Открытый урок По ОРКСЭ(4 класс) "Чувство Родины" | Жук Светлана Анатольевна. Работа №310727
Урок "Чувство Родина" направлен на воспитание у детей гражданственности и любви к Отечеству.
Каждый из нас - частичка Родины, гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы обязаны любить свою Родину. Как? Вы ещё не скоро будете взрослыми людьми. Но вы должны уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.
Открытый урок в 4 «А» ОРКСЭ классе по теме: Чувство Родины.
Учитель: Жук Светлана Анатольевна. МБОУ «ЦО 29» Богородский г.о. Московской области
Цели:
формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
познакомить
обучающихся
с понятием многонациональности;
сформировать у
обучающихся
понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
формировать начальные представления о российских национальных традициях;
воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
развивать речь, логическое и ассоциативное мышление
обучающихся
;
способствовать развитию коммуникативных способностей
обучающихся
, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Высказывания детей)
- Правильно, ребята. Тема нашего урока «Чувство Родины», и сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях. Слайд 1
3. Открытие нового знания.
-Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся)
-Подберите к слову «Родина» однокоренные слова. (родители, родня, родственники, родословная)
Слайд 2
Слово «Родина» – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и человек, и животное, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
- А как называется наша Родина? (Россия)
- Ребята. А кто знает, откуда появилось название - "Россия"?
В стародавние времена её называли Русью. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Мы - русские, россияне, а страна, где мы живём, Россия.
- Послушайте, что такое Родина для русского писателя и педагога К. Д. Ушинского: Слайд 3
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Выборочное чтение. Ответьте словами текста.
– Почему автор называет Россию Отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью? Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.
Кластер: Слайд 4
ОТЕЧЕСТВО РОДИНА МАТЬ
жили отцы родились здесь, земля
и деды говорим на кормит
родном языке и поит
-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
- Что делает для своего ребёнка мама?
-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)
-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?
( Нет. Каждому дорога своя мама.)
-А есть ли на Земле другие государства? (Да, есть другие страны.)
-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе).
- Определите главную мысль текста. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
4. Работа в группах и парах.
- А сейчас мы поработаем в группах и парах. Первый и второй ряд работают в группах, а третий ряд в парах. Задание для групп.
- Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» по три прилагательных – эпитета, которое раскрывает ваше понимание слова «Родина».
Р -
О –
Д –
И –
Н –
А –
Три пары будут работать с пословицами. Каждая пара получает лист со словами, из которых надо составить пословицу о Родине и объяснить ее значение.
И ещё три пары получают творческое задание. Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»
Вспоминаем правила работы в группе и в парах. После выполнения задания представители групп отвечают. А теперь переверните листы с ответами. Какое слово получилось? (Россия) Молодцы!
Представители пар называют пословицы и читают синквейны:
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
А у меня получился вот такой синквейн. Слайд 5
Родина,
великая, любимая.
заботится, защищать, любить
Я горжусь своей Родиной.
Отчизна.
-Перевернём листы с ответами пар (получилось слово «Осетия»)
- А что значит для нас Осетия? (малая Родина)
- А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
- Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины. И для нас малая родина – это наша Осетия.
5. Включение в систему знаний.
- В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)
- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют какой мир? ( материальный)
- Приведите примеры предметов материального мира (драгоценности, автомобиль, аквариум, деньги, еда, книги, игрушки, квартира, компьютер, телевизор …)
-Но есть и другой мир. Какой? (духовный)
- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д. Это наша душа.
-У каждого из нас есть душа? Где она у нас находится? Это наш внутренний мир.
Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой наш внутренний мир, неповторимый, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
-Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло? (Ответы детей.)
- А какие поступки свойственны этим людям? (Ответы)
Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.
Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. (Ответы детей.)
- Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.
- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Что означает это слово? (ответы)
- ТРАДИ́ЦИЯ. Слайд 6
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Культурные традиции. Семейные традиции
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Встреча Нового года.
-А какие у вас семейные традиции?
- А почему важно сохранять традиции?
- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех одна!
- О чем это стихотворение?
- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (народ).
- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия.
- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более 180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции. Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны, они помогают сохранить связь с прошлым нашей Родины, нашего народа.
-Ребята, а дети каких национальностей учатся в нашем классе? (русские, осетины, армяне, одна грузинка и один рутулец)
-И они подготовили небольшие сообщения о своем народе. Слайд 7
Русские:
Самый многочисленный народ России, самый многочисленный европейский народ. Русских во всем мире насчитывается около
133 000 000 человек. Название нации произошло от словосочетания «русские люди», в котором вторую часть отбросили из-за редкого употребления.
Много русских живёт на Украине, в Казахстане, Белоруссии, США и многих других странах. Русские являются православными христианами, но до христианства русские были язычниками, т.е. верили в духов, поклонялись разным божествам.
Гостеприимство-это одна из главных традиций русского народа. Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, угощали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи, интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога, предлагали помощь.
Армяне
Армяне - миролюбивые, гостеприимные и добродушные люди. Национальные черты характера армян – это энергичность, трудолюбие, преданность своему долгу и семье. Столица Армении –город Ереван. Общая численность армян в мире составляет 10-11 миллионов человек. Они живут в более чем в 70 странах мира.
Армения была первой страной, которая приняла христианство, как государственную религию в 301 году. У армян и в наши дни сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи. А традиции гостеприимства в Армении почитаются наравне с уважением к старшим. Армяне считают, что гостей посылает Бог, и в любом доме ему будут обеспечены пища и кров.
Грузины:
Грузины — это гордые и смелые жители Кавказа и лучшие в мире виноделы. Большинство представителей этой нации проживает в Грузии. Столица государства — город Тбилиси.
Грузин по всему миру насчитывается более 4 миллионов человек. Грузины одними из первых приняли христианскую веру.
На весь мир известно грузинское гостеприимство: по старинному обычаю, любого, кто попросит кров, обязаны принять в дом с почестями, накормить и дать ночлег, т.е. сделать его пребывание в доме максимально комфортным и удобным.
Рутульцы :
Рутульцы — коренной народ Дагестана. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше — около 120 000 человек. Название «рутульцы» связан с названием селения Рутул. Рутульцы исповедуют ислам.
Рутульцы строго соблюдают законы гостеприимства. Чтобы не навлечь на свой дом несчастья, хозяин должен накормить гостя, проявить радушие. Гость, в свою очередь, должен вести себя скромно, не доставлять беспокойства хозяевам.
Рутульцы отмечали Праздник весны, который сопровождался прыжками через костры. Так же торжественно отмечали возвращение чабанов с зимних пастбищ и окончание сбора. Устраивался общий праздник, на котором рутульцы поочередно собирали в складчину продукты и веселились.
Осетины:
Осетины являются потомками алан — кочевых племен скифо-сарматского происхождения. Современные осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии.
Проживают осетины во многих городах и областях Российской Федерации, а также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 000 человек.
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства.
Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. Гость, кто бы он ни был, и откуда бы ни прибыл, считается Божьим посланником, личностью священной и неприкосновенной. Поэтому хозяева выражали радость по случаю его благополучного прибытия.
Отказать в приеме гостя значило покрыть несмываемым позором не только себя, но и всех родственников, однофамильцев. Каждый хозяин был обязан охранять покой и защищать честь гостя, кто бы он ни был.
-Какая одна общая традиция есть у всех этих народов? (Гостеприимство)
6. Рефлексия.
Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?
Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
(Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать)
Зачем народу традиции?
Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
О чём вы обязательно расскажете своим близким из того, что вы узнали на уроке?
Можете ли вы теперь дома родным рассказать, что такое духовные ценности, культурные традиции, и для чего они существуют?
Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжим разговор о Родине, о традициях народов нашей многонациональной страны, поговорим, как выражают любовь к Родине художники и поэты. А на дом у вас задание провести интервью с членами семьи по вопросам:
Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это? В чём их заслуга?
Расспросите своих родных о духовных и культурных традициях вашей семьи.
По желанию -
выучить стихотворение о Родине
- В заключение мне хочется сказать, что мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся, и мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили обычаи наших предков и горячо любили свою Родину;
Каждый из нас - частичка Родины, гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы
обязаны любить свою Родину. Как? Вы ещё не скоро будете взрослыми людьми. Но вы должны уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.
Напутствием вам пусть послужат слова русского писателя М.Салтыкова-Щедрина: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить».