Открытый урок "Работа над переходами" | Мой кабинет. Работа №353884
Урок состоит из двух форм работы - организационной и заключительной. Применены разные виды педагогических технологий - словесный, практический. наглядный. Определены два основопологающих момента работы над сменой позиций. Предлагаются рекомендации для достижения результативности.Схема работы- упражнение, закрепление материала на этюдах, пьесах.
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 Г. ДОНЕЦКА»
Открытый урок
по предмету «Скрипка»
на тему
«Работа над переходами»
План-конспект открытого урока
преподавателя по классу скрипки
Чушевой Ольги Геннадьевны
Донецк, 2024
План конспект открытого урока
по предмету «СКРИПКА»
(дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Скрипка»)
Фамилия, имя обучающегося Филоненко Иван
2 класс 8-летний срок обучения, скрипка
ФИО преподавателя Чушева Ольга Геннадьевна
12 тарификационный разряд
Дата проведения урока 29.11.2024
Место проведения урока МБУ ДО «Школа искусств № 2 г. Донецка»
Тема урока: «Работа над переходами».
Цель урока: Освоение и закрепление навыков переходов в III позицию на инструктивном материале.
Задачи урока:
образовательные:
- выработка целесообразных движений при смене позиций;
- отработать разные виды переходов в III позиции и знать способы их исполнения, добиваясь чистоты интонации, мышечной свободы;
- практическое применение полученных навыков.
развивающие:
- развитие самоконтроля и самоанализа в закреплении важных игровых навыков в сменах позиций;
- развитие индивидуальных способностей учащегося (зрительная, слуховая, мышечная память, наблюдательность, самостоятельность мышления), умение усваивать знания-навыки;
- развитие трудолюбия, целеустремленности.
воспитательные:
- воспитание индивидуальных свойств личности учащегося (ответственность, аккуратность);
- воспитание интереса к детальной работе над инструктивным материалом, устранение технических трудностей;
- воспитание активного внимания, как на уроке, так и в самостоятельной работе;
- воспитание интонационной устойчивости.
Тип занятия: комбинированный урок
Вид урока: практические занятия
Форма проведения урока: индивидуальная
Краткое описание урока (анонс)
Урок посвящен формированию у обучающегося навыков развития переходов, понимания целесообразности новых видов приемов игры.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент
1. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи 3 мин
2.Основная часть урока и закрепление материала 40 мин
2.1. переход «Через открытую струну»
2.2 переход «Скольжение»
2.3 соединение двух переходов.
2. Заключительная часть 2 мин
Подведение итогов:
- анализ работы на уроке;
- выявление активности учащегося;
- выставление оценок и их комментирование.
Педагогические технологии (приемы и методы работы на уроке):
Словесный (беседа, объяснение), практический, наглядный показ на инструменте, метод анализа.
Оборудование: инструмент для учащегося, инструмент для педагога, пюпитр, ноты.
Ноты: Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука» Вторая тетрадь.
Ожидаемый результат:
- осознанное, грамотное исполнение упражнений, контроль над свободой движений рук;
- техническое развитие учащегося, интонационная устойчивость при смене позиций;
- поддержание интереса к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Представление ученика. Сообщение темы и цели урока. Цель вводного слова – настроить ученика на выполнение поставленных задач.
Вступление
Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к другой называется сменой позиции или переходом.
В работе над сменами позиций должны быть определены два основополагающих момента:
Воспитание четкого предощущения крайних границ интервала и слухового контроля происходящего.
Воспитание четкой двигательной координации и общего настроя всех частей руки, особенно кисти и пальцев.
Важно подчеркнуть, что практически при любом движении левая рука действует целостно, изолированных движений пальцев (тем более других частей руки) физически быть не может. Любое движение является комплексным, связанным с предыдущим и последующим.
В основе техники переходов в позиции лежит координация между вертикальным движением – падением и подъемом пальцев, и горизонтальным движением – перемещение руки вдоль грифа на играющем пальце. Для достижения большей плавности и слитности переходов рекомендуется:
- во время перехода слегка ослабить нажим скользящего по струне пальца, в то же время, не теряя им ощущение струны.
Учить смены позиций следует в медленном темпе, чтобы иметь возможность проследить за движениями руки, кисти, пальцев, а также за чистотой интонации.
2. Основная часть урока
2.1. Начинаем с показа первого вида переходов «Через открытую (0) струну». Когда ученик берет инструмент и когда беру инструмент я, то он видит разницу в том, как левая рука у меня «ходит» по всему грифу.
И для этого мы начинаем с подготовительных упражнений, и самое первое из них – это упражнение «ракета» (просто взлет руки из 1 позиции по всему грифу). Для правильного выполнения рекомендуются делать без смычка. Ученики любят это упражнение. В игровой форме легче усваивается материал.
Выполнение переходов этого вида достаточно простое. Изменение позиции происходит во время звучания открытой струны, потому не вызывает особых трудностей.
Следим за свободой большого пальца, за плавностью движения руки.
Закрепляем этот вид переходов на пьесах «Этюд-марш» (Н. Зимина), русская народная песня «Каравай». Следим за свободой большого пальца, за плавностью движения руки.
2.2. вид – «Скольжение». Переход, который осуществляются одним и тем же пальцем.
Этот вид перехода не является наиболее сложным. В момент перехода нужно несколько ослабить нажим пальца на струну, чтобы глиссандо получилось мягкое и певучее.
Играем упражнение.
2й, 3й палец левой руки ставим на подушечку, при этом не прижимая струну, но не теряя ощущения прикосновения к ней, начинаем движение руки вверх и вниз по грифу. Движение должно быть ритмичным. Например: на 2 счета вверх и на 2 счета вниз. Играем это упражнение на всех струнах.
Следим за тем, чтобы не было излишнего нажима пальца на струну, так как это мешает плавному переходу.
Отрабатываем этот вид перехода на упражнении «Саночки», пьесе «Февраль» (Л. Гуревич). В ней выписано глиссандо, что позволяет ученику движение по струне сыграть и прослушать. Отрабатываем верное движение и возврат руки в правильное положение, когда рука возвращается вниз; над чистотой интонации; правильным распределением смычка.
2.3. На следующем этапе работы соединяем 2 вида переходов. В этом нам помогут упражнения, пьесы – Этюд «На качелях» (Л. Гуревич), «Добрый гном» (Р. Паулс), Этюд «Эхо». Продолжаем работу над плавностью переходов, следим за свободой всей руки, за свободой большого пальца, который как бы играет роль учителя – ведет за собой остальные пальцы; за интонацией.
2. Заключительная часть
Цель урока достигнута:
- были проработаны приемы переходов;
- ученик был активен, за что был поощрен педагогом, что дает ему интерес к дальнейшей работе;
- исполнение переходов стало более точным, уверенным, стабильным.
С поставленными задачами ученик справился.
Необходимо продолжать работать над качеством исполнения переходов.
Основа для плавной и легкой смены позиций закладывается с самых первых дней занятий с учеником. Подготовительные к переходам в позиции упражнения на ранних этапах развития ученика, создают хорошие предпосылки для дальнейшей игры в разных позициях. Во время изучения позиций педагог должен тщательным образом подбирать как технический материал, так и художественный репертуар.
Список литературы
Гуревич
Л,
Зимина
Н
.
«
Скрипичная азбука
»
Вторая
тетрадь
М., 2021
.
Турчанинов Г.С. «Маленький скрипач»
,
М.,1975
.
Шальман
С. «Я буду скрипачом»
,
М.,2001
.