Открытый урок "Сказочные образы в музыке Э.Грига | Наталья Военушкина. Работа №342401
Открытый урок для преподавателей специального фортепиано в ДМШ. Знакомство с персонажами скандинавских сказаний, работа над художественным образом в музыке Э.Грига на примере двух известных произведений, где мы учим развивать творческое воображение учащегося, его фантазию, умение высказывать своё мнение о музыкальных впечатлениях и работаем над средствами выразительности.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Открытый урок
по предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»
Тема: «Сказочные образы в музыке Э. Грига»
Преподавателя
отделения специального и общего фортепиано
Военушкиной Н.А.
г. Нефтеюганск 2022 г.
Дата:
Корсукова Валерия. отделение специального фортепиано, класс 5/8
Тема: Работа над выразительными средствами музыки на примере произведений Э.Грига
Цель урока:
- дать углубленное представление о музыкальных образах в произведениях Э.Грига
Задачи урока:
- на примере произведений учить определять отличительные особенности этого музыкального жанра;
- совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений;
Задачи:
1.Дать понятие о сказочных существах в произведениях Э.Грига: эльфах, троллях, гномах.
2.Развивать творческое воображение учащегося, его фантазию, умение высказывать своё мнение о музыкальных впечатлениях.
3.Прививать любовь и интерес к музыке зарубежных композиторов-классиков.
Образовательные:
- расширить музыкальный кругозор в области музыкального искусства
- определить средства музыкальной выразительности
- грамотно работать с нотным текстом
- формировать представления о музыкальном образе
Развивающие:
-работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.
-формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения;
-работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;
-способствовать развитию художественно-образного мышления учащейся и умению проникать в сущность музыкального образа при помощи средств музыкальной выразительности – интонации, фразировки, ритмических особенностей, ладотональных соотношений;
Воспитательные:
- воспитать творческую самостоятельность в работе над музыкальными произведениями.
- воспитание культуры исполнения музыкальных произведений.
- воспитывать грамотный подход к работе с нотным текстом, интерес к изучению произведения, стремление к совершенству, учить слуховому восприятию музыки,
- воспитывать любовь к ярким, выразительным средствам исполнения.
-воспитывать музыкальное мышление, образное осмысление, эмоциональную отзывчивость при передаче художественного образа пьесы.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: тематический.
Методы: словесный, практического показа, метод анализа, наблюдения.
Учебно-методический комплекс: музыкальный инструмент – фортепиано, нотные пособия.
Литература, использованная на уроке:
1. Кремлёв Ю. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1958г.
2. Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.
3. Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ, 2004г.
4. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. М., 1986г.
5. Три волшебных листочка. Сказки народов Скандинавии. АСТ., 2004г.
Ход урока.
1. Организационная часть (5 мин):
- Сообщение темы, постановка задачи.
2.Основная часть (20 мин).
Биография Э.Грига, особенности творческого стиля композитора.
Раскрытие художественного образа произведений: «Танец эльфов», «Кобольд.
- рассказ учащейся о персонажах указанных пьес;
- исполнение учащейся двух пьес;
- определение формы каждого произведения, средства музыкальной выразительности;
- детальная работа над звукоизвлечением с использованием средств музыкальной выразительности в целях формирования яркого музыкального образа.
3. Заключительная часть (3 мин.).
оценка
домашнее задание
подведение итогов (рефлексия)
Биография Эдварда Грига.
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в приморском городе Бергене, в Норвегии. Отец Эдварда занимал пост британского консула в Бергене, мать была пианисткой. Именно она способствовала развитию музыкального таланта всех пятерых детей в семье. К тому же уроки игры на фортепиано входили в обязательную программу образования наследников почтенных семейств.
В доме очень часто устраивались музыкальные вечера, и эти первые музыкальные впечатления определили будущую судьбу Эдварда. Уже в четыре года он играл на фортепиано, а в возрасте двенадцати стал сочинять собственную музыку. Знаменитый норвежский скрипач и композитор Булль Уле, услышав музыку Эдварда, посоветовал родителям отправить юное дарование учиться в Лейпцигскую консерваторию.
После обучения в консерватории он перебирается в Копенгаген. Здесь же он знакомится с величайшим сказочником Г.Андерсеном и драматургом Г. Ибсеном, которые буквально провозгласили идею народности в искусстве.
Копенгаген оказал судьбоносное влияние на творчество Грига: знакомство со многими деятелями искусства того времени, просветительская деятельность и углубление в историю скандинавских народов сформировали его неповторимый стиль. Музыкальные творения Грига стали приобретать четкие национальные черты. Вместе с другими молодыми музыкантами Григ продвигает скандинавские музыкальные мотивы «в массы», и сам вдохновляется ритмами песен, плясок, образами и формами народных этюдов.
В своей музыке Григ нередко воплощал фантастические образы сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ.
Цель урока – попытка разобраться, с помощью каких выразительных средств Григ воплотил в своих произведениях эти сказочно-фантастические образы.
Эльфы
В скандинавской мифологии, эльфы — это красивые, светлые существа, духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, наряду с гномами и троллями.
Эльфы похожи на людей, только меньше, прекрасней и утонченней. Живут они в лесах и ведут ночной образ жизни, предаваясь играм и танцам. Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги - места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов,
Эльфы обладают уникальными талантами. Они умеют исполнять волшебные мелодии, устоять перед которыми не может ни одно человеческое сердце, а некоторые из этих мелодий обладают такой силой, что заставляют плясать всех живых существ даже против их собственной воли.
Наконец, как и многие потусторонние существа, эльфы боятся солнечного света. Если первые лучи рассвета застигнут их, или если эльфы не скроются до третьего крика петуха, то они обратятся в камень.
Валерия исполнит пьесу «Танец эльфов»
Однажды перед сном Э. Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало: «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг неё летали маленькие бабочки» …Так появилось произведение «Танец эльфов».
В пьесе «Танец эльфов» изображён танец маленьких, сказочных лесных духов – эльфов. Пьеса написана в тональности e moll. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу Григ очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов. На протяжении всей пьесы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo. В некоторых местах отсутствует басовая партия. Тем самым композитор подчёркивает игривый характер танца и создаётся образ маленького, игривого существа:
Эта пьеса по-настоящему виртуозна. Фактура её очень пианистична, а потому она удобна и доступна. В ней есть короткие мелодические движения, и они происходят только в средних голосах, словно они прячутся там, и от этого вся пьеса дышит таинственностью. Сопоставление звучностей pp и ff очень контрастно и порой «пугает», становится жутковато, но в этом и заключается её прелесть. Все ноты нужно брать кончиками пальцев, чтобы добиться легкости и быстрого стаккато. Танец должен быть мягким, легким и ритмически точным, форте не следует играть слишком громко, передавая образ эльфов. Одним из главных носителей содержания является очень быстрый темп, без этого замысел гибнет.
Успокоившиеся эльфы продолжают свой танец, повторяя его без изменений, но автор дарит нам в конце пьесы чудесную коду! Улетающие короткие группы нот исчезают где-то внизу, и только слышно, еле слышно, ведь здесь ppp, (!!) как «топчутся на одном месте завершающие аккорды.
В последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек.
Должно создаться впечатление, что не было никаких эльфов, не было их фантастического танца. Может быть, нам это почудилось? Пусть будет впечатление, что пьеса проносится перед нами, как таинственный шелест…
Кобольд
Кобольд – это существо, упоминаемое в немецких сказках, которое является разновидностью маленького тролля.
Кобольды живут в шахтах и штольнях, отличаются злобным нравом. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают верёвки, гасят лампы на шлемах шахтёров. Что более любопытно, минерал кобальт получил своё название именно от кобольдов: по слухам он почему-то напоминает рудокопам о зловредных духах – видимо потому, что попадался часто, а ценности не имел никакой. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят – появляются перед людьми в виде коротышек в красных шапках.
Характерными чертами данной пьесы являются острота ритмической пульсации, яркие динамические сопоставления, частая смена артикуляционных штрихов, четкая синтаксическая расчлененность изложения материала. Все это создается крайне скупыми средствами музыкальной выразительности.
Форма произведения четко структурирована, т.е. имеет четко обозначенные, очерченные границы 3х-частности. Все части отличаются яркой динамичностью – в стремительном движении мелькают очертания этого фантастического существа.
Что использует Э. Григ для передачи этого фантастического и загадочного существа? Во вступлении на рianissimo и staccato, в низком регистре начинают мелькать I и V ступени. Образующиеся кварто-квинтовые пустоты вводят нас в сказочный мир загадочных существ, в атмосферу волшебства с его непредсказуемостью событий, неожиданностью построений. Стоит сразу обратить особое внимание на организующее начало партии левой руки. Она как «дирижер» все держит под контролем, не давая партии правой руки вырваться вперед. Именно она создает и организует четкость и упругость ритма
Начальная группа восьмых создает некую ворчливость героя, а нисходящие терции – угловатость образа.
Э. Григ часто в этой пьесе обращается к чистой квинте – это истоки из народного эпоса.
Хотя Э. Григ пользуется крайне скупыми музыкальными средствами, однако в техническом отношении эта пьеса очень сложна для учащихся. Исполнение на staccato при темпе Allegro molto на рianissimo является очень сложной даже для профессионалов, не говоря уже об аккордовой технике во II части. От исполнителя требуется абсолютная синхронность рук и пальцев при сохранении ясности мелодической линии. Кроме того, es-moll – тональность не только «темная и страшная», но и крайне неудобная в исполнении (игра по черным клавишам). Композитор использует параллельные и унисонные движения мелодической линии, частые скачки, переносы рук в разные октавы и регистры в быстром темпе – все это требует большой концентрации внимания, собранности и предельной точности при исполнении данного произведения.
Работая с учащимися над отдельными фразами в медленном темпе крепкими пальцами на staccato и на marcato, я стараюсь приучать их чувствовать свободу игрового аппарата, убирая все зажимы и неудобства в исполнении. Хотя пальцы должны быть как «иголки» острые и активные, нельзя чрезмерно увеличивать амплитуду движения рук. Так как конечный темп должен быть достаточно быстрым, основная нагрузка ложится на пальцы и кисти рук. Основными принципами исполнения в быстром темпе являются: позиционная игра с минимальными движениями рук, четкая артикуляция и тщательный слуховой контроль.
Кроме того, важно добиваться единства мелодической линии, ощущения непрерывного горизонтального движения, несмотря на частые акценты и паузы, которые могут дробить материал.
Кобольд – существо, находящееся в постоянном движении, которое не может сидеть на месте, соответственно это создает трудности в темповом отношении. Сохранение темпа и чувства внутренней пульсации до конца – дело не из легких. Очень сложно как бы на одном дыхании, без устали дойти до конца и отобразить этот «комок, сгусток энергии», постоянно движущийся и не находящий покоя в статике.
Стоит особое внимание обратить на паузы в данном произведении. Они имеют некий психологический оттенок и несут смысловую нагрузку. Это нервное ожидание чего-то страшного, неведомового, таинственного. Их нельзя сокращать или формально высчитывать, их необходимо чувствовать.
Следует отметить динамическое разнообразие в данном произведении – от постепенных волнообразных нарастаний и спадов звучности до внезапных fortissimo после рiano.
II часть переводит нас в атмосферу подземелья и вызывает ассоциации с «пещерой горного короля». В низком регистре в партии левой руки проводится тематическое «ядро» произведения, используется уже аккордовая фактура. Нисходящие по хроматизму аккорды постепенно «пластами» поднимаются все выше и выше, взмывая вверх, мелодическая линия в партии левой руки звучит более настойчиво и назойливо по звукам ум VII7. Мощное крещендо приводит к неожиданному «обрыву» мелодической «ткани», создавая эффект некой недосказанности. Далее в С-dur, совершенно далекой тональности звучит основная тема светло, радостно, празднично. Опять происходит нарастание и переход в E-dur – это апофеоз, триумф гама, шума, веселья этого существа. Затем внезапное появление остановки на си-бемоль является как бы напоминанием о возвращении основной тональности. Этот необычный прием мы с учащимися рассматриваем по-разному: и как «игру в прятки» – то показывается главный герой, то исчезает; и как постепенное успокоение кобольда; либо как сопоставление двух миров – невидимой духовной сферы и реальной тишины. В заключение II части мы слышим нисходящую по хроматизму «дорожку» и «видим» оставленные кобольдом «уходящие во мраке следы», которые постепенно исчезают.
III часть – реприза, которая немного видоизменена. Дробление темы по коротким мотивам проводится в более высоком регистре. Все проводится еще более ярко и в конце пугающий «взлет» вверх – как напоминание о том, что кобольд всегда здесь, рядом, поблизости, и не прочь подшутить над кем-нибудь. Именно так учащиеся часто интерпретируют окончание произведения.
Хотя работа над данной пьесой занимает много времени и сил, требует слаженного взаимодействия всего пианистического аппарата, выносливости и исполнительской свободы, однако даже ознакомление с этой миниатюрой может посодействовать раскрытию технического потенциала учащегося, обогащению его творческого воображения и восприятия.
Безусловно, по мелодическому богатству, причудливому образному строю и лаконизму изложения материала, миниатюра «Кобольд» является одним из великолепных образцов музыкальной фантастики Э. Грига.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Каждое искусство имеет свои приёмы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком.
Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения—достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Таким образом, пьесы малой формы расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление и воображение.
Ученица умеет перечислять и сформулировать основные средства музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она понимает характер произведения, его жанр, стиль, художественный образ. Девочка принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала. На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы.
Запланированный ход урока выполнен. На уроке при работе над музыкальными образами удалось добиться положительных результатов, цель урока достигнута. Учащаяся чувствует удовлетворение от качественно выполненной работы на уроке, самочувствие учащейся хорошее.
Оценивание:
Педагог: Валерия, ты хорошо поработала дома и на уроке. Благодаря средствам музыкальной выразительности, тебе успешно удалось передать художественные образы исполняемых пьес.
Хочется подчеркнуть основные условия твоей успешной работы: осмысленность занятия, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной цели.
Домашнее задание: закрепление пройденного на уроке