Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок По ОРКСЭ(4 класс) "Чувство Родины" | Жук Светлана Анатольевна. Работа №310727

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   

Урок "Чувство Родина" направлен на воспитание у детей гражданственности и любви к Отечеству.  

 Каждый из нас - частичка Родины, гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы обязаны любить свою Родину. Как? Вы ещё не скоро будете взрослыми людьми. Но вы должны  уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать  и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.

Открытый урок в 4 «А» ОРКСЭ классе по теме: Чувство Родины.

 

Учитель: Жук Светлана Анатольевна. МБОУ «ЦО 29» Богородский г.о. Московской области

 

Цели:

формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;

развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;

воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

познакомить

обучающихся

с понятием многонациональности;

сформировать у

обучающихся

понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;

формировать начальные представления о российских национальных традициях;

воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;

 развивать речь, логическое и ассоциативное мышление

обучающихся

;

способствовать развитию коммуникативных способностей

обучающихся

, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 -Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Высказывания детей)

- Правильно, ребята. Тема нашего урока «Чувство Родины», и сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях. Слайд 1

3. Открытие нового знания.

-Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся) 

-Подберите к слову «Родина» однокоренные слова. (родители, родня, родственники, родословная)

Слайд 2

Слово «Родина» – произошло   от древнего  слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и человек, и животное, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

- А как называется  наша Родина? (Россия)

- Ребята. А кто знает, откуда появилось название - "Россия"?

В стародавние времена её называли Русью. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Мы - русские, россияне, а страна, где мы живём, Россия.

- Послушайте, что такое Родина для русского писателя и педагога К. Д. Ушинского: Слайд 3

 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». 

Выборочное чтение. Ответьте словами текста.

–  Почему автор называет Россию Отечеством? 

 – Почему автор называет Россию Родиной?

 – Почему автор называет Россию матерью? Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.

Кластер: Слайд 4

ОТЕЧЕСТВО                                       РОДИНА                                        МАТЬ

жили отцы                                   родились здесь,                                   земля                

 и деды                                           говорим на                                           кормит                            

                                                       родном языке                                        и поит

                                                             

-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

- Что делает для своего ребёнка мама?

-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные?  Чем они  похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

( Нет. Каждому  дорога своя мама.)

-А есть ли на Земле другие государства? (Да, есть другие страны.)

-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе).

Определите главную мысль текста. (Одна у человека родная  мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

4. Работа в группах и парах.

- А сейчас мы поработаем в группах и парах. Первый и второй ряд работают в группах, а третий ряд в парах. Задание для групп.

- Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» по три прилагательных – эпитета, которое  раскрывает ваше понимание слова «Родина».

Р -

О –

Д –

И –

Н –

А –

Три пары будут работать с пословицамиКаждая пара получает лист со словами, из которых надо составить пословицу о Родине и объяснить ее значение.

И ещё три пары получают творческое задание. Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»

Вспоминаем правила работы в группе и в парах. После выполнения задания  представители групп отвечают. А теперь переверните листы с ответами. Какое слово получилось? (Россия) Молодцы!

Представители пар называют пословицы и читают синквейны:

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

А у меня получился вот такой синквейнСлайд 5

Родина,

великая, любимая.

заботится, защищать, любить

Я горжусь своей Родиной.

Отчизна.

-Перевернём  листы с ответами пар (получилось слово «Осетия»)

- А что значит для нас Осетия? (малая Родина)

- А что значит «малая родина»? (Ответы детей)

- Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины. И для нас  малая  родина – это наша  Осетия.

5. Включение в систему знаний.

- В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют какой мир? ( материальный)

- Приведите примеры предметов материального мира (драгоценности,  автомобиль, аквариум,  деньги,  еда, книги, игрушки, квартира,  компьютер, телевизор …)

-Но есть и другой мир. Какой? (духовный)

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д. Это наша душа.

-У каждого из нас есть душа? Где она у нас находится? Это наш  внутренний мир.  

Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой наш  внутренний мир, неповторимый, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

-Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?  (Ответы детей.)

          - А какие поступки свойственны этим людям? (Ответы)

Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.

Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. (Ответы детей.)

- Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Что означает это слово? (ответы)

 - ТРАДИ́ЦИЯ. Слайд 6

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Культурные  традиции. Семейные традиции

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в бытуВстреча Нового года.

-А какие у вас семейные традиции?

 - А почему важно сохранять традиции? 

- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

 

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех одна!

- О чем это стихотворение?

- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (народ).

- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия.

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более 180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции. Культурные традиции -  это богатство нашей многонациональной страны, они помогают сохранить связь с прошлым нашей Родины, нашего народа.

-Ребята, а дети каких национальностей учатся в нашем классе? (русские, осетины, армяне,  одна грузинка и один рутулец)

-И они  подготовили небольшие сообщения о своем народе.  Слайд 7

Русские:

Самый  многочисленный народ Россиисамый многочисленный европейский народ. Русских  во всем мире насчитывается около

133 000 000 человек. Название нации произошло от словосочетания «русские люди», в котором вторую часть отбросили из-за редкого употребления.
Много русских живёт на Украине, в КазахстанеБелоруссииСША и многих других странах. Русские являются православными христианами, но до христианства русские были  язычниками, т.е. верили в духов, поклонялись разным божествам.

Гостеприимство-это одна из главных традиций русского народа. Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, угощали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи, интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога, предлагали помощь.

Армяне

Армяне - миролюбивые, гостеприимные и добродушные люди. Национальные черты характера армян – это энергичность, трудолюбие, преданность своему долгу и семье. Столица Армении –город  Ереван. Общая численность армян в мире составляет 10-11 миллионов человек. Они живут в более чем в 70 странах мира.

Армения была первой страной, которая приняла христианство, как государственную религию в 301 году. У армян и в наши дни сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи. А традиции гостеприимства в Армении почитаются наравне с уважением к старшим. Армяне считают, что гостей посылает Бог, и в любом доме ему будут обеспечены пища и кров.

Грузины:

Грузины — это гордые и смелые жители Кавказа и  лучшие в мире виноделы. Большинство представителей этой  нации проживает в Грузии. Столица государства — город Тбилиси.

Грузин  по всему миру насчитывается более 4 миллионов человек. Грузины одними из первых приняли христианскую веру.

На весь мир известно грузинское гостеприимство: по старинному обычаю, любого, кто попросит кров, обязаны принять в дом с почестями, накормить и дать ночлег, т.е. сделать его пребывание в доме максимально комфортным и удобным.

Рутульцы :

Рутульцы — коренной народ  Дагестана. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше — около 120 000 человек. Название «рутульцы» связан с названием селения Рутул. Рутульцы исповедуют ислам.
Рутульцы строго соблюдают законы гостеприимства. Чтобы не навлечь на свой дом несчастья, хозяин должен  накормить гостя, проявить радушие. Гость, в свою очередь, должен вести себя скромно, не доставлять беспокойства хозяевам.

Рутульцы отмечали Праздник весны, который  сопровождался прыжками через костры. Так же торжественно отмечали возвращение чабанов с зимних пастбищ и окончание сбора. Устраивался общий праздник, на котором рутульцы поочередно собирали в складчину продукты и веселились.

Осетины:

Осетины являются потомками алан — кочевых племен скифо-сарматского происхождения. Современные осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии.

Проживают осетины во многих городах  и областях Российской Федерации, а  также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 000 человек.
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства.

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. Гость, кто бы он ни был, и откуда бы ни прибыл, считается Божьим посланником, личностью священной и неприкосновенной. Поэтому хозяева выражали радость по случаю его благополучного прибытия. 

Отказать в приеме гостя значило покрыть несмываемым позором не только себя, но и всех родственников, однофамильцев. Каждый хозяин был обязан охранять покой и защищать честь гостя, кто бы он ни был. 

 -Какая одна общая традиция есть у всех этих народов? (Гостеприимство)

6. Рефлексия.

Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?

 Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

(Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать)

Зачем народу традиции?

 Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

О чём вы обязательно расскажете своим близким из того, что вы узнали на уроке?

 Можете ли вы теперь дома родным рассказать, что такое духовные ценности, культурные традиции, и для чего они существуют?

Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжим разговор о Родине, о традициях народов нашей многонациональной страны, поговорим, как  выражают любовь к Родине художники и поэты. А на дом у вас задание провести интервью с членами семьи по вопросам:

Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это? В чём их заслуга?

Расспросите своих родных о духовных и культурных  традициях вашей семьи.

 По желанию -

выучить стихотворение о Родине

- В заключение мне хочется сказать, что мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся, и мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили  обычаи наших предков и горячо любили свою Родину;

Каждый из нас - частичка Родины, гражданин своей страны. Мы - россияне. Мы

обязаны любить свою Родину. Как? Вы ещё не скоро будете взрослыми людьми. Но вы должны  уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать  и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.

Напутствием вам пусть послужат слова русского писателя М.Салтыкова-Щедрина: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×