Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок по теме :" Причастие" | Гашимова Рагима Сейдгусейновна. Работа №352445

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок - игра по теме "Причастие" ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии

2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки 3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям. ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов).

УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»

Учитель русского языка и литературы

Гашимова Рагима Сейдгусейновна
7 класс
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии
2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать
чувство коллективизма и взаимовыручки
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям.
ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов).
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на ее ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение « разрубить гордиев узел», т.е. преодолеть трудности, решить задачу. Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы « Причастие». Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры, в которой примут участие две команды теоретиков. Помогать мне и вам будут эксперты. Они будут оценивать каждый тур, пройденный вами. В том случае, если команда не сможет самостоятельно выполнить какое - то задание, она может обратиться за помощью к экспертам, но тогда с команды будет снято очко. Итак, мы начинаем.
2. Игра
1 тур
Лингвистическая разминка
Задание командам: Прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на вопрос: почему М.В. Ломоносов назвал Прич. « глагольными именами?» Для чего они используются в речи?
( В художественной литературе для создания образов, т.к. совмещают в себе признаки глагола и имени, более экономичны и содержательны; в разговорной речи используются редко).
2 тур
Словарный диктант « До 1 ошибки»
( По одному участнику от команды работают у доски)
Сеющий, строящий, избираемый, зависимый, таявший, просеянный, качающийся, независимый, не замеченный мной, неутомимый, необозримые просторы, ничем не нарушаемая тишина, несклоняемые существительные, не прекращающийся всю ночь дождь, неотправленное письмо, трава не скошена, невыносимая духота, афиши не расклеены, не асколотый орех, не нашедший дороги отряд,, далеко не оконченная работа, непогасший костер, вовсе не выученные уроки, ни с кем не простившийся человек, постель не убрана, созданный, отданный, положенный, причастный, невиданный.
З тур
Блиц - игра
1) Что такое причастие?
2) Признаками глагола у причастия являются …
3) Признаками имени прилагательного у причастия являются
4) Можно ли бродящую по двору собаку назвать бродячей? (Бродящая по
двору собака может и не быть бродячей. Эти два слова демонстрируют разницу между причастиями и прилагательными.
«Бродячая» - бездомная; «бродящая- та, которая бродит).
5) Образуйте все возможные формы причастий от глагола видеть (Видящий, видимый, видевший, виденный)
6) Образуйте все возможные формы причастий от глагола светлеть(Светлеющий, светлевший)
7) Не пишется раздельно… ( с крат.прич, с полн. прич, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а).
8) Пч в краткой форме изменяется по… ( числам)
9) В предложении крат.страд прич. является (сказуемым)
10) Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола 1 спряжения, то в его суффиксе пишется... (буква е)
11) В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ-(-ющ-) и -ащ (-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от…
(Глагола 1 спряжения)
12) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам
производит действие, называются (действительными)
13) Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если он стоит... ( после определяемого слова)
14) Причастия бывают ( совершенного и несовершенного видаастоящего и прошедшего времени)
15) Причастный оборот это... (причастие с зависимым словом)
16) Причастия изменяются по (падежам, числам иродам)
17) Одна буква Н пишется в суффиксах (кратких страд. Прич.)
18) Если причастие и прилагательное образовано от глаголов на -ить или -
еть, то перед одной или двумя буквами Н в них пишется буква…(е)
19) В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением
пишется ... (ё)
20) Машина, которая въехала в гараж ( въехавшая машина)
4 тур
Орфографические и пунктуационные задачки.
(Работа по карточкам)

Команда №1. Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксами Н- (-Н-), -ВШ-. 
Слыш..вший шорох; ненавид..вший ложь; обид..вший малыша; мА..вшийся от жары; удосто..вший чести; раста..вший снег; разве..вший семена; посе..вший страх; расе..вший сомнения; почу..вший зверя; раскле..вший афиши; выкач..нная бочка; выкач..нная нефть; развеш..нные картины; развеш..нная мука; размеш..нные краски; замеш..нный в преступлении; замеш..нное тесто; прав..вший конями; увид..вший картину; се..вший рожь; отта..шая земля; встрет..вший друзей; постро..вший дом; ужал..вшая ребенка; ла..вшая собака; завис..вший от обстоятельств; завяз..вший узел; отча..вшийся человек. 

Команда №2. Написание - и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 
Несолё..ый суп; свежемороже..ая рыба; свежезамороже..ый судак; купле..ые книги; штопа..ые носки; сея..ая мука; рва..ый рукав; пута..ый ответ; лакирова..ые туфли; легкоране..ый солдат; солдат, ране..ый в руку; жаре..ые в масле; тка..ая скатерть; запута..ые нитки; краше..ый пол; краше..ый краской пол; нескоше..ый луг; писа..ая масляной краской; золоче..ые орехи; стира..ое белье; много раз стира..ое белье; писа..ая красавица; масле..ый блин; письмо написа..о, прочита..о, отправле..о; прочита..ая книга; замече..ые ошибки; гружё..ые кирпичом; маза..ый маслом хлеб; тка..ый золотом костюм. 

Команда №3 Правописание суффиксов причастий. 
Увидите стел..щийся над речонкой туман; завис..мое от обстоятельств решение; тревож..щая вас мысль; нещадно жал..щие комары; прыснет, будто се..щий через сито дождь; грохоч..щий водопад; движ..мые чувством страха; леч..щийся травами; рокоч..щие раскаты грома; едва брезж..щий рассвет; плач..щего малыша; выращива..мые растения; плещ..щейся волны; терп..щий бедствие корабль; колебл..мые ветром листья; наде..щийся на помощь; та..щие на щеках снежинки; клокоч..щего вдали водопада; о стро..щемся доме; самокле..щихся обоев; меч..щегося из стороны в сторону; беспоко..щегося о результатах экзамена; едва вид..мого во тьме; щебеч..щей птицей; завис..щий от погоды.


5 тур
Перфокарты

Карточка для 1-й команды

Ст_иж_н_а_ ; в_во_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; вы_о_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .

(Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.)

Карточка для 2-й команды

И_п_г_н_ы_ ; б_з_м_н_ы_ ; с_з_а_н_ы_ ; о_аб_ч_н_ы_ ; в_п_лн_н_а_ ; о_аз_н_ы_ .

(Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.)

Карточка для 3-й команды

У_ып_н_ы_ ; ос_е_ё_н_й ; в_ч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; с_о_е_н_й ; в_у_е_н_й.

(Ответы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.)

6 тур
Синтаксическая загадка
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.
(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.)
7 тур ( дополнительный)
« Кто быстрее?»
1)Расставить в предложениях недостающие знаки препинания
1к.1. Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.
2. Широкий шум берёзовых лесов
И грозный гул летящих в небе сосен
Нагадывали мне что скоро осень
И грянула она в конце концов. (И. Шкляровский)
3. Чернеет лес теплом разбуженный Весенней сыростью объят. (С. Маршак)
2 к.4. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки.
5. На самой середине избы висела люлька привязанная к концу длинного
шеста. (И. Т.)
6. ...Из-под сросшихся широкий бровей смело глядели небольшие карие
глаза. (И. Т.)
3 к.7. Во дворе исполкома сотрудники зарывали зашитые в мешки бумаги. (М. Ш.)
8. Из-за кургана караулящего шлях выполз багровый от натуги месяц. (М.Ш.)
9. С крыльца исполкома видно Якову равномерно покачивающуюся лошадиную шею... (М. Ш.)
10.Ты открыл утром глаза переполненный жаждою счастья. (И. Б.)

 

8тур. Соедините части слов так, чтобы получились причастия, над ними надпишите: действительное или страдательное.

Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

(Ответы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему.)


9 тур
« Домашнее задание»
Каждая команда читает текст, написанный до урока « Речь в защиту Причастия». - 2-3 минуты
Подведение итогов, заключительное слова экспертов, объявляющих результаты игры и вручающих отличительные знаки игрокам-победителям.
Слово учителя.
- Вот и закончилась наша игра, и я надеюсь на то, что вы, ребята сумеете теперь преодолеть любые трудности, связанные с употреблением и правописанием причастий.

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

 

Д\з.Ваше домашнее задание: еще раз пересмотреть все изученное и отметить на листе бумаги знаком +темы, которые вам понятны и знаком - - темы, которые до сих пор вызывают у вас затруднение.

Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы.

«Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла?

Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества!

Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.)

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×