открытый урок ☼☼☼☼ | Нургушева Малкан Зайнадиевна. Работа №206521. Номер работы: №206521
Автор: Нургушева Малкан Зайнадиевна
Сценарий общешкольного мероприятия. Созданный лично мной при помощи книг, публикаций в журналах и в интернете для помощи другим учителям.
Сценарий общешкольного мероприятия
посвященного дню
Защитника Отечества
«Дагестан ты славен своими героями» Подготовила и провела учитель дагестанской литературы
Нургушева Малкан Зайнадиевна
с помощью и поддержкой учителей родных языков
и других учителей дагестанской литературы
Цель и задачи:
способствовать активизации познавательной и творческой деятельности учащихся;
формирование чувства патриотизма через знакомство с защитниками Отечества;
привить гордость и чувство патриотизма к своей Родине.
Оборудование:
Компьютер.
Аудиозаписи песен.
Межпредметные связи:
История, литература, музыка.
Вступительное слово учителя
дагестанской литературы Нургушевой М.З.
Добрый день! Сегодня накануне Праздника Дня Защитника Отечества, мы собрались в этом зале, чтобы поздравить с этим замечательным праздником всех здесь присутствующих и наших отцов, дедушек, братьев, учителей и одноклассников.
Сегодня мы желаем всем отличного настроения А учащиеся нашей школы подготовили праздник для наших защитников Отечества номера с поздравлениями.
Учащиеся читают стихи Дагестанских поэтов о героизме наших земляков.
Учащиеся 4 – х классов
Расул Гамзатов — Нас двадцать миллионов
1.Нас двадцать миллионов.
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
2.Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.
И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.
Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.
Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
3.Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.
И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.
Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.
И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.
4.Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
Ученик 4 класса Гаджиев Магомед
Расул Гамзатов
Товарищи далеких дней моих...
Товарищи далеких дней моих,
Ровесники, прожившие так мало!..
Наверное, остался я в живых,
Чтоб память на земле не умирала.
На поле боя павшие друзья —
Вас было много, страстно жизнь любивших.
Я ведаю: в живых остался я,
Чтоб рассказать о вас, так мало живших.
Читает стихотворение учащаяся 4 класса Байханова Рамина.
Ахмед Джачаев «Красные маки»:
На поле маки красные видны
Откуда столько их? Как ал их цвет!
Здесь, говорят, бойцы погребены,
А маки - их священной крови след.
С тех прошло немало зим и лет
Но не зажили раны той войны
В цветенье алом шлют нам свой привет
За Родину погибшие сыны
Цветы уводят в прошлое меня
В них виден отблеск вечного огня
Вновь бой кипит от края и до края
Так, каждою весною вновь и вновь
Из почвы рвётся пролитая кровь
Навстречу солнцу маком прорастая.
Читает стихотворение ученица 4 класса Гамидова Сабина.
Расул Гамзатов — Журавли
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле
Сценка "Что подарить на 23 февраля" На сцене три девушки.
Девушка 1: Ну что дарить будем? (все задумались)
Девушка 2: Нет, ну почему мы каждый год им что-то дарить должны?!
Девушка 3: Они же нам дарят?
Девушка 2: Мимоза и «Альпен гольд» - это не подарок, а издевательство. Тем более у нас-то это «международный женский день», т.е. для всех женщин. А у них «День защитника отечества». А кто из них служил?
Девушка 1: Да парням вообще по жизни повезло. В одежде и обуви можно ходить пока не порвется, а не до появления новой коллекции.
Девушка 3: Маникюр можно сделать бесплатно и зубами.
Девушка 2: Живот - это не повод для депрессии, а признак мужественности!
Девушка 1: Чтобы успокоить нервы не надо записываться к психотерапевту, надо просто перебрать карбюратор.
Девушка 3: Если Вы пришли на работу не в том же в чём и вчера, все понимают, что у вас сегодня День Рождения.
Девушка 2: Не знаешь, сколько стоит хлеб, сыр и колбаса, но при этом все это есть у тебя дома.
Девушка 1: Консервную банку можешь открыть ножом. Потом взять мякиш, обмокнуть в масло – все, готов ужин!
Девушка 3: Девчонки, да ладно. Что мы на них набросились. Между прочим, быть мужчиной – не только «плюсы», но и тяжелый труд.
Девушка 2: Например?
Девушка 3: Например, при покупке кроссовок надо выбрать такой фасон, чтобы потом и в театр, и на день рождения пойти (все понимающе кивают).
Девушка 1: А что с подарком делать будем? Как обычно: пена для бритья и лосьон?
Девушка 2: Нет, если у мужчины в косметичке куча аксессуаров – значит что-то с ним не так, а вот, если одна зубная щетка – ты брутальный пацан. Подарим им зубные щетки.
Девушка 3: И самое главное, нашу любовь (рисуют в воздухе сердечки).
Ученицы 4 – х классов исполняют песню на слова Р. Гамзатова
«Журавли».
Выступление учащихся учителя Дагестанской литературы Коркмасовой З. К.
Учащиеся 3 класса:
Омарла Батырай «Песни о герои»
Ой. храбрец мой дорогой,
Златоглавый мой храбрец.
Ой, храбрец, проворный друг,
Синей ласточки быстрей!
Сколько б песен я ни спел –
Песни храброму пою,
Ибо, где случиться, он
Против ста пойдёт один.
Пусть у храброго отца
Не родиться робкий сын,
Ибо должен будет он
Дать отпор рагам отца.
Пусть у робкого отца
Не родиться храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.
Ученик 3 класса читает стихотворение Расула Гамзатова «Отрывок из поэмы».
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить им могли
О погибших в Хиросиме.
И о страшной туче белой
Грибовидной кучевой,
Что болезни лучевой
Мечет гибельные стрелы
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов – то малость
Сделать девочке осталось…
Для больной нелёгок труд,
Всё её, бедненькой, казалось,
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут-
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут,
Преградив пути к войне.
Ученик 3 класса:
Расул Гамзатов «Говорят, что посмертно».
Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей Земли,
отвоеванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.
Сценка из рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики» (отрывок).
Выступление учителя даргинского языка Абдурахмановой З.А. и ее учащихся:
Читают ученики 1 класса:
1.Илди дугьби дурулра
Байрахъла удир нуни
ХIу мяхIкамли хIербирес
Чейсулра, ВатIан, мар.
2.Гьалмагунала гьалав
ИшбархIи ну тIашлира
Неш ВатIанник мардешлис
Дурхъаси хъа бирулра.
3.Хъяла дурхъати дугьби
Иргъули сар Ватанни
Илди уркIилизирад
Дурули сай ургъанни.
Выступление учителя Дагестанской литературы Хасболатовой М. Б. и ее учащихся:
Читает ученица 5 класса Лачинова С.
Выступление учителя аварского языка Загаловой З. и ее учащихся:
Выступление учителя Дагестанской литературы Г.И. и ее учащихся:
Читают учащиеся 6 класс:
Расул Гамзатов «Я не хочу войны».
Дню минувшему замена
Новый день.
Я с ним дружна.
Как зовут меня?
«Зарема!»
Кто я?
«Девочка одна!»
Там, где Каспий непокладист,
Я расту, как все растут.
И меня еще покамест
Люди «маленькой» зовут.
Я мала и, вероятно,
Потому мне непонятно,
Отчего вдруг надо мной
Месяц сделался луной.
На рисунок в книжке глядя,
Не возьму порою в толк:
Это тетя или дядя,
Это телка или волк?
Я у папы как-то раз
Стала спрашивать про это.
Папа думал целый час,
Но не смог мне дать ответа.
Двое мальчиков вчера
Подрались среди двора.
Если вспыхнула вражда —
То услуга за услугу.
И носы они друг другу
Рассадили без труда.
Мигом дворник наш, однако,
Тут их за уши схватил:
«Это что еще за драка!»
И мальчишек помирил.
Даль затянута туманом,
И луна глядит в окно,
И, хоть мне запрещено,
Я сижу перед экраном,
Про войну смотрю кино.
Вся дрожу я от испуга:
Люди, взрослые вполне,
Не дерутся,
а друг друга
Убивают на войне.
Пригляделись к обстановке
И палят без остановки.
Вот бы за уши их взять,
Отобрать у них винтовки,
Пушки тоже отобрать.
Я хочу, чтобы детей
Были взрослые достойны.
Став дружнее, став умней,
Не вели друг с другом войны.
Я хочу, чтоб люди слыли
Добрыми во все года,
Чтобы добрым людям злые
Не мешали никогда.
Слышат реки, слышат горы —
Над землей гудят моторы.
То летит не кто-нибудь —
Это на переговоры
Дипломаты держат путь.
Я хочу, чтоб вместе с ними
Куклы речь держать могли,
Чьих хозяек в Освенциме
В печках нелюди сожгли.
Я хочу, чтобы над ними
Затрубили журавли
И напомнить им могли
О погибших в Хиросиме.
И о страшной туче белой,
Грибовидной, кочевой,
Что болезни лучевой
Мечет гибельные стрелы.
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось…
Для больной нелегок труд,
Все ей, бедненькой, казалось —
Журавли ее спасут.
Журавли спасти не могут —
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут,
Преградив пути войне.
Если горцы в старину
Сталь из ножен вырывали
И кровавую войну
Меж собою затевали,
Между горцами тогда
Мать с ребенком появлялась.
И оружье опускалось,
Гасла пылкая вражда.
Каждый день тревожны вести,
Снова мир вооружен.
Может,
встать мне с мамой вместе
Меж враждующих сторон?
Читает стихотворение ученица 6 класса:
Расул Гамзатов — Сыновья, стали старше: Стих
Сыновья, стали старше вы павших отцов.
Потому что на марше — любой из бойцов,
Потому что привалы годам не даны.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Не чернила, а кровь запеклась на земле,
Где писала любовь свою повесть в седле.
Этой повести строки поныне красны.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
В вашем возрасте мы возглавляли полки,
Отсвет звездности падал на наши клинки.
Опустили нас в землю, как в саблю ножны.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Мы не знали испуга пред черной молвой
И своею за друга клялись головой.
И отцов не позорили мы седины.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Все, что мы защищали, и вам защищать,
Все, что мы завещали, и вам завещать,
Потому что свобода не знает цены.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Нужно вам, как нагорью, далёко смотреть,
Волноваться, как морю, как звездам, гореть
Будьте долгу верны, добрым думам верны
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Выступление учителя даргинского языка Кабаевой М. и ее учащихся:
Выступление учителя Дагестанской литературы А.Т. и ее учащихся:
Читает ученик 1 класса:
Расул Гамзатов «Однажды утром мать меня спросила».
Однажды утром мать меня спросила:
«Сынок, скажи мне, быть ли вновь войне?
Я нынче слезы видела во сне,
Я слышу шум, я двери затворила».
«Не бойся, мама, этот шум иль шорох
Пускай твоих не беспокоит снов:
То жабы квакают в своих гнилых озерах
И напугать хотят степных орлов».
Читает ученик 2 класса:
Расул Гамзатов «Тезке моего брата».
Дорогой мой товарищ, земляк и герой,
Я не знаю тебя,
Но приветствовать рад.
Вот прошел уже год и проходит второй,
Как погиб на войне мой единственный брат.
Мне обидно,
Что мало он видел дорог,
Что еще не успел орденов заслужить:
Грудь героя,
Где им полагается быть,
В самом первом сраженье осколок прожег.
Брат был молод и весел, как горный ручей.
Где ж теперь он лежит, неподвижен и нем?
Нет, не высушить слез материнских очей
И отца моего не утешить ничем.
Но сегодня про подвиг твой
Слух к нам пришел,
И тогда, в первый раз за нерадостный срок,
Мать сменила свой черный печальный платок,
И отец будто заново сына нашел.
Магомед,
Не встречались мы, но все равно
Я тебя словно брата люблю своего,
Не за то, что у вас
С братом имя одно,
А за то,
Что убил ты убийцу его.