Открытый урок по теме :" Причастие" | Гашимова Рагима Сейдгусейновна. Работа №352445
Урок - игра по теме "Причастие" ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии
2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки 3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям. ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов).
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
Учитель русского языка и литературы
Гашимова Рагима Сейдгусейновна
7 класс
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии
2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать
чувство коллективизма и взаимовыручки
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям.
ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов).
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на ее ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение « разрубить гордиев узел», т.е. преодолеть трудности, решить задачу. Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы « Причастие». Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры, в которой примут участие две команды теоретиков. Помогать мне и вам будут эксперты. Они будут оценивать каждый тур, пройденный вами. В том случае, если команда не сможет самостоятельно выполнить какое - то задание, она может обратиться за помощью к экспертам, но тогда с команды будет снято очко. Итак, мы начинаем.
2. Игра
1 тур
Лингвистическая разминка
Задание командам: Прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на вопрос: почему М.В. Ломоносов назвал Прич. « глагольными именами?» Для чего они используются в речи?
( В художественной литературе для создания образов, т.к. совмещают в себе признаки глагола и имени, более экономичны и содержательны; в разговорной речи используются редко).
2 тур
Словарный диктант « До 1 ошибки»
( По одному участнику от команды работают у доски)
Сеющий, строящий, избираемый, зависимый, таявший, просеянный, качающийся, независимый, не замеченный мной, неутомимый, необозримые просторы, ничем не нарушаемая тишина, несклоняемые существительные, не прекращающийся всю ночь дождь, неотправленное письмо, трава не скошена, невыносимая духота, афиши не расклеены, не -расколотый орех, не нашедший дороги отряд,, далеко не оконченная работа, непогасший костер, вовсе не выученные уроки, ни с кем не простившийся человек, постель не убрана, созданный, отданный, положенный, причастный, невиданный.
З тур
Блиц - игра
1) Что такое причастие?
2) Признаками глагола у причастия являются …
3) Признаками имени прилагательного у причастия являются
4) Можно ли бродящую по двору собаку назвать бродячей? (Бродящая по
двору собака может и не быть бродячей. Эти два слова демонстрируют разницу между причастиями и прилагательными.
«Бродячая» - бездомная; «бродящая- та, которая бродит).
5) Образуйте все возможные формы причастий от глагола видеть (Видящий, видимый, видевший, виденный)
6) Образуйте все возможные формы причастий от глагола светлеть(Светлеющий, светлевший)
7) Не пишется раздельно… ( с крат.прич, с полн. прич, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а).
8) Пч в краткой форме изменяется по… ( числам)
9) В предложении крат.страд прич. является (сказуемым)
10) Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола 1 спряжения, то в его суффиксе пишется... (буква е)
11) В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ-(-ющ-) и -ащ (-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от…
(Глагола 1 спряжения)
12) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам
производит действие, называются (действительными)
13) Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если он стоит... ( после определяемого слова)
14) Причастия бывают ( совершенного и несовершенного вида,настоящего и прошедшего времени)
15) Причастный оборот это... (причастие с зависимым словом)
16) Причастия изменяются по (падежам, числам иродам)
17) Одна буква Н пишется в суффиксах (кратких страд. Прич.)
18) Если причастие и прилагательное образовано от глаголов на -ить или -
еть, то перед одной или двумя буквами Н в них пишется буква…(е)
19) В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением
пишется ... (ё)
20) Машина, которая въехала в гараж ( въехавшая машина)
4 тур
Орфографические и пунктуационные задачки.
(Работа по карточкам)
Команда №1. Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксами -НН- (-Н-), -ВШ-.
Слыш..вший шорох; ненавид..вший ложь; обид..вший малыша; мА..вшийся от жары; удосто..вший чести; раста..вший снег; разве..вший семена; посе..вший страх; расе..вший сомнения; почу..вший зверя; раскле..вший афиши; выкач..нная бочка; выкач..нная нефть; развеш..нные картины; развеш..нная мука; размеш..нные краски; замеш..нный в преступлении; замеш..нное тесто; прав..вший конями; увид..вший картину; се..вший рожь; отта..шая земля; встрет..вший друзей; постро..вший дом; ужал..вшая ребенка; ла..вшая собака; завис..вший от обстоятельств; завяз..вший узел; отча..вшийся человек.
Команда №2. Написание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Несолё..ый суп; свежемороже..ая рыба; свежезамороже..ый судак; купле..ые книги; штопа..ые носки; сея..ая мука; рва..ый рукав; пута..ый ответ; лакирова..ые туфли; легкоране..ый солдат; солдат, ране..ый в руку; жаре..ые в масле; тка..ая скатерть; запута..ые нитки; краше..ый пол; краше..ый краской пол; нескоше..ый луг; писа..ая масляной краской; золоче..ые орехи; стира..ое белье; много раз стира..ое белье; писа..ая красавица; масле..ый блин; письмо написа..о, прочита..о, отправле..о; прочита..ая книга; замече..ые ошибки; гружё..ые кирпичом; маза..ый маслом хлеб; тка..ый золотом костюм.
Команда №3 Правописание суффиксов причастий.
Увидите стел..щийся над речонкой туман; завис..мое от обстоятельств решение; тревож..щая вас мысль; нещадно жал..щие комары; прыснет, будто се..щий через сито дождь; грохоч..щий водопад; движ..мые чувством страха; леч..щийся травами; рокоч..щие раскаты грома; едва брезж..щий рассвет; плач..щего малыша; выращива..мые растения; плещ..щейся волны; терп..щий бедствие корабль; колебл..мые ветром листья; наде..щийся на помощь; та..щие на щеках снежинки; клокоч..щего вдали водопада; о стро..щемся доме; самокле..щихся обоев; меч..щегося из стороны в сторону; беспоко..щегося о результатах экзамена; едва вид..мого во тьме; щебеч..щей птицей; завис..щий от погоды.
5 тур
Перфокарты
Карточка для 1-й команды
Ст_иж_н_а_ ; в_во_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; вы_о_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .
(Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.)
Карточка для 2-й команды
И_п_г_н_ы_ ; б_з_м_н_ы_ ; с_з_а_н_ы_ ; о_аб_ч_н_ы_ ; в_п_лн_н_а_ ; о_аз_н_ы_ .
(Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.)
Карточка для 3-й команды
У_ып_н_ы_ ; ос_е_ё_н_й ; в_ч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; с_о_е_н_й ; в_у_е_н_й.
(Ответы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.)
6 тур
Синтаксическая загадка
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.
(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.)
7 тур ( дополнительный)
« Кто быстрее?»
1)Расставить в предложениях недостающие знаки препинания
1к.1. Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.
2. Широкий шум берёзовых лесов
И грозный гул летящих в небе сосен
Нагадывали мне что скоро осень
И грянула она в конце концов. (И. Шкляровский)
3. Чернеет лес теплом разбуженный Весенней сыростью объят. (С. Маршак)
2 к.4. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки.
5. На самой середине избы висела люлька привязанная к концу длинного
шеста. (И. Т.)
6. ...Из-под сросшихся широкий бровей смело глядели небольшие карие
глаза. (И. Т.)
3 к.7. Во дворе исполкома сотрудники зарывали зашитые в мешки бумаги. (М. Ш.)
8. Из-за кургана караулящего шлях выполз багровый от натуги месяц. (М.Ш.)
9. С крыльца исполкома видно Якову равномерно покачивающуюся лошадиную шею... (М. Ш.)
10.Ты открыл утром глаза переполненный жаждою счастья. (И. Б.)
8тур. Соедините части слов так, чтобы получились причастия, над ними надпишите: действительное или страдательное.
Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.
(Ответы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему.)
9 тур
« Домашнее задание»
Каждая команда читает текст, написанный до урока « Речь в защиту Причастия». - 2-3 минуты
Подведение итогов, заключительное слова экспертов, объявляющих результаты игры и вручающих отличительные знаки игрокам-победителям.
Слово учителя.
- Вот и закончилась наша игра, и я надеюсь на то, что вы, ребята сумеете теперь преодолеть любые трудности, связанные с употреблением и правописанием причастий.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>
Д\з.Ваше домашнее задание: еще раз пересмотреть все изученное и отметить на листе бумаги знаком +темы, которые вам понятны и знаком - - темы, которые до сих пор вызывают у вас затруднение.
Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы.
«Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла?
Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества!
Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.)
Спасибо за урок!