Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Открытый урок "Праздник, объединявший эллинов" ☼ | Харченко Людмила Александровна. Работа №308362

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема урока:  «Праздник, объединивший эллинов»

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. 2. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи: 1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала. 2. Изучение новых понятий по данной теме. 3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:  

В ходе проведения урока учащиеся смогут: - рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены; - объяснить значение Олимпийских игр; - назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, раздаточный материал.

    

                                               Ход урока:

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Александровна. Сегодня я проведу у вас урок истории. Вы волнуетесь? Я тоже волнуюсь. Чтобы успокоиться и настроиться на работу, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем успеха.

Поднимите ладони вверх, первый вариант - правую, а второй - левую, чтобы ладошки смотрели друг на друга. Соединяем ваши пальцы поочередно, начиная с большого и повторяем за мной слова.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

·         желаю (соприкасаются большими пальцами);

·         успеха (указательными);

·         большого (средними);

·         во всём (безымянными);

·         и везде (мизинцами);

·         Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

 Ребята, данный знак (сложенные вместе ладони) мы будем использовать на уроке при групповой работе. Когда вы будете готовы дать ответ, соедините ваши ладони и поднимите их вверх.

 

Слайд 1. Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, кто мне может сказать, что изображено на картинке. Это древнегреческая ваза - амфора. Я не зря вам показала амфору, она будет тесно связана с вашей работой на сегодняшнем уроке.

Слайд 2. Но сначала давайте  выполним задание. Перед вами три картинки, найдите общее. Вам нужно вывести слово

Задание "Найди общее" (прием "Где логика". Дети находят общее в картинках и выводят термин "полис".  "Полис - небольшой город- государство в Древней Греции")

Ребята, а теперь давайте вспомним древнегреческих богов и разгадаем сканворд.

Слайд 3.

1. Богиня любви и красоты. Родилась в морской пене и приплыла на берег в створке раковины. Афродита

2. Сын Зевса, брат Артемиды, бог солнца, света и правды. Его символ - дерево лавр. Аполлон

3. Владыка загробного мира,  царства мертвых. Аид

4. Дочь Зевса, богиня луны и охоты. Ее серебряные стрелы метко поражали цель. Артемида

5. Брат Зевса. Его дом – подводный дворец, где он держал золотую колесницу  и белых лошадей. Посейдон

6. Богиня мудрости и войны, а также покровительница Афин. Афина

7. Бог войны и возлюбленный Афродиты. Не был особо почитаем в Греции. Арес

8. Бог виноградарства  и виноделия. Дионис

9. Богиня земледелия  и  плодородия. Её действиями греки объясняли смену сезонов, наступление осени , увядание природы  и воскрешение всего живого весной. Деметра

 

По вертикали получается слово олимпиада.

II Актуализация знаний Ребята посмотрите пожалуйста, какое слово у нас выделено в сканворде? (олимпиада). А в какой стране появились первые олимпийские игры? Правильно, в Древней Греции. Так как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока, предположите, пожалуйста? (ответы детей) Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим об олимпийских играх в древней Греции. Тема нашего урока  "Праздник, объединивший эллинов".  А почему тема нашего урока звучит именно так, вы мне скажете в конце нашей работы.

Слайд 4. Ребята, а что вам известно об олимпийских играх? (Ответы учащихся). А вам хотелось бы узнать больше об Олимпийских играх в Древней Греции?  Так что же нам предстоит узнать сегодня на уроке, какова цель нашего урока? Дети называют цель урока. Правильно ребята, цель нашего урока - вспомнить историю возникновения олимпийских игр в Древней Греции и как они проходили.

Слайд 5. А главный вопрос, на который нам нужно будет ответить в конце нашего урока будет звучать так: «Какую роль играли олимпийские игры в жизни древних греков?»

Ребята, посмотрите на свои кружки, которые я вам раздала в начале урока. У кого голубые кружки, подойдите ко мне. Займите ваши места за столом, где лежит голубая амфора. Остальные ребята, разделитесь, пожалуйста, также на группы и займите свои места соответственно цвету амфоры и ваших кружков. Учащиеся делятся  на группы  по цветам (голубой, черный, красный, желтый, зеленый).

Правила работы в команде вам уже знакомы,   внимательно читать задания и выполнять их, четко следуя инструкции, работать дружно, уважать мнение товарищей. Не забывайте также про наш знак готовности к ответу.

Ребята, на ваших столах лежат амфоры и факты, которыми вы будете наполнять сосуд по ходу урока.

III Обобщение и систематизация знаний. Изучение нового материала.

Давайте вспомним, где проходили олимпийские игры.

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Олимпия была выбрана местом проведения олимпийских игр не случайно, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов - полисов, удобное местоположение.

 

Слайд 6. IV Решение проблемной задачи:

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Слайд 7.  Что мы можем узнать об Олимпиаде из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы. Факт 1

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Факт 2

3. Игры были честными. Факт 3

Когда же начались первые олимпийские игры?

Слайд 8 Первое упоминание об олимпийских играх было в 776 году до нашей эры. Факт 4 Слайд 9 В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. Факт 5  

К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Ребята, как вы думаете, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом!  Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Слайд 10 Женщинам нельзя было присутствовать на олимпийских играх. Факт 6

            Физкультминутка:

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Или снова сделать вдох (вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Слайд 11 Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней Факт 7

Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. (Слайд 12)

Слайд 13 Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков , они соревновались в беге, борьбе, кулачных боях).

Слайд 14  На третий день проводились соревнования взрослых атлетов. Пятиборье и кулачные бои

Слайды 15-19 Пятиборье  (пентатлон - от слова " пента" - пять)– соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Ребята у вас на партах лежат картинка и текст.  Рассмотрите внимательно картинку и прочитайте текст, придумайте вопрос для  остальных групп.

Работа в группах: прочитать текст (у каждой группы своя дисциплина) и задать вопрос остальным группам.

1.  (1 группа) Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км. Словарик. Толкование какого слова мы сейчас узнали. Что обозначало это слово в Древней Греции. А теперь давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. Смотрим в словаре определение. Читаем.

2. (2 группа) Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

Для чего атлеты использовали гантели?

3. (3 группа) Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ .

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало. На какую современную борьбу было похоже древнегреческое карате?

4. (4 группа) На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

5. (5 группа) Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

Слайд 20  Четвертый день. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц.

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и лошадьми.

Слайд 21 Пятый день Олимпиады.  Награждение победителей.

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд 22

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. Факт 8

Слайд 23 Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, (факт 9) как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город

Слайд 24 - Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена  В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Посмотрите наш сосуд, наша амфора наполнена знаниями. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

Слайд 25. V. Закрепление изученного материала. (ответы) 

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

Самопроверка.

1. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

2. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

3. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

4. На время проведения Олимпиады, прекращались войны.

5. В состязаниях могли участвовать только  богатые греки.

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Вы молодцы, поставьте себе оценку 5. У кого больше 2 ошибок? Вам нужно более тщательно изучить данную тему и повторить ее.

Слайд 26  VI . Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока. "Какую же роль играли олимпийские игры в жизни древних греков?" Посмотрите еще раз на наш сосуд, наполненный фактами, какой мы можем сделать вывод. Ответы учеников.

Почему тема нашего урока звучит как "Праздник, объединивший эллинов?"

Олимпийские игры в древности объединили эллинов и заложили основу для современных олимпийских игр. Олимпийские игры были для греков настоящим праздником, и в первую очередь потому, что во время проведения олимпиады воцарялся мир.

Ребята, посмотрите мультфильм и скажите после просмотра, что  еще вы узнали об олимпийских играх.

Слайд 27 Мультфильм об истории олимпийских игр. Дети смотрят и отвечают, что нового они узнали из мультфильма (что проводились каждые четыре года, зажигался олимпийский огонь, который доставляют бегуны из Афин, где огонь хранится постоянно. Экехейрия - олимпийское перемирие).  

VII Рефлексия

Слайд 28. Ребята, нарисуйте пожалуйста на кружках свои эмоции от урока и поднимите их вверх.

А ведь я не спроста разделила вас на группы по цветам, посмотрите на цвета ваших групп, а сколько у нас групп (5 ), что-то вам напоминает?

Слайд 29 Символ олимпийских игр "пять колец", соединенных между собой, появился в 1913 году. Пять цветов обозначают пять континентов: синий - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый - Азия, зеленый - Австралия.

 Слайд 30. Наш урок окончен. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Мы с вами знаем, что по окончании олимпийских игр, спортсменов обязательно награждают. Мне бы тоже хотелось наградить вас за работу на уроке. Конечно, у меня нет лавровых венков, но как спортсменам на олимпиаде, я хочу вам вручить медали.

Прикрепите на доску ваши кружочки  в большие круги. Что у нас получилось? Это символ олимпиады.

Молодцы! Урок окончен. До свидания.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×