строители.
Парная работа
ряд
–
Купцы:
лето,
пристань,
зима,
обозы.
Летом на пристанях у Москвы – реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы (стр.66).
ряд
–
Ремесленники:
мастера,
доспехи,
лучники.
Особенно стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники (стр. 66).
ряд
–
Строители:
соборы,
забор,
стены.
Не пришлось сидеть без дела строителям. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые каменные соборы. Умелые плотники обнесли
крепость дубовыми стенами вместо прежнего деревянного забора (стр.67).
-Кто скажет, что такое собор? (Собор - «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит)
А еще строили монастыри.
А что такое монастырь?
Монастырь — это дом для монахов (еще называют иноками).
Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом и утешением, а некоторые останутся и тоже станут монахами. Так монах Сергий основал около города Радонежа Троицкий монастырь.
-В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского. А как в детстве звали монаха Сергия?
Так вот Варфоломей очень любил мастерить из дерева разные фигурки. Так и появились наши современные игрушки из глины, пластилина, фарфора, мягкие игрушки и появился промысел Сергиево-посадская игрушка. Но Сергий Радонежский не только игрушки мастерил, он ещё и подвиги совершал. До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах. На нашей, русской земле, стоит и поныне, созданная святым, Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. И льётся над лаврой и всей землёй колокольный звон и славит Величайшую славу, гордость и силу России – её людей.
-Сейчас вы все встаньте, и мы проведем небольшую разминку
Аты – баты, Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
А ты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
-Такие люди, как Сергий Радонежский, призывали к великому терпению, но до тех пор, пока не будет земля русская готова к борьбе! Для этого необходимо было собрать земли русские, воссоздать единое государство. Но пока было мало сил для этого, нужно было строить отношения с монгольскими владыками.
Какой вывод мы можем сделать?
Поэтому нужно было собрать русские земли воедино, чтоб дать отпор орде.
И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы.
Это было Московское княжество. В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского, князь Иван Данилович. Ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков.
Но со временем крохотное княжество так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. Сегодня мы рассмотрим, какими путями это удалось сделать.
В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Ему удалось добиться у татар право сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его быстро росла. Он покупал у бедных князей деревни, села и даже города. Иваном были куплены Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро.
Работа картой.
-Посмотрите на карту и скажите, каким цветом на карте раскрашено Московское княжество?
найдите, пожалуйста, города, купленные Иваном: Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский,
. На поясе он всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим.
Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, в центр российской духовности. Вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.
Иван Данилович первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий –разрозненность.. Он первый стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. И делал он это не путем захвата и оружием, а с помощью денег.
Посмотрите, как стала Русь – птица расправлять крылья.
Иван Данилович точно знал, что торговля для государства очень важна.
Деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком.
. У стен Кремля образовалось торжище.
А кто уже догадался, что такое торжище? С каким словом оно схоже? Да это место торговли, как бы сейчас сказали рынок, базар.
Впоследствии эту рыночную площадь стали называть – Красная площадь.
А сейчас разгадаем кроссворд. И узнаем как звали Ивана Даниловича Кроссворд.
Город,
вокруг
которого
стали
объединятся
русские
княжества.
(Москва)
Кого
называют
собирателем
земли
Русской.
(Иван)
Крепость
на
территории
древней
Руси
(Кремль).
Монах,
основатель
Троицкого
монастыря
(Сергий).
Место
торговли
в
Древней
Руси.
(Торжище).
Дом
для
монахов
(Монастырь).
м
о
с
к
в
а
и
в
а
н
к
р
е
м
л
ь
с
е
р
г
и
й
т
о
р
ж
и
щ
е
м
о
н
а
с
т
ы
р
ь
По вертикали получилось слово «калита». Лексическое значение этого слова нам расскажет Стас…
-Ивану Даниловичу дали такое странное прозвание – Калита? Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище?
Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.
Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим.
У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.
Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был… какой
Я назову качества,а вы выберите если согласны поднимети руку
(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).
-Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.
-Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица? Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?
Но об этом вы узнаете на следующем уроке.
-Ребята,
-Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.
-А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?
Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья?
А в наследство от Ивана московские князья получили символ власти.
Он называл этот символ «Золотая шапка».
Сообщение о шапке(Данил)
Итог урока.
-Сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
Выяснить, каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.
Выяснить, как строились отношения между Русью и Золотой ордой. 3.Познакомиться с выдающимися людьми в данный период, которые способствовали возрождению Русского государства.
Получилось
ли
у
нас
выяснить
все,
что
запланировали?
‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?
‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?
‐ А о Московском кремле?
- Наше занятие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
Рефлексия.
Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита? У вас на партах лежат золотые и серебряные монетки. Первые монеты появились при князе Владимире и назывались златники и сребреники
Послушаем лексическое значение слов по толковому словарю.
Если вам урок понравился, положите эти монетки в мою калиту.Потом посмотрим, сколько знаний я собрала за урок .Домашнее задание.
Подотовить пересказ
Нарисуйте великокняжеский головной убор
-В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского. А как в детстве звали монаха Сергия?
Так вот Варфоломей очень любил мастерить из дерева разные фигурки. Так и появились наши современные игрушки из глины, пластилина, фарфора, мягкие игрушки и появился промысел Сергиево-посадская игрушка. Но Сергий Радонежский не только игрушки мастерил, он ещё и подвиги совершал. До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах. На нашей, русской земле, стоит и поныне, созданная святым, Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. И льётся над лаврой и всей землёй колокольный звон и славит Величайшую славу, гордость и силу России – её людей.
-Сейчас вы все встаньте, и мы проведем небольшую разминку
Аты – баты, Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
А ты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
-Такие люди, как Сергий Радонежский, призывали к великому терпению, но до тех пор, пока не будет земля русская готова к борьбе! Для этого необходимо было собрать земли русские, воссоздать единое государство. Но пока было мало сил для этого, нужно было строить отношения с монгольскими владыками.
Какой вывод мы можем сделать?
Поэтому нужно было собрать русские земли воедино, чтоб дать отпор орде.
И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы.
Это было Московское княжество. В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского, князь Иван Данилович. Ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков.
Но со временем крохотное княжество так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. Сегодня мы рассмотрим, какими путями это удалось сделать.
В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Ему удалось добиться у татар право сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его быстро росла. Он покупал у бедных князей деревни, села и даже города. Иваном были куплены Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро.
Работа картой.
-Посмотрите на карту и скажите, каким цветом на карте раскрашено Московское княжество?
найдите, пожалуйста, города, купленные Иваном: Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский,
. На поясе он всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим.
Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, в центр российской духовности. Вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.
Иван Данилович первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий –разрозненность.. Он первый стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. И делал он это не путем захвата и оружием, а с помощью денег.
Посмотрите, как стала Русь – птица расправлять крылья.
Иван Данилович точно знал, что торговля для государства очень важна.
Деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком.
. У стен Кремля образовалось торжище.
А кто уже догадался, что такое торжище? С каким словом оно схоже? Да это место торговли, как бы сейчас сказали рынок, базар.
Впоследствии эту рыночную площадь стали называть – Красная площадь.
А сейчас разгадаем кроссворд. И узнаем как звали Ивана Даниловича Кроссворд.
Город,
вокруг
которого
стали
объединятся
русские
княжества.
(Москва)
Кого
называют
собирателем
земли
Русской.
(Иван)
Крепость
на
территории
древней
Руси
(Кремль).
Монах,
основатель
Троицкого
монастыря
(Сергий).
Место
торговли
в
Древней
Руси.
(Торжище).
Дом
для
монахов
(Монастырь).
м
о
с
к
в
а
и
в
а
н
к
р
е
м
л
ь
с
е
р
г
и
й
т
о
р
ж
и
щ
е
м
о
н
а
с
т
ы
р
ь
По вертикали получилось слово «калита». Лексическое значение этого слова нам расскажет Стас…
-Ивану Даниловичу дали такое странное прозвание – Калита? Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище?
Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.
Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим.
У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.
Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был… какой
Я назову качества,а вы выберите если согласны поднимети руку
(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).
-Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.
-Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица? Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?
Но об этом вы узнаете на следующем уроке.
-Ребята,
-Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.
-А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?
Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья?
А в наследство от Ивана московские князья получили символ власти.
Он называл этот символ «Золотая шапка».
Сообщение о шапке(Данил)
Итог урока.
-Сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
Выяснить, каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.
Выяснить, как строились отношения между Русью и Золотой ордой. 3.Познакомиться с выдающимися людьми в данный период, которые способствовали возрождению Русского государства.
Получилось
ли
у
нас
выяснить
все,
что
запланировали?
‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?
‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?
‐ А о Московском кремле?
- Наше занятие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
Рефлексия.
Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита? У вас на партах лежат золотые и серебряные монетки.Первые монеты появились при князе Владимире и назывались златники и сребреники
Послушаем лексическое значение слов по толк словарю (Данил,Сулдем0
Если вам урок понравился, положите эти монетки в мою калиту.Потом посмотрим, сколько знаний я собрала за урок .Домашнее задание.
Подотовить пересказ стр.
?» Нарисуйте великокняжеский головной убор